Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности формирования спроса на экономические ресурсы





Любой ресурс необходим только в том случае, если с его помощью можно произвести продукцию, имеющую определенную полезность для потребителей, т.е. чем больше единиц товаров желают приобрести покупатели по каждой цене, тем в больших количествах фирмы должны продавать эти товары, значит, тем на большее количество ресурсов, необходимых для производства данных товаров, будет предъявляться спрос.

Следовательно, спрос на экономические ресурсы имеет зависимый характер и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов.

Величина спроса на экономические ресурсы определяется количеством ресурсов, которые фирмы готовы приобрести при существующих ценах, в данном месте, в данное время.

В отличие от спроса на готовую продукцию, спрос на ресурсы имеет производный характер, поскольку непосредственно зависит не только от цены на ресурс, но и от спроса и цен на готовую продукцию, изготавливаемую фирмой при помощи данного ресурса.

Таким образом, спрос на ресурсы зависит от:

спроса на товар, в производстве которого используются те или иные ресурсы, т.е. спрос на ресурсы – это производный спрос. Очевидно, что если растет спрос на автомобили, то повышается их цена, увеличивается выпуск и возрастает спрос на металл, резину, пластмассу и др. ресурсы;



предельной производительности ресурса, измеряемой, напомним, предельным продуктом (МР). Если покупка станка дает больший прирост выпуска, чем наем одного рабочего, то, очевидно, фирма, при прочих равных условиях, предпочтет купить станок.

С учетом этих обстоятельств каждая фирма, предъявляя спрос на ресурсы, сопоставляет тот доход, который она получит от приобретения данного ресурса, с издержками на приобретение этого ресурса, т.е. руководствуется правилом:

MRP = MRC,

где MRP – предельная доходность ресурса;

MRC – предельные издержки ресурса.

Предельная доходность ресурса или предельный продукт ресурса в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Приобретя единицу ресурса и использовав его в производстве, фирма увеличит объем производства на величину предельного продукта (MP). Продав этот продукт (по цене р), фирма увеличит свой доход на величину, равную выручке от продажи этой дополнительной единицы, т.е.



MRP = MP × p.

Таким образом, MRP зависит от производительности ресурса и цены продукции.

Предельные издержки ресурса характеризуют прирост издержек производства в связи с приобретением дополнительной единицы ресурса. В условиях совершенной конкуренции этот прирост издержек равен цене ресурса.

Допустим, что фирма при заданной величине капитала (C) может расширить объем выпуска (ТР), увеличивая численность рабочих (L) (таблица 1).

 

Таблица 1

Число рабочих (L) Совокупный продукт, ед. () Предельный продукт, ед. (МР) Цена продукта, ден. ед. (р) Предельный продукт в денежном выражении, ден.ед. (MRP)
   

 

Нанимая каждого последующего рабочего, фирма увеличивает свой доход, но в силу действия закона убывающей отдачи, все замедляющимися темпами. Первый рабочий увеличил доход фирмы на 60 ден. ед., второй – на 50 ден. ед., третий – на 46 ден. ед. и т.д. Предположим, что заработная плата составляет 30 ден. ед., тогда фирма наймет трех рабочих, так как каждый из них будет создавать доход, больший, чем его заработная плата. Четвертый и последующие рабочие приносили бы фирме убытки, так как их зарплата превышала бы доход, который они могли бы принести.

Таким образом фирма определяет спрос на отдельный ресурс, но в производстве используется множество ресурсов и конечная отдача зависит не только от производительности данного ресурса, но и от тех пропорций, в которых соединяются ресурсы. Ведь производительность рабочего зависит не только от его уменья, навыков, квалификации, но и от того, насколько технически оснащен его труд. Отсюда возникает вопрос, каково должно быть соотношение разных ресурсов или какое их соотношение будет оптимальным, т.е. обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции.



Фирмадостигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса и т.д., т.е.

где МРL и МРС соответственно, предельный продукт труда и предельный продукт капитала;

рL и рС соответственно, цена труда и цена капитала;

При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, т.е. отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства.

Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль.

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Фирма обеспечит получениемаксимальной прибыли, если отношение предельной доходности одного ресурса к цене этого ресурса будет равно отношению предельной доходности другого ресурса к цене этого ресурса и будет равно единице, т.е.:

Или другими словами, фирма максимизирует прибыль, если применяет такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене.

 

Задача 1

Определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при среднем доходе покупателя 2300 у.е. в месяц объем индивидуального спроса составляет 5 шт., а при доходе 2500 у.е. – 6 шт.

Решение:

1) Первоначальный размер доходов потребителей:

I = 2300 у.е.

2) Величина, на которую возросли или уменьшились доходы по сравнению с первоначальным уровнем:

∆I = 2500 - 2300 = 200 (у.е.)

3) Первоначальный уровень спроса, т.е. количество продукции данного вида, выкупаемое потребителями при первоначальном размере их доходов:

Q = 5 шт.

4) Величина изменения спроса на данный товар, вызванного изменением доходов потребителей:

∆Q = 6 - 5 = 1 (шт.)

5) Эластичность спроса по доходу:

E = ∆Q / ∆I * I / Q= 1 / 200 * 2300 / 5 = 2,3.

E > 1, рассматриваемый товар нормальный и относится к предметам роскоши.

Задача 2

Дайте максимально подробную рыночную характеристику товара «стиральная машина» по следующему плану:

1. Нормальный товар, предмет первой необходимости, потребительский, длительного пользования. Доля затрат на его приобретение в бюджете потребителя – высокая. Товар однородный, очень низкая возможность перехода из категории блага в антиблаго (например, в ситуации, если будет проведена массовая пропаганда о вредном воздействии стиральных машин на организм человека), очень низкая возможность перехода из категории блага частное благо (в случае, если доходы населения резко упадут и стиральная машина станет предметом роскоши), очень низкая возможность перехода из категории блага общественное благо (товар личного пользования).

2. Ключевая потребность – стирка. Если стиральная машина используется одним человеком/домохозяйством – является личной потребностью, если как элемент производства на предприятии – производственная потребность. Покупка стиральной машины является вторичной потребностью, т.е.альтернативной потребностью выбора между ручной стиркой и автоматической. Является индивидуальной потребностью, так ее человек может удовлетворить самостоятельно, индивидуально либо в семье.

3. Рассмотрим основные факторы эластичности спроса применительно к стиральным машинам:

1. Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос. При этом следует заметить, что чем более агрегированный товар мы рассматриваем, тем относительно ниже эластичность. Если рассматривать стиральную машину как агрегированный, обобщенный товар, то он практически не имеет товаров-заменителей, т.е. спрос на него неэластичный. Однако если принять о внимание все многообразие современных стиральных машин – ультразвуковых, полуавтоматов, автоматов и т.д., то спрос на данный товар эластичен.

2. Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность. Покупка стиральной машины требует значительной доли бюджета, следовательно, спрос на нее эластичный.

3. Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными. В современном обществе стиральная машина есть в каждом домохозяйстве и вряд ли кто откажется от ее использования, например, в целях экономии. Следовательно, спрос на товар неэластичный.

4. Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос (спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные). Возможности среднестатической стиральной машины ограничены – это стирка и отжим вещей. Хотя современные стиральные машины оснащены системой глажки белья, кипячения, отбеливания. Однозначно ответить о степени эластичности стиральных машин по данному критерию невозможно.

5. Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятия решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар. Стиральные машины потребители покупают не спонтанно, предварительно обдумав нужную модель, функции и т.д. Следовательно, спрос на товар эластичный.

Таким образом, спрос на товар «стиральные машины» является эластичным, т.е. спрос на товар сильно зависит от цены и доходов потребителей.

4. Рассмотрим основные факторы эластичности предложения применительно к стиральным машинам:

1. Фактор времени — основной фактор. Чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение. В течение краткосрочного периода продавцы стиральных машин не способны изменить все свои факторы производства, поэтому предложение не эластично.

2. Зависимость между ценой товара и общей выручкой продавца. Если P и TR изменены в одном направлении, тогда предложение является неэластичным. Если P и TR изменены в разных направлениях - предложение эластично. В данном случае при росте цен на стиральные машины, общая выручка продавца также растет, т. е. предложение не эластично.

3. Наличие резерва производственных мощностей. Когда промышленность производителей стиральных машин работает на полную мощность, оборудование не простаивает, рабочие остаются с оплатой работы и заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет неэластичным.

4. Уровень запасов. Если у производителей стиральных машин есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

Из вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что предложение стиральных машин не эластично

5. Ручная стирка в тазу (сопряженность низкая); услуги прачечной (сопряженность высокая); ручная стирка в водоеме (сопряженность низкая).

6. Стиральный порошок (сопряженность высокая), средство для очистки барабана стиральной машины (сопряженность средняя); кондиционер-ополаскиватель (сопряженность средняя).

7. Неценовые факторы увеличения спроса:

· запуск рекламы во всех источниках СМИ инновационной стиральной машины, которая стирает обувь;

· увеличение размера пенсии у пенсионеров и , как результат, доступность покупки стиральной машины.

· потребительские ожидания изменения будущих цен. Так, если наблюдается резкий и высокий рост курса доллара, потребители начинают хаотично скупать товары длительного пользования, пока на них не поднялись цены, в числе товаров – стиральные машины.

8. Неценовые факторы уменьшения спроса:

· резкое гиперувеличение тарифов на использование воды;

· уменьшение доходов населения ниже бюджета прожиточного минимума.

· Массовая агитация с привлечением известных лиц в СМИ к стирке вручную как показателя здорового образа жизни, активной жизненной позиции и т.д.

9. Неценовые факторы увеличения предложения:

· увеличение количества продавцов стиральных машин;

· субсидирование государством производителей стиральных машин;

· технологический прогресс в производстве стиральных машин, который влечет снижение затрат на их производство.

10. Неценовые факторы уменьшения предложения:

· Увеличение налогов на продажу стиральных машин;

· Уменьшение количества продавцов стиральных машин;

· увеличение цен на оборудование и комплектующие для производства стиральных машин.

11. Явные постоянные издержки:

· аренда здания для производства стиральных машин;

· обслуживание станков и оборудования, предназначенных для производства стиральных машин;

· зарплата консультантам на горячей линии производителя.

Явные переменные пропорциональные издержки:

· коммунальные платежи (электричество и т.д.);

· оплата транспортных расходов;

· заработная плата индивидуальным инструкторам.

Явные переменные прогрессивные издержки:

· экологический налог (налог на выбросы загрязняющих веществ);

· оплата труда за сверхурочные часы работы рабочих;

· потери, возникшие в результате неисправности стиральных машин.

Явные переменные регрессивные издержки:

· затраты на обновление станков и оборудования;

· затраты на рекламу стиральных машин;

· стоимость сервисного обслуживания стиральных машин.

12. Неявные издержки:

· прибыль, которую производитель стиральных машин мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело, например, в производство телевизоров;

· процент на капитал, вложенный в ценные бумаги;

· доход от сдачи в аренду оборудования для производства стиральных машин.

13. Безвозвратные издержки:

· затраты на проведение маркетингового исследования рынка стиральных машин;

· затраты на разработку названия стиральной машины;

· создание веб-сайта производителя стиральной машины.

14. Рассмотрим критерии классификации рыночных структур:

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. В мировом производстве стиральных машин существует большое количество производителей: Candy, Ardo, Indesit, Samsung, LG, Ariston, Beko, Siltal, Bosch, Electrolux, Whirlpool, Kaiser, Gorenje, Siemens, AEG, Miele, Brandt и т.д., что характерно для совершенной и монополистической конкуренции.

2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Рыночные цены задают такие мировые производители, как Indesit, Samsung, LG, Siemens, Whirlpool, Bosch. Наблюдается некоторый контроль над ценами, но в узких рамках, что характерно для монополистической конкуренции.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Стиральные машины – довольно однородный продукт, а чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции. Условия вступления в ряды производителей стиральных машин сравнительно легкие – барьеры практически отсутствуют, что характерно для рынка монополистической конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. В сфере производства стиральных машин присутствует неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении качества продукции и комплектующих, сроков гарантийного обслуживания, доступности мировых брендов, а также рекламы стиральных машин. Присуща рынку монополистической конкуренции.

Следовательно, тип рыночной структуры рынка стиральных машин – монополистическая конкуренция.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.