Методологический подход кейнсианцев – концепция активной макроэкономической политики государства в целях стабилизации экономики за счет стимулирования эффективного спроса.
Основные положения кейнсианской теории регулирования экономики:
- необходимо увеличить государственные расходы, государственные инвестиции и государственные закупки товаров;
- увеличение расходов государства должно компенсироваться налоговыми поступлениями за счет деловой активности;
- особое внимание к регулированию процентной ставки. Снижение процентов на кредиты приводит к увеличению прибыльности капиталовложений;
- при увеличении предложения денег возникает опасная ситуация нарушения связей между рынками денег и товаров, которая выражается через недостаточное товарное покрытие (ликвидная ловушка);
- снижение нормы процента не безгранично и может привести к нулевому эффекту проводимой денежной политики и вызвать инфляционный процесс.
Подходы к проблеме регулирования экономики классической школы и монетаристов:
- экономика внутренне стабильна и рыночный механизм в состоянии самостоятельно обеспечить долгосрочное равновесие и эффективное развитие экономики;
- цены – главный рычаг, обеспечивающий корректировку в случае нарушения равновесия;
- государственное вмешательство ведет к экономической нестабильности;
- приоритетность денежных институтов – один из основных факторов, по мнению монетаристов, влияющих на экономическую стабильность как главную цель макроэкономического регулирования;
- роль фискальной и денежно-кредитной политики у представителей монетарной теории второстепенная;
- проведение фискальной и денежно-кредитной политики может усилить экономическую стабильность и подтолкнуть инфляцию.
Основное правило монетаристов – поддержание постоянного темпа роста денежной массы в соответствии с ростом реального ВНП. Предположим, что под влиянием денежного фактора происходит рост совокупного предложения (дополнительные ресурсы, совершенствование технологии), который приведет к смещению кривой совокупного спроса (AD‑AD1) (рис. 11). Уровень ВНП возрастает с Q1 до Q2, цены останутся на прежнем уровне, что гарантирует их стабильность. Монетаристы делают вывод о темпах роста денежного предложения. Денежное предложение и ежегодный темп роста реального ВНП должны устойчиво возрастать на 3 – 5% в год.
| Рис. 11. Монетарное правило
| Данная концепция применяется на практике с начала 80-х гг. прошлого века во многих развитых странах, особенно для борьбы с инфляцией в условиях отсутствия глубокого спада экономики и падения курса национальной валюты. В странах с переходной экономикой, как Россия, монетарная модель может быть применима при наличии развитого рынка и рыночных институтов.
Подходы к проблеме регулирования экономики сторонниками теории рациональных ожиданий (неоклассики):
- гибкие цены и заработная плата;
- конкурентные рынки;
- рыночный механизм автоматически поддерживает экономику в состоянии равновесия;
- потребители, предприниматели осмысливают информацию о шоковых ситуациях AS и AD и понимают стабилизационную политику, проводимую правительством;
- принимая собственные решения на ожидаемые результаты стабилизационной политики, они могут свести ее к нулевому эффекту, то есть тогда никакого объема реального выпуска продукции не произойдет, а рост совокупного спроса приведет лишь к росту цен.
Неэффективность такой экономической политики иллюстрируется с помощью графика (рис. 12):
|
Рис. 12. Графическая иллюстрация теории рациональных ожиданий
|
Теория экономики предложения возникла в 70-е гг. прошлого века для рекомендаций в области экономической политики, нацеленной на ускорение экономического роста посредством усиления стимулов для производителей. Подходы к проблеме регулирования экономики сторонниками теории экономики предложения:
- экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса (AD) не эффективна и должна быть заменена экономической политикой, стимулирующей совокупное предложение (AS), а это поддержка программ занятости, стимулирование конкуренции, проведение налоговых реформ в сторону снижения, доступность кредита для производителей, защита государством прав собственника;
- большая часть налогов перекладывается на потребителей и тем самым вызывает ускорение инфляции издержек и, соответственно, рост цен на товары. Появляется так называемый «налоговый клин» – разница между издержками производства и ценами товаров, который по мере увеличения смещает кривую совокупного предложения в сторону уменьшения. Все это оказывает негативное влияние на стимулы к труду и инвестированию;
- источником стимулирования деловой активности является сокращение налоговых ставок на получаемые доходы, на сбережения;
- выступают против государственного вмешательства в экономику в форме регулирования.
Сущность понятия «социальное государство» связывается с социальной справедливостью. Факторы экономической и социальной стабильности общества прямо зависят от распределения благ в обществе.
Социальная политика – осуществление государством определенных программ, направленных на улучшение качества жизни граждан. Государством предусматриваются определенные гарантии, обеспечивающие каждому гражданину право на образование, безопасный труд, сохранение здоровья, социальную защиту в случае нетрудоспособности или безработицы. Социальная политика государства призвана создать равные социальные возможности для всех граждан.
Механизмы формирования социальной политики современного государства направлены на недопущение большой разницы между богатыми и бедными.
Направления социальной политики:
- социальные нормативы и индикаторы;
- государственные гарантии в вопросах оплаты труда, занятости и охраны труда;
- образование и медицинское обслуживание, наука и культура;
- жилищная политика;
- социальное страхование;
- пенсионное обеспечение.
Три источника денежных доходов граждан:
1) заработная плата;
2) доходы от собственности (дивиденды, прибыль, проценты, рента);
3) социальные выплаты (пенсии, пособия).
Концентрация доходов у отдельных групп населения может породить социальную напряженность в обществе. Кривая Лоренца (рис. 13) наглядно показывает степень неравенства доходов. Точнее говоря, область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов.
|
Рис. 13. Кривая Лоренца
|
Область абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % всех семей – 40 % всего дохода и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. На границе рисунка, противоположной началу системы координат, показана ситуация абсолютного неравенства, когда 1% семей имеет 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадет с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f, как показывают жирные линии на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами (например, между черными и белыми), принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.
Приложение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|