Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль потребителя в предпринимательской деятельности





Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем, а также с государством. И потребитель и государство относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Субъекты предпринимательской деятельности.

 

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар.



Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость “завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей.[8]



Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

· новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

· качество;

· цена, доступность товара;

· степень универсальности товара;

· внешний вид и упаковка;

· позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

· возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

· соответствие общепринятым или государственным стандартам;

· престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Так если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт. Учитывая данное обстоятельство, я более подробно и остановилась на проблеме взаимоотношений предпринимателя и потребителя, и на тех факторах, которые влияют на процесс предпринимательской деятельности.[7]

 

 

Заключение

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое. Однако для страны таких масштабов, как Россия, малый бизнес или предпринимательство не может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.



Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.

Как только среда обитания определена, встает вопрос о рыночной нише, определяя тем самым направленность или специализацию предприятия. Здесь вступают в силу «внутренние» условия предпринимательской деятельности: потребительский спрос и поведение его на рынке, индивидуальные особенности предпринимателя (образование, предпочтения, навыки, социально-психологические установки, поведение, гендерные отличия и т.д.).

В своей работе мы подробно остановились только на нескольких условиях («как внешних», так и «внутренних»), которые влияют на предпринимательскую деятельность: время прихода в малый бизнес, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, потребительское поведение и гендерные особенности предпринимателей. Но, на наш взгляд, они в совокупности наиболее ярко характеризуют экономические ориентации предпринимательства в России в начале 21 века.


 

 

Список литературы

1. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок // ЭКО, 2001, N12. - С 79-88.

2. Барсукова С.Ю. Женщина-предприниматель: гендерная специфика российского бизнеса // ЭКО, 2002, N1. с. 142-150.

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.- М.: Инфра -М, 2005. - 608 с.

4. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики, 2006. -N7. - с. 38-41.

5. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М.: Магистр, 2002. - 360 с.

6. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003. - 688 с.

7. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Ассоциация Гуманитарное знание, 2002. - 432 с.

8. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

9. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России // Социально-политический журнал, 2006, - N2.

10. Социальная психология // под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. М., 2005. - 368 с.

11. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2000. - 348 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.