Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое положение Министерства регионального развития Российской Федерации

 

Государственное управление в области регионального развития осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Минрегион России осуществляет функции:

- по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;

- по согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития;

- по осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- по разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

- по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства;



- по координации деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства*(175).

К важнейшему полномочию Министерства регионального развития Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в соответствующей сфере деятельности. Министерство принимает нормативные правовые акты по таким вопросам, как:

- перечень поселений, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности;

- федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

- порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;

- определение стоимости 1 кв. метра жилья, используемой при расчете средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд;

- методика расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, тарифов на коммунальные услуги, а также ряд других.

Министерство осуществляет: мониторинг и анализ реализации государственной национальной политики, государственной политики в отношении казачества, а также реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям России; реализацию государственной политики в области развития регионов с учетом социально-экономических, географических и других особенностей, в области местного самоуправления, приграничных и межрегиональных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; анализ эффективности использования средств государственной поддержки субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями; функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также ряд иных функций в установленной сфере деятельности.

Минрегион России осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и, в частности, за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности; за соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; за соблюдением процедур, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории на основании схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также в ряде других сфер.

Министерство осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности. Минрегион России осуществляет государственную экспертизу проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Министерство вправе направлять обязательные для исполнения предписания об отмене нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных им полномочий, или о внесении изменений в такие акты; направлять органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных им полномочий, вносить в Правительство Российской Федерации предложения о временном изъятии переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в случае неисполнения или ненадлежащего их исполнения указанными органами.

 

Глава 29. Управление в области транспорта

 

Содержание государственного управления в области транспорта

 

Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности страны, обеспечения обороны и безопасности, повышения уровня жизни населения.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относятся федеральные транспорт, пути сообщения. К ведению субъектов Российской Федерации относятся транспортное обслуживание населения, развитие региональной сети автомобильных дорог, а также другие вопросы регионального характера в сфере транспорта. В связи с этим управление в области транспорта осуществляется как на федеральном уровне, так и на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время существуют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и внутренний водный), автомобильный, гражданская авиация, а также специальные виды транспорта.

Законодательной базой функционирования транспорта в Российской Федерации являются:

- железнодорожного транспорта: Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта";

- водного транспорта: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

- автомобильного транспорта: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

- гражданской авиации: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.

В области функционирования транспорта действует также ряд других законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов исполнительной власти.

Анализ данных законодательных и иных нормативных правовых актов позволяет дать характеристику каждого из указанных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожный транспорт общего пользования - это производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

- устойчивость работы железнодорожного транспорта;

- доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;

- развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

- согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водный транспорт включает в себя внутренний водный транспорт и морской транспорт. Внутренний водный транспорт представляет собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации (естественных или искусственно созданных федеральных путях сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства). Морской транспорт - это производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на морских путях (между морскими портами Российской Федерации).

Автомобильный транспорт представляет собой производственно-технологический комплекс с входящими в него автотранспортными предприятиями и организациями, осуществляющими автомобильные перевозки. Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, и к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории Российской Федерации.

Для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты автотранспортные предприятия и организации должны иметь подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и др.), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы*(176).

Гражданская авиация - это авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.

Гражданская авиация включает в себя организации и принадлежащее им имущество - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.