ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
В качестве альтернативы, как современной российской ситуации, так и мировому опыту некоторые политические силы России выдвигают социально-экономические модели, которые призваны обозначить некий особый путь развития России. Эти модели – «национально-державнические», «коммуно-патриотические» и т.д. – не разработаны, обосновываются скорее эмоционально, чем по существу, лежащие в их основе идеи нередко могут вести к провалерованию предела власти и собственности в ходе ожесточенной политической борьбы в пользу более консервативных сил, к оправданию государственного произвола, к возврату в той или иной степени огосударствления экономики, к самоизоляции страны в мировом хозяйстве, к дискредитации гуманистических общечеловеческих ценностей. Модели с таким содержанием лишены какой-либо перспективы, но попытки их реализации могут существенно осложнить развитие страны. Возможность того, что они могут стать реально альтернативой сформировавшейся ныне модели, весьма сомнительна, но шансы на то, что они послужат ее консервации, достаточно велики. Вместе с тем, в российском обществе имеется немало факторов, способных противодействовать реализации моделей такого содержания.
Позитивное развитие России, как в ближайшем будущем, так и в перспективе следует связывать с реформаторской переходной моделью, которая:
а) обеспечивала бы преодоление мафиозно-бюрократических черт, складывавшихся до сих пор социально-экономических отношений, устранение подчинения государственного аппарата и государственных финансов частным интересам;
б) укрепляла бы наметившиеся элементы финансовой стабилизации способствовал бы оздоровлению государственного бюджета;
в) формировала бы ресурсные или иные предпосылки для возобновления экономического роста и предусматривала бы структурную перестройку экономики;
г) была бы нацелена на рационализацию использования ресурсов, выделяемых на социальные цели;
д) служила бы обеспечению перелома в неблагоприятной динамике жизненного уровня населения и его имущественной дифференциации на основе оздоровления всего общественного воспроизводства в социальном, структурном, ресурсном отношении и в отношении экономической эффективности.
Именно эта модель ориентирована на постепенное формирование в полном объеме социально ориентированной рыночной экономики. Лишь в рамках такой модели можно будет реализовывать требования усиления социальной направленности реформ, снижения социальных издержек, исключить возможность воспроизводства в будущем прежних системных, экономических, социальных и политических пороков. Особый, здесь не затрагиваемый вопрос – вопрос об общественных силах, которые могли бы достаточно результативно и без чрезмерных социальных потрясений осуществить преобразования, вытекающие из такой реформаторской переходной модели.
В последнее время наблюдаются признаки того, что делаются выводы из факта длительной нерешаемости узловых проблем страны и блокирования позитивных перемен. Важно, что поиск выхода из этой ситуации ведется на направлении углубления рыночных реформ, а не отказа от них, на направлении коррекции социальных действий капитала, а не примирения с ними. При этом ситуация диктует в качестве первоочередных меры экономии, в том числе в социальной сфере, отказа от тех элементов государственного регулирования, которые должны были бы служить нормализации экономической динамики, а на деле использовались различными экономическими и политическими силами в собственных интересах. Такие меры не могут не встречать сопротивление самых различных слоев общества. Тем важнее использовать все возможности для их поддержки. Если бы удалось реализовать переходную реформаторскую модель взвешенно и результативно, она могла бы положить начало социально экономическому подъему России.
Главное при этом – освоить современные цивилизованные механизмы формирования и функционирования капитала, контролируемые обществом с позиций требований экономического и социального прогресса. Эта глобальная задача по существу состоит из совокупности вполне конкретных задач обеспечения правил социально регулируемого рыночного взаимодействия субъектов хозяйствования, соблюдения обоснованных общественными интересами приоритетов, контроля за выводом капитала, блокирования «отмывания грязных» денег, борьбы с коррупцией, а также задач регулирования социальных отношений, их оздоровления. Хотя нынешняя «посткоммунистическая» ситуация исторически уникальна, но в принципе инструменты решения этих задач известны мировой практике. На основе анализа противоречий современной цивилизации, ожидаемых ресурсных ограничений, прогнозов эволюции мировосприятия человека и его отношений сообществом все чаще ищутся подходы к разработке футурологических моделей социально-экономических отношений. В этих моделях фиксируется то или иное видение перспектив обобществления производства, социализации человека и общества, эволюции отношений собственности, системы ценностей и стимулов человеческой деятельности.
Такие модели нередко обосновываются ссылками на кризисное состояние общества в развитых странах, исчерпание ресурсов для развития, упадок морали. В этих моделях находят свое отражение и результаты реалистического анализа существующих и новых, неизбежных в будущем общественных противоречий, и преувеличенные представления о лимитах и тупиках развития, и умозаключения, продиктованные политическими пристрастиями и моральными установками. Важно выявить те элементы этих концепций, которые очерчивают наиболее вероятные тенденции движения в будущее, нацеливают на снижение остроты общественных противоречий и уровня общественных конфликтов, на продолжение процессов гуманизации общества и укрепление его ресурсных основ. Такие элементы должны находить использование в практике управления общественным развитием. Но не оправдана тяга к умозрительным схемам, искусственному форсированию развития, ориентации его на субъективно предпочитаемые цели, в том, чтобы народы не были принесены в жертву ложным ориентирам.
Выработать правильный подход к различным футурологическим моделям важно в сегодняшней России в особенности потому, что не исключены попытки противопоставления тех или иных из этих моделей работе по формированию в России развитого общества с экономическим фундаментом в виде социально ориентированной рыночной экономики. Известны суждения о необходимости для нашей страны избежать якобы заводящего в кризисе «западного пути», суждения об «исключительности» нашей страны, о ее миссии найти особый путь и указать его человечеству. Не умаляя потенциал России, необходимо избежать прихода страны в очередной исторический тупик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное рыночное хозяйство — это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе.
Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард.
Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель— это так называемый «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.
Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой — предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.
Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.
В настоящее время в развитых странах существует социальное рыночное хозяйство, или социально-ориентируемое рыночное хозяйство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
2. Закон Российской Федерации от 26.06.06г.№ 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Российская газета от 27.07.2006
3. Азрилиян А.Н. Краткий экономический словарь. 4-е издание.- М.: Институт новой экономики, 2011.
4. Акиндинова Н., Миронова В. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики. - 2011. - №4
5. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010
6. Видяпин В. Экономическая теория [Текст] // В. Видяпин. – М.: Инфра-М. – 2011.
7. Газ и воду не могут поставить на счетчик. 05.07.2011г. URL: http://www. ng. ru/economics/2011-07-05/4_zkhk. Html
8. Гальперин В. Микроэкономика. [Текст] // В.Гальперин. - М., 2011.
9. Глава Министерства регионального развития Российской Федерации В. Басаргин// РИА Новости. URL: http://ria. ru/news
10. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах// Вопросы экономики. – 2011. - №2
11. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики. – 2011. - №1
12. Денисов И.В. Монополизм как движущая сила развития и его ограничение» // Экономический анализ: теория и практика. – 2011 - №19
13. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М.: Дело ЛТД, 2004
14. Иванова А.П. Монополии в Российской экономике [Электронный ресурс]: Журналы- Россия- Экономика - Справочник экономиста - Режим доступа к журн.: http://www.bizpressa.ru/
15. Конфликт «Газпрома» и Украины// Газета. ru. URL: http://gazeta. ru/news
16. Кравцова Г.Ф., Чуркина Т.А., Островский П.Ю. Экономика: Микроэкономика // Учебное пособие, Часть 1 – Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2010
17. Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России?// Вопросы экономики. - 2011. -№ 12
18. Кушнилин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] // В.И. Кушнилин. – Москва: РАГС, 2011
19. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Р-на-Д: Феникс, 2010.
20. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юдановой. – М.: КНОРУС, 2011
21. Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2012.
22. Малкина М.Ю., Абросимова О.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России//Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - №12
23. Отчет о результатах деятельности в 2010 году и задачах на среднесрочную перспективу//Федеральная служба по тарифам. URL: http://www.fstrf.ru/about/activity/reports/4
24. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. - М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2011
25. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|