Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование (лекция в киноколледже)

На одной из лекций Александра Пятигорского спросили:

- зачем нужно образование?

- а не зачем! – радостно всплеснул руками лектор.

Образование действительно самоценно само по себе, как культура, любовь, путешествия, собственно жизнь. Слава богу, почти всё, что мы делаем и чем живем – «не зачем».

В нашей стране образование как общественное явление возникло, пожалуй, лишь при Петре I и только в весьма узком слое дворянства. До того невежество было естественным состоянием общества, а образование считалось опасной и инородной затеей.

В 18 веке образование заключалось в освоении хороших манер, чтении и речи на французском языке, музицировании и вышивании для девушек, владении верховой ездой и оружием для юношей. Образование само по себе становилось приятным времяпрепровождением и занятием.

Прошло всего сто лет – и по образованию был нанесён первый тяжелейший удар: в ходе реформы Сперанского (1803 год) в Россию проник проект Гумбольдтовского университета, призванного готовить людей массовых профессий: врачей, учителей, юристов, инженеров и т.п. Профессиональная подготовка практически стала вытеснять образование. Яркий, но далеко не единичный, даже типичный пример необразованного профессионала, профессионала-невежды – тургеневский нигилист Базаров и «Отцов и детей». Любопытно отметить, что нигилисты и террористы (общественные нигилисты и социальные невежды) в России возникли одновременно. Более того, это фактически были одни и те же люди: вспомните персонажей «Бесов» Достоевского.

Второй, не менее увесистый удар по образованию был сделан в советское время. Образование принципиально индивидуально: круг чтения, круг интересов, круг общения, круг мировоззрения совершенно уникальны.

Советская система школьного и высшего образования была построена на одном образе для всех: философия – только одна, марксистко-ленинская, биология – только одна, лысенковская, история – только одна, история КПСС, и так далее по всем направлениям без исключения, строй мыслей и даже эмоции – одни для всех. Именно в эту эпоху образование превратилось в инструктаж, тренинг, когда только обучающий имеет право на целеполагание, знание предмета и истины, при этом истины единственной и в последней инстанции. Сомнение стало жестом бунта, альтернатива – жестом раскола и вредной фракционностью. Образование перешло к штамповке шаблонов. К сожалению, мы до сих пор живём в доминанте советского штампованного «образования».



Профессиональная подготовка всегда «корыстна» и «практикоориентирована», образование – бесцельно и бескорыстно. Профессиональная подготовка требует преподавателя (не педагога, вводящего в профессию, а именно преподавателя, демонстрирующего образцы профессиональной деятельности), образование – это прежде всего самообразование. И необходима тончайшая стыковка и того и другого в единое целое, в то, чего практически не было в СССР, где штамповали необразованных «физиков» и непрофессиональных «лириков».

Но самое тяжелое наследие советского «образования» – в массовом, даже тотальном насаждении пролетарской, по сути своей антихристианской этики, девизом которой была любимая фраза Ленина, Троцкого и всех большевиков вообще «цель оправдывает средства». Живучесть этой этики в современном обществе выражается в правовом нигилизме и повальном убеждении «крымнаш».

Сегодня проблему стыковки профессиональной подготовки и образования нередко идентифицируют как проблему гуманизации.

Образование представляет собой полипроцесс, который можно рассматривать в схеме мыследеятельности:

 

 

В слое мышления процесс образования представлен просвещением: приобретением и накоплением знаний, построением личного мировоззрения и онтологии, освоением логики и т.п.

Слой мысль-коммуникации – процесс воспитания; здесь закладываются этические, нравственные, моральные и экологические основания, нормы и правила поведения и общежития, осваиваются и прививаются традиции и обычаи.

Слой мыследействия – процесс обучения, освоение навыков, умений и компетенций главным образом юзерского характера (техника чтения, письма, рисования, танца, фитнеса, освоение компьютера, бытовой техники, электротехники, электронной и телерадоаппаратуры, вождение автомобиля и т.д.)

Человек необразован и пуст, если не заглядывает, не погружается в свой внутренний мир, по сути не имеет его.

Считать образованным можно человека просвещённого, воспитанного, обученного (умелого), разумеется, не во всём и не на равную глубину. Это позволяет говорить об уникальной, индивидуализированной образованности каждого человека, что закрывает возможность упрёков и обвинений в необразованности. Не надо кичиться перед другим или другими своими знаниями – всё равно они ничтожны в океане Интернета; не надо похваляться своим мастерством и умением – был, есть или будет более искусный мастер; не надо гордиться своей воспитанностью перед другим – очень может быть, он воспитан в другой культурной среде.

В уставе кумранских ессеев обвинение другого в том, что он дурак подвергалось изгнанию из общины, что равносильно было мучительной смерти в пустыне – никто не хотел из этой общины возвращаться к обычным людям. В Нагорной проповеди Христос учит: «а Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" [пустой человек], подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мтф. 5.22)

 

Лекция прошла очень интересно в аудитории в полторы сотни человек. И в ходе лекции и особенно после неё было множество вопросов, из которых выделялись несколько мировоззренческих и витально важных для студентов:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.