Сделай Сам Свою Работу на 5

Полная занятость. Потенциальная и реальная величина национального производства. Различие в анализе равновесия на рынке благ между кейнсианской и классической школами. Закон Сэя.





Полная занятость –оптимальная загрузка производственных мощностей и безработицы на естественном уровне.

В макроэкономическом анализе большое значение имеет категория полной занятости. В плановой экономической системе подполной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы»– не более 3,5–6,5% от общей численности рабочей силы.

Номинальный (потенциальный) ВВП – ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП влияют два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен.

Реальный ВВП – ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года.

В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, заработная плата, ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости факторов производства. Кривая совокупного предложения (AS) выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. (графики есть в лекции «Макроэкономическое равновесие», пункт 1 Модель «совокупный спрос-совокупное предложение») Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВВП или занятости. Классическая кривая АS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВВП), т.е. уровень ВВП при естественном уровне безработицы или максимально высокий уровень ВВП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах, без роста темпов инфляции.



Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), в течение которого цены на факторы производства остаются «жесткими», фиксированными, даже при изменении общего уровня цен. Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) рассматриваются как «гибкие». Эта модель исходит из неполного использования ресурсов в экономике − неполной занятости. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер.



Важное место в анализе общественного воспроизводства получили положения теории Жана-Батиста Сэя(1767–1832), французского экономиста, пропагандировавшего идеи А.Смита во Франции. Он известен своим «законом Сэя», предложенным им в 1803 г. В соответствие с этим законом, реальный совокупный спрос способен автоматически поглощать весь объем продукции, производимой в обществе при имеющихся технологиях и ресурсах. Иными словами, «предложение создает свой собственный спрос». Согласно позиции Сэя, товары создаются лишь для того, чтобы на вырученные деньги получить какие-либо блага. Произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров и достаточен для их полной реализации. В итоге экономическая система автоматически поддерживается в состоянии равновесия. Основную идею Сэя разделяют сторонники неоклассического течения современной экономической науки, дополнившие эту теорию такими категориями, как ставка процента, заработная плата, уровень цен в стране, которые рассматриваются как гибкие, способные уравновесить рынки.



Модель AS/AD. Совокупный спрос: понятие, структура и факторы. Эффекты, объясняющие обратную зависимость совокупного спроса от уровня цен.

Модели AS/AD

AD- совокупный спрос (агрегированный, общий) – величина расходов, всех макроэкономических субъектов на потребление товаров и услуг, произведенных экономикой страны.

AD=С+I+G+Xn

C-потребительские расходы; · спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос

I-инвестицииспрос фирм, т.е. инвестиционный спрос

G- спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг

Xn-спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт

К числу ценовых факторов совокупного спросаотносят эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

 

Эффект процентной ставкиоказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — инвестиции. С повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций.

Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

К неценовым фактором совокупного спроса относят изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3.

На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем выше совокупный спрос.

Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен. Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

 

(график см. в тетрадь)

AD=AD (P) ( P c чертой наверху)

 

AS - совокупное предложение – это объем произведенных в стране товаров и услуг.

 

AS= AS(Р с чертой на верху) ( зависимость совокупного предложения определятся временным промежутком

 

SR-кратковременный период R-долгосрочный период

(графики смотри в тетрадь)

y*- потенциальный объем выпуска- это величина выпуска max достижения в долгосрочном периоде. Наблюдается при полной занятости всех ресурсов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.