Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми





 

В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоёв и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально-демографические слои. Основным стратификационным[21] признаком, позволяющим выделять эти слои является возраст человека.[22]

Психологическая работа с пожилыми людьми имеет свои особенности. Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет).

 

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными, уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.



Погруженность в собственную или чужую творческую деятельность увеличивает социально-психологическую устойчивость пожилых и в связи с тем, что повышает их креативность, стимулирует инновационные стремления, которых часто недостает людям старших возрастных групп в силу их возрастных особенностей. Это необходимо пожилым для реализации их социальной активности, для адекватного разрешения непредвиденных, неопределенных ситуаций, из которых нельзя выйти с помощью стереотипного поведения. Весь предпенсионный и начало пенсионного периода фактически представляют собой новую и неопределенную ситуацию, требующую проявления творчества, неадаптивной стратегии поведения, прогрессивного развития тех личностных качеств, которые не ослабевают даже в пожилом возрасте при общении с искусством.[1]



Специальное обучение позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые специальности и совершенствоваться в них.

Как отмечают специалисты, в психологической работе с пожилыми людьми немаловажен интерес к игровой деятельности, спорту и особенно учебной деятельности ведь он не ослабевает с возрастом. Просто пожилые люди отвыкают от этих форм деятельности. Поэтому некоторые психогеронтологи предлагают в качестве средства интенсификации жизни старых людей привлечение их к учению и игре. Не менее важен и тот факт, что такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потому формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий, но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу.

Основываясь на профессиональной этике, в процессе взаимодействия с вышеуказанными в главе категориями населения , учитывая психологические особенности социальной работы следует руководствоваться следующими принципами:

· клиент индивидуален;

· клиент имеет право на выражение своих чувств;

· социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;



· клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;

· он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;

· клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

· клиент имеет право на конфиденциальность.

Из этого следует что, социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

 

Заключение

В процессе становления курсового проекта стало ясно, что органическая составляющая его - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.

Для того, чтобы взаимодействовать с различными категориями граждан на которых направлена психосоциальная работа, и более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем.

Социальную работу и психологию связывает , прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во-вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В-третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.

Изучив детально научную литературу , проанализировав нормативно правовые акты относящиеся к психологическим аспектам социальной работы, можно подвести итог , что непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общества в целом. И в тоже время необходимо регулярно применять на практике новые методы психосоцильной работы.

Список источников и литературы

Нормативно правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека.Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

2.Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах

3.Международный пакт о гражданских и политических правах.Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

5.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи"

7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

8.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

9."Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ

10."О государственной социальной помощи". от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ

11."О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ

Литература

1.Учебное пособие "Социальная работа".П.Д. Павленок.

2.Предмет социльная политика в РФ. Е.И. Холостова

3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2011, № 2

4. Велиева Д.С. Право на достойный уровень жизни в контексте обеспечения благоприятного состояния ок-ружающей среды: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

5. Филиппова, Э. М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Россий-ской Федерации. [Электронный ресурс]. /Филиппова Э. М.. Серия: Право. – 2014. - №1. – С. 59-63

6.Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения ре-гионов России. - 2013. - №10. - С. 109

7. О.А. Самарина, Московский государственный национальный исследовательский университет, г.Москва

8. Два понятия свободы, Исайя Берлин. (1958г)

9. Султанова С.С.Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации.2015г

10. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

11.Кравченко А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008. - С. 120

12.Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89

13. С.А. Беличева «Основы превентивной психологии» 2013.Москва

14. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

Источники

1.https://www.google.com

2.http://www.consultant.ru

3. http://www.garant.ru

 


[1] ДЕФИНИ́ЦИЯ Женский род.книжн.

Определение, истолкование понятия.

[2] Учебное пособие "Социальная работа"(П.Д. Павленок).

[3] Предмет социльная политика в РФ (Е.И. Холостова)

[4] Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. – Социально-гуманитарные знания (М.), 2011, № 2

 

[5] Велиева Д.С. Право на достойный уровень жизни в контексте обеспечения благоприятного состояния окружающей среды: правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

 

[6] Филиппова, Э. М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации. [Электронный ресурс]. /Филиппова Э. М.. Серия: Право. – 2014. - №1. – С. 59-63

[7] Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - №10. - С. 109

 

[9] О.А. Самарина, Московский государственный национальный исследовательский университет, г.Москва

[10] Два понятия свободы, Исайя Берлин (1958)

[11] документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года

[12] Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах

[13] Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

[14] Султанова С.С. Реализация права человека на достаточный уровень жизни в Российской Федерации.2015г

[15] Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические аспекты социальной работы Остренко И.В.с. 2015г

[16] Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 185-189

[17] Кравченко, А.И. Социальная работа: учебник для ВУЗов / А.И. Кравченко. - М.: Проспект; Велби, 2008. - С. 120

[18] И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева.- М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 85-89

[19] С.А. Беличева «Основы превентивной психологии»

[20] Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии (2014г) №5 — 27-37 с.

[21] Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — система признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Одно из основных понятий социологии.

[22] Примак Ю. А., Гизатова И. А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.