Сделай Сам Свою Работу на 5

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД





Тема 1. Законодательная база декларирования.

Общие принципы регулирования перемещения товаров

И транспортных средств через таможенную границу

1.1. Основные понятия, используемые при таможенном оформлении

И контроле, согласно Таможенному кодексу РФ

 

Терминологический аппарат процесса таможенного оформления и таможенного контроля определен в своей основе статьей 4 Таможенного кодекса РФ.

Отношения, связанные с таможенным оформлением начинаются как правило в случае перемещения товаров через таможенную границу и этому понятию дадим определение в первую очередь.

Перемещение товаров – ввоз или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза.

Таким образом ключевым объектом таможенного оформления является товар. Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу (в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу)

В силу развития экономических отношений и повышения гибкости таможенного регулирования для некоторых категорий товаров потребовались специальные определения. В первую очередь для транспортных средств.



Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер. При этом запчасти, оборудование, технические жидкости, если они предусмотрены для эксплуатации этого ТС и перевозятся вместе с ним также относятся к данному транспортному средству.

Транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала или завершения международной перевозки грузов или пассажиров.

Таможенное регулирование со стороны таможенных органов ТС может осуществляться только в пределах таможенной территории ТС. Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за ее пределами искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.



Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.

После перемещения товаров через ТГ они могут быть использованы по разному (проданы, переработаны, помещены на склад, уничтожены). Поэтому и в таможенном законодательстве предусмотрены различные методы регулирования в зависимости от дальнейшего использования товаров. Для упорядочивания процесса применения этих методов существуют таможенные процедуры. Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (аналог таможенных режимов по ТК РФ).

Таким образом, процедура это некоторый план, который в свою очередь состоит из таможенных операций. Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. При этом, таможенные операции могут осуществляться как в рамках таможенных процедур, так и в других процессах, связанных с перемещением товара через таможенную границу.

Сам процесс таможенного оформления неразрывно связан с субъектом его осуществления, а именно с таможенными органами. Согласно ТК ТС таможенные органы это таможенные органы государств-членов таможенного союза. Поскольку в части не урегулированной ТК ТС действует таможенное законодательство России, то уместно дать определение таможенным органам по ТК РФ. Таможенные органы определяются как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации. Структура таможенных органов состоит из четырех уровней: на верхнем уровне находится Федеральная таможенная служба России, на среднем региональные таможенные управления и на нижнем – таможни и таможенные посты.



 

1.2 Назначение, содержание и основные задачи

государ­ственного регулирования ВЭД.

Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД

 

При рассмотрении таможенного оформления возникает вопрос о целях его существования, ведь можно было бы просто перемещать товар из одной страны в другую, также как это происходит внутри государства. Однако на современном этапе большинство стран неспособно отказаться от регулирования внешнеэкономической деятельности. В этой связи таможенное оформление помогает реализовать разрешительный порядок перемещения товаров через таможенную границу. Тем самым в руках государства оказываются мощные рычаги воздействия на товарообменные процессы и ВЭД в целом. Дальнейшее изложение поможет объяснить необходимость реализации именно разрешительного порядка перемещения товаров.

Регулирование ВЭД в рыночной экономике осуществляется государством в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Конкретнее сюда относится:

- стимулирование экспорта товаров высокой степени переработки,

- защита развивающихся отраслей от иностранной конкуренции,

- защита потребителей от недоброкачественной продукции,

- недопущение на территорию страны запрещенных к ввозу опасных товаров (оружие, наркотики, радиоактивные отходы),

- пресечение попыток незаконного вывоза культурных ценностей и т.д.

Деятельность государственных ор­ганов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, методы и конкретные задачи определяются каждой страной, исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

В целом внешнеэкономическая деятельность является широким понятием, включающим внешнеторговую деятельность, валютные и финансово-кредитные операции, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество и др.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различ­ными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и адми­нистративные, а по другой классификации на тарифные и нетарифные. Эти методы опосредовано выражают и цели, которые преследует регулирование ВЭД.

Экономические методы регулирования ВЭД базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов (НДС, акциз и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют приро­де рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регу­лирования ВЭД в современных условиях.

Административные методы включают государственные прави­ла, и запреты, с помощью которых государство осуще­ствляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регла­ментирует различные стороны их деятельности в интересах обще­ства. Административные методы в большинстве случаев противо­речат природе рыночных отношений и поэтому сфера их примене­ния постепенно сужается.

Правовая основа таможенного регулирования ВЭД с июля 2010 г. в своей структуре претерпела изменения. Основное место в ней занял ТК ТС и решения Комиссии таможенного союза. Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

В сферах не урегулированных данными документами действует законодательство стран-членов ТС. Для России наиболее значимыми документами являются ТК РФ, закон «Об основах государственного регулирования ВТД», закон «О таможенном тарифе».

Центральным элементом регулирования ВЭД с помощью экономических методов не только для России, но и для любого государства является таможенный тариф. Эффективность данного инструмента связана с действием его через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделя­ют протекционистскую и фискальную.

Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импорт­ных товаров увеличивает их стоимость на внутреннем рынке и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных на­циональных товаров.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает по­ступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. В российских условиях тариф продолжает выполнять преимущественно эту функцию.

Дополнительно выделяют балансировочную функцию тарифа, при введении экспортных пошлин, устанавливаемых с целью предотвращения нежелательного экспор­та товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причи­нам ниже мировых.

Помимо тарифа существует широкий круг инструментов регулирования, обозначаемых термином нетарифные ограничения. К ним относят различные меры финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей. Их использование создает препятствие для внешней торговли товарами и услугами.

В последние десятилетия нетарифные ограничения активно использовались многими государствами, в том числе различными по уровню своего экономического развития. Развивающиеся страны более интенсивно применяли нетарифные ограничения.

Такой объем использования нетарифных ограничений в международной торговой практике обусловил необходимость создания соответствующих баз данных, способствующих решению задач их систематизации и классификации.

По классификационной схеме, разработанной ВТО, в настоящее время насчитывает более 600 видов нетарифных мер, которые объединены в пять основных категорий:

1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях: субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям.

2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара, завышенные требования к необходимой для оформления документации.

3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара; правила и порядок сертификации продукции.

4. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также, валютные ограничения.

5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Несмотря на рекомендации ВТО по снижению количества применяемых видов нетарифных ограничений и снятию многих технических барьеров, данные меры продолжают в достаточном объеме применяться и до сих пор, в том числе и в России. Преимуществом применения мер нетарифного регулирования является скорость их воздействия. С их помощью участников ВЭД вынуждают направлять свое развитие в запрограммированном направлении.

Зачастую меры нетарифного регулирования очень плотно переплетены с другими направлениями таможенного дела, такими, как таможенный контроль, валютный контроль, тарифные меры и т.д. Причем эффект от их применения может быть более высоким и быстрым, чем у экономических инструментов.

Обобщая сказанное о методах регулирования, можно выделить основные задачи которые выполняются с их помощью:

- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров;

- совершенствование товарной структуры экспорта и импорта;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таким образом, вышеизложенное определяет основы необходимости соблюдения разрешительно порядка перемещения товаров через таможенную границу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.