Сделай Сам Свою Работу на 5

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ





Материалы для практического занятия 10.03.16

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ, СТИЛИ

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. СТИЛИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан Сент-Экзюпери

Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении.

В.А. Сухомлинский

ОБЩЕНИЕ – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, один из компонентов педагогической культуры. Чтобы понять роль учителя в характере его общения с учащимися, рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение.

Общение – непосредственные взаимоотношения между людьми, основанные на понимании и передаче знаний и переживаний в соответствии с нравственными нормами и условиями осуществления ими деятельности. Общение выступает важным фактором формирования личности человека, средством воспитания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Чего ждет от детей педагог, ведущий урок, внеклассное занятие?

2. Чего ждут дети, пришедшие на урок, на внеклассное занятие?



3. Каким должен быть урок, которого ждут дети?

4. Были в вашей жизни уроки, внеклассные занятия, которых вы ждали?

 

Воспитывать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать его убеждения, но и обеспечить практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Любой вид общения в паре «воспитанник - педагог» должен являться воспитывающим.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это профессиональное общение педагога, направленное на создание благоприятного психологического климата.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направлено па оптимизацию учебно - воспитательной деятельности и отношений между ними.



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА – это мера его способностей осуществлять взаимоотношения с другими людьми. Искусство общение педагога основывается, прежде всего, на хорошем знании людей (воспитанников), с которыми он общается. Для педагога общение – двусторонний процесс, где дети становятся полноправными партнерами. Общение – это еще и свобода не только высказывать свое мнение, но и уверенность, что его выслушают до конца. Педагог должен научить ребенка высказывать без боязни быть непонятым. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижение желания думать. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Цель общения на уроке – «не для себя», а «для другого», не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у учащегося. Используя слово, тон голоса, мимику и др., учитель или воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношения, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

В.А. Сухомлинский считал, что каждое слово, сказанное в стенах школы должно быть продуманным, мудрым, полновесным, особо осуждал крик педагога. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать. Мудрость педагога в умении сохранить детское доверие к нему, желание общаться с педагогом как с другом.

Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, и интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить, рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.



Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские и русские педагоги. Они утверждают, что педагогу нужно научиться управлять своим голосом, лицом, уметь держать паузу, позу, жест, мимику. В недавно вышедшей книге Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющееся в избирательном отношении к ученикам.

 

Одним из звеньев педагогического общения является СТИЛЬ (индивидуальный принцип общения) – это совокупность конкретных приемов и средств, которые педагог реализует в общении.

В.А. Канн-Калик определяет следующие стили педагогического общения:

· педагогическое общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности педагогов и учащихся;

· общение, в основе которого лежит дружеское расположение;

· общение - дистанция;

· общение – устрашение;

· общение – заигрывание

Наиболее продуктивным является ОБЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В основе – единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

Достаточно результативен СТИЛЬ НА ОСНОВЕ ДРУЖЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся, но оно должно быть педагогически сообразным. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является ОБЩЕНИЕ – ДИСТАНЦИЯ.

Дистанция должна способствовать общей логике отношений педагога и ученика. Дистанция является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.

Общение – дистанция в своих крайних проявлениях обычно переходит в более жесткую форму – ОБЩЕНИЕ – УСТРАШЕНИЕ. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовывать продуктивное общение на основе увлечен6ности совместной деятельности. Общение – устрашение является бесперспективным.

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет ОБЩЕНИЕ – ЗАИГРЫВАНИЕ, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Такие стили как устрашение, заигрывание и крайние формы общения – дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения. В других случаях они порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. В связи с этим рассматривается технология разрешения конфликтов.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (дополнительный материал)

1. СТИЛЬ: «МОНБЛАН» (гора в окрестностях Парижа)

Педагог поставил сам себя на пьедестал; говорит с классом, конкретно не глядя ни на кого, его не интересуют их интересы, он чувствует себя богом.

Недостатки: совершено отсутствует контакт с учащиеся, нет ответной связи, нарушается система педагогического воздействия, бездействия учащихся; активны только те, у кого высокая мотивация к обучению.

2. СТИЛЬ: «КИТАЙСКАЯ СТЕНА».

Педагог наглухо огорожен от учащихся, действует по принципу: «Я должен учить, вы должны учиться». Между педагогом и учащимся сильный психологический барьер, совершенно отсутствует эмоциональная составляющая из чувства, господствует или страх, или безразличие. Информация воспринимается только в созерцательном плане, работает только память (загрузка памяти).

3. СТИЛЬ: «ЛОКАТОР».

Педагог выбрал какую – то группу учащихся или 1 учащегося и контактирует только с ними (или с отличниками, или с неуспевающими, или с любимчиками).

4. СТИЛЬ: «РОБОТ».

Это когда педагог действует по заранее заложенной программе.

Совершенно без эмоций, ни на что не реагирует, во что бы то ни стало, должен выполнить то, что запланировал.

Недостатки: дети быстро приспосабливаются, творчество отсутствует (почти все становятся отличниками).

5. СТИЛЬ: «Я САМ»

Педагог старается все сделать сам (сам задает вопросы, сам отвечает, сам все делает). Учащиеся превращаются в зрителей в театре.

Недостатки: культивирует пассивность, безответственность, у воспитанников желание возложить какое – либо дело на другого.

6. СТИЛЬ: «ГАМЛЕТ».

Педагог во всем сомневается, постоянно обращается за советом, робок, осторожен, без творческого полета и фантазий, опирается только на давно устоявшиеся истины. Нестандартные поведения учащихся приводят его в состояние замешательства. Чаще всего идет на поводу у учащихся.

Недостатки: совершенно отсутствует энергия. Ведет к формированию заниженной самооценки у учащихся. Отучает от чувства профессионального риска, формирует позицию середнячка и невмешательства ни в какие дела (моя хата с краю, ничего не знаю).

7. СТИЛЬ: «ТЕТЕРЕВ» - ничего не вижу, ничего не слышу.

Совершенно не контролирует ситуацию, самоувлеченность забирает все остальное; если случайно переходит на другую тему, то на этом и заканчивает разговор.

Недостатки: он не приучает учащихся не только слышать, но и слушать, воспитывает невнимательное отношение к окружающим.

8. НОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: «СОЮЗ».

- для участников педагогического процесса основные понятия: СОДРУЖЕСТВО, СООБЩЕСТВО, РАВНОПРАВИЕ ОТНОШЕНИЙ.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный стили.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ («РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Даже резкая благодарность звучит как команда (оскорбление). За ошибку виновный высмеивается, но не объясняется, как ее исправить. В его отсутствие работа замедляется или прекращается.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ («ВОЗВРАЩЕНИЕ БУМЕРАНГА»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании. Каждый ребенок поощряется. Оптимально распределяется нагрузка с учетом индивидуальных склонностей и способностей. Способы общения – просьбы, совет, информация.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (АНАРХИЧЕСКИЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ «ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ»). УЧИТЕЛЬ старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности. Вопросы рассматривает формально, устраняется от ответственности. Об авторитете тут речи не может быть. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительные.

Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякнет и в отсутствии руководителя.

В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленное поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общений. Если ученик чуть активнее других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ

Ваш стиль педагогического общения1.

Определить Ваш стиль педагогического общения вам поможет предлагаемый тест.

Выберите 20 из предлагаемых ниже педагогических суждений, которые Вы принимаете безоговорочно.

1. Нет от природы идеальных детей.

2. Наказание – испытание способ преодоления порочных наклонностей детей.

3. Школьникам свойственна справедливость в оценке знаний одноклассников.

4. Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.

5. Терпимость, склонность к компромиссу с детьми профессионально необходимы учителю.

6. Уважать ребенка – значит предъявлять высокие требования.

7. Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.

8. В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.

9. Без требовательности ни обучать, ни воспитывать нельзя.

10. Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.

11. Ложь школьника должна разоблачаться публично.

Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.

12. При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.

13. Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.

14. Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ним советоваться.

15. Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.

16. Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.

17. Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.

18. Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опасность их отчуждения.

19. Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.

20. В личностном плане учитель не лучше ученика.

21. Конфликт – способ закалки характера ученика.

22. Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие способностей возражать.

23. За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.

24. Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.

25. Главное на уроке – порядок и дисциплина.

26. Только равнопортнерский диалог побуждает ребенка самостоятельно мыслить.

27. Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.

28. Учитель призван ограждать детей от дистрессов.

29. Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу украшения.

30. Если ученик плохо учится, у него отсутствует положительная мотивация.

31. Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учителя немедленно вставали.

32. Главное в гуманистической педагогике – это искусство диалога с ребенком.

33. Разболтанность школьников – следствие неумения учителя быть требовательным.

34. Все дети богато одарены природой, но каждый по-своему.

35. Педагог не имеет право на ошибки ни в учебной работе, ни в воспитательной работе.

36. Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой – разрушает ее.

37. Чтобы ученик не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.

38. Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.

39. Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.

40. Насилие деформирует личность ребенка.

41. В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.

42. Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

За каждое суждение с нечетным номером – 2 балла, с четным номером – 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю, а если менее 15 – к проявлению авторитарности

 

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество: Л.А. Карпенко считает, что их не менее восьми: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияний.

М.С. Каган, исходя из анализа целей общения, считает, что основными функциями общения являются: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям.

С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно и продуктивно описал А.В. Мудрик.

НОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ выражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического поведения и формирования умений и навыков правильного поведения. Осуществляется это в ходе специально организованных педагогом мероприятий, бесед, обсуждений, собраний и т.д. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой. Общаясь между собой дети и подростки нередко научаются большему, чем в общении со взрослыми. Первое воспитательное «учреждение» в которое попадают дети – это семья. И выполнение нормативной функции общения в семье имеет исключительно важное значение.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реализуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уроках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть общения учителя со школьниками (факультативные занятия, внеурочные мероприятия). Немаловажную роль играет и общение школьников между собой (групповые работы, совместные домашние задания).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы. Обеспечение душевного комфорта в ходе выполнения человеком любого вида деятельности исключительно важно как в интересах личности, тем более ребенка, так и в интересах повышения результативности выполняемой работы. Повышение же ее результативности увеличивает и положительное воспитательное влияние работы.

ПОД АКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ понимается реализация в его процессе типичных для личности ее сторон, самоутверждение ученика, учителя, их утверждение в мнении других. Правильно организованное педагогическое общение выполняет актуализирующую функцию в отношении всех учеников, каждого отдельного ученика – доброго, внимательного, аккуратного, трудолюбивого, вежливого, настойчивого, а не только хорошего или плохого ученика – каждый в педагогическом общении реализует себя как личность, развивает и укрепляет в себе чувство чести и достоинства.

Другая классификация (функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и иной; функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения; информационная, воспитательная функции; функция познания людьми друг друга).

Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

 

ЗАДАНИЕ. ОБСУДИТЕ И СОСТАВЬТЕ СВОИ ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

• Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства, слова не должны расходиться с делом

• Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всем, что касается учебы и воспитания характера

• Лаконичность, динамизм общения зависят от внутренней собранности

• В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности

• Гнев не должен затмевать ума и души, терпение, настойчивость и внимание помогут решить задачи общения

• Учитель должен признавать и исправлять свои ошибки

• Трезво оценивать действительность

• Общение на основе увлеченности в совместной деятельности

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дать определение педагогического общения

2. Каковы последствия неправильного педагогического общения?

3. Какие элементы входят в понятие «техника педагогического общения»?

4. Почему необходимо совершенствовать мастерство устной речи?

5. Какие вам известны стили педагогического общения?

6. Учеными выделяются некоторые типа учителей, назовите их.

7. Перечислите функции педагогического общения

8. Раскройте значение общения в жизни человека.

9. Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.

10. В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?

11. Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?

12. Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.