Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепции международной торговли. Торговая политика.





Международная торговля является одной из наиболее важных форм международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами через национальные границы. Международная торговля зародилась в глубокой древности, но лишь в ХIX она приняла форму мирового рынка, в котором участвуют почти все развитые страны.

В мировой торговле существуют следующие виды внешнеторговых операций:

1) экспортные – связаны с вывозом товаров;

2) импортные – связаны с ввозом товаров в страну;

3) реэкспортные – связаны с обратным вывозом из страны товаров, ввезенных ранее из-за границы, без их переработки;

4) реимпортные – связаны с обратным привозом из-за границы отечественных товаров, не подвергавшихся там переработке.

Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых.

При импорте товаров приобретаются те товары, производство которых отсутствует или недостаточно для удовлетворения потребностей, как правило, покупаются те товары, затраты на производство которых ниже, чем внутри страны.



Чистый экспорт - это разница между экспортом и импортом.

Внешнеторговый оборот представляет собой сумму экспорта и импорта.

Международная торговля осуществляется в следующих формах:

1) прямые коммерческие экспортно-импортные сделки;

2) встречная торговля, при которой оплата поставок осуществляется встречными поставками товаров. Основной разновидностью встречной торговли являются бартерные сделки – это сделки на основе натурального обмена товарами без денежных расчетов. Если бартерная сделка продлевается на долговременный период и включает корзину товаров, то стороны используют клиринговые соглашения. Другие компенсационные сделки, предполагающие встречные поставки товаров, называются офсетными.

Методы международной торговли:

- прямые сделки с экспортером;

- сделки через посредников (дилеров, консигнаторов, агентов и т.д.)

- биржевая торговля.

Цены международной торговли – совокупность цен, действующих на международных рынках и во внешнеторговом обороте отдельных стран; различаются в зависимости от места, времени, условий реализации товара и особенностей контракта;



Мировая цена – денежное выражение стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара.

Теории (концепции) международной торговли в своем развитии прошли ряд этапов и выступали в различных направлениях экономической мысли.

Теория меркантилизма, господствующая в течение трех столетий (XV-XVIII вв.) исходила из наличия барьеров, затрудняющих проникновение в страну зарубежных купцов.

Классическая теория международной торговли включает в себя теорию абсолютного преимущества (основоположник Адам Смит) и теорию сравнительного преимущества, предложенную Давидом Рикардо.

Теория абсолютного преимущества исходила из того, что международная торговля основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах.

Теория сравнительных преимуществ обосновывает целесообразность международной торговли и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Д. Рикардо показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. отношение издержек производства этого товара к издержкам производства остальных товаров в данной стране будет ниже, чем аналогичное соотношение в других странах. Именно этот товар страна будет экспортировать в обмен на другие товары.

Современные западные экономисты развили и модифицировали теорию международной торговли, обоснованную Д. Рикардо. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин в 30-х годах ХХ века исходили из того, что различия в сравнительных издержках между странами объясняются, во-первых тем, что в производстве различных товаров факторы используются в разных соотношениях, и во-вторых, тем, что обеспеченность стран факторами производства неодинакова.



Теорию внешней торговли Хекшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. В соответствии с этой теорией в открытой экономике каждая страна специализируется в выпуске товаров, требующих больше факторов, которыми страна сравнительно лучше обеспечена. Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанные соотношения ниже, чем в других, то фактор считается дефицитным.

Цена равновесия на мировом рынке это цена, при которой спрос на мировом рынке на определенный товар равен предложению, т.е. цена, уравновешивающая избыточный спрос на товар Х в стране А и избыточное предложение данного товара в стране В.

В общем виде выигрыши и потери производителей и потребителей двух стран, а также мирового хозяйства можно охарактеризовать следующим образом.

В стране, экспортирующей определенную продукцию, произойдет повышение внутренней цены до уровня мировой, в результате чего потребители в этой стране теряют часть потребительского излишка, а производители выигрывают от роста цен и расширения производства.

В стране, импортирующей эту продукцию произойдет снижение внутренний цены (так как уровень мировых цен ниже внутренних в данной стране), что повлечет за собой увеличение внутреннего спроса и уменьшение предложения. Таким образом в данной стране потребители выигрывают, а производители понесут убытки от снижения цен. В итоге каждая страна будет иметь чистый выигрыш, а выигрыш мирового хозяйства в целом представляет собой сумму чистых выигрышей отдельных стран.

Распределение выгод между странами зависит от того, в какой степени изменяются внутренние цены в результате установления торговых отношений. Больше выигрывает страна, у которой цены изменились сильнее. Правило распределения выгод гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.

Выигрыш страны А /выигрыш страны В = Д % / S%

Д%, S%изменение относительных цен соответственно в стране А и В в процентах от цены мирового рынка.

Для анализа динамики экспортных и импортных цен отдельных стран используется показатель «условий торговли» :

Т=Рх / Рm

где Т – условие торговли

Рх – индекс экспортных цен

Рm – индекс импортных цен

Торговая политика – относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Истории мировой торговли известны два противоположных подхода во внешнеторговой сфере: свободная торговля и протекционизм.

Сторонники свободной торговли (либералисты) призывают к устранению искусственных, установленных правительством, барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.

Протекционизм – государственная политика, направленная на поддержку отечественных производителей, их защиту от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков. Развитие международной интеграции привело к использованию коллективного протекционизма, например ЕС. Право защиты развивающихся стран от конкуренции развитых стран закреплено в ряде документов ООН и других международных учреждений. В качестве инструментов торговой политики используются тарифы, квоты, добровольные ограничения экспорта и др.

Тариф – это таможенная пошлина на импорт. Ограничения свободной торговли используются для достижения различных целей: защита оборонных отраслей промышленности, увеличение внутренней занятости ресурсов, защита монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка, защита новых «молодых» отраслей, предотвращение демпинга.

Демпинг– это сбыт импортной продукции по ценам более низким в сравнении с внутренними рыночными ценами в стране – изготовителе.

Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины призваны нейтрализовать отрицательные последствия для страны-импортера демпинга и экспортных субсидий.

Экспортные субсидии представляют собой финансовую поддержку предприятий-экспортеров конкретной продукции. Могут использоваться прямые и косвенные способы использования экспортных субсидий. При запретах прямых экспортных субсидий могут использоваться косвенные способы государственного субсидирования экспорта: льготные кредиты экспортерам, организация рекламы экспортных товаров за рубежом за счет средств из бюджета, налоговые льготы отечественным фирмам – экспортерам в зависимости от объема экспорта и др.

Квоты на импорт и экспорт – ограничение импорта или экспорта определенным количеством той или иной продукции или долей импорта (экспорта) в общем объеме потребления (производства).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, вводимые иностранным государством «добровольно», лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны.

Таможенный союз – соглашение между странами входящими в него об установлении режима свободной торговли и проведении единой импортной политики в отношении третьих стран. Государственное регулирование внешней торговли дополняется межгосударственным регулированием, которое осуществляется по разным линиям, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

ГАТТ является представительной международной организацией, действовавшей с 1 января 1948 г. Преемницей ее с 1995 г. стала Всемирная торговая организация (ВТО).


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.