|
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающихся – это учебная, учебно-исследовательская и общественно-значимая деятельность обучающихся, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие исследовательских умений.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность обучающихся к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь.
Целью химии становится: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
По дисциплине «Химия» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:
- отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
- написание конспекта-первоисточника;
- завершение лабораторных и практических работ и оформление отчётов;
- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;
- подготовка материала-презентации.
Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Обучающемуся предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу.
Максимальное количество часов на дисциплину, предусмотренное учебным планом, составляет - 108 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 72 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 36 часов
Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду, наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала, консультационная помощь.
Согласно Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся на основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), завершение аудиторных лабораторных и практических работ и оформление отчётов по ним, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Химия»
Название темы
| Вид задания
| Рекомендуемая литература
| Кол-во часов
| |
| Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
| Подготовка рефератов, презентаций, информационных сообщений
| Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
|
| |
| Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
| Решение задач, завершение лабораторных работ и оформление отчетов
| Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия Справочник – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА, 2011
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| |
| Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
| Решение экспериментальных задач
| Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия Справочник – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА, 2011
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| |
| Тема 1.6. Химические реакции
| Завершение практической работы, оформление отчета, подготовка информационных сообщений
| Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| | | Тема 1.7. Металлы и неметаллы
| Завершение лабораторных работ и оформление отчетов, подготовка рефератов, докладов, презентаций, информационных сообщений
| Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия Справочник – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА, 2011
|
| | | | | | | | | Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
| Подготовка рефератов, презентаций
| Габриелян О.С. Химия 10 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
|
| | | Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
| Подготовка рефератов, презентаций, информационных сообщений, завершение лабораторной и практической работы, оформление отчетов
| Габриелян О.С. Химия 10 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| | | Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
| Подготовка рефератов, презентаций, информационных сообщений, завершение лабораторной и практической работы, оформление отчетов
| Габриелян О.С. Химия 10 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| | | Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
| Завершение лабораторных работ и оформление отчетов
| Габриелян О.С. Химия 10 класс – М.: Дрофа, 2013
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1999
|
| | | | | | | | | |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Студент должен:
знать, что такое электрон, планетарная модель атома, атом, постулаты Бора, изотопы, атомная орбиталь, электронная формула, валентные электроны;
уметь распределять электроны по энергетическим уровням, подуровням, записывать электронные формулы.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С. Химия 11 класс – М.: Дрофа, 2013, стр.3-23
Хомченко И.Г. Общая химия – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005, стр.25-38
Задание для самопроверки:
1. Из каких частиц состоит атомное ядро? Что такое изотопы?
2. Что такое энергетический уровень? Что представляет собой атомная орбиталь? Какие орбитали вам известны?
3. Как заполняются энергетические уровни и электронные орбитали у атомов химических элементов главных подгрупп таблицы Д.И. Менделеева?
4. Подготовте сообщение на тему «Эволюция представлений о строении атома».
5. Прокомментируйте следующие строки из стихотворения В. Брюсова «Мир электрона»:
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, званья, войны, троны
И память сорока веков.
Еще, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|