Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ





Артикуляционный уклад звуков

Предлагаю вам, ознакомится с артикуляционными укладами наиболее проблемных звуков, они описываются в простой форме, а также особенности работы при том или ином звуке.

Артикуляционный уклад звука “С”

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка упирается в нижние резцы,

· передняя часть спинки языка выгнута,

· боковые края языка прижаты к коренным зубам,

· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

· голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

 

· При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

 

Артикуляционный уклад звука “З”

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка упирается в нижние резцы,

· передняя часть спинки языка выгнута,



· боковые края языка прижаты к коренным зубам,

· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

· голосовые складки сомкнуты – производят голос.

 

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

 

Артикуляционный уклад звука “Ц”

· положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка упирается в нижние резцы,

· передняя часть спинки языка выгнута,

· боковые края языка прижаты к коренным зубам,

· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

· артикуляция в два этапа:

· 1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

· 2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

· сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,



· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 

Артикуляционный уклад звука “Ш”

· губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

· средняя часть спинки языка прогибается,

· задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 

Артикуляционный уклад звука “Ж”

· губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

· средняя часть спинки языка прогибается,

· задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

· голосовые складки сомкнуты – производят голос.

 

Артикуляционный уклад звука “Ч”

· губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· кончик языка касается резцов,

· средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

· весь язык несколько продвинут вперед,

· артикуляция в два этапа:

1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;



2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

· струя воздуха сильная и короткая,

· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 

Артикуляционный уклад звука “Щ”

губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

· передняя часть спинки языка несколько прогибается,

· средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

· задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 

 

Артикуляционный уклад звука “Л”

 

положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

· кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка опущены,

· слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

· голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

 

Артикуляционный уклад звука “Р”

· положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит посередине,

· голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Период младенчества.

Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя", "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свом желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

 

Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:

- Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление

- Не формируется избирательное внимание к речи окружающих

- Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий

- Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

 

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства:

- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.)

- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб.

- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я".

- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове

• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов

• Неправильное грамматическое оформления высказывания.

• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.