Методы регулирования искусственных монополий в России
Исследовав ключевые индикаторы развития искусственных монополий, обратимся к основным направлениям государственного регулирования искусственных монополий в России.
Государственная политика в отраслях искусственных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на рост эффективности функционирования искусственных монополий с учетом непосредственного интереса различных субъектов хозяйствования, а также с точки зрения приоритетов общества. Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики. Поэтому ее совершенствование представлено принципиально новой системой, совокупностью подмеханизмов, воплощающих определенный алгоритм решения проблемы баланса между обеспечением эффективности функционирования искусственных монополий и интересами общества.
Довольно высокая экономическая эффективность предприятий, функционирующих в отраслях искусственных монополий, делает недопустимым и нецелесообразным их дробление; однако, действуя бесконтрольно, они могут принести значительный вред прочим субъектам экономических отношений. Поэтому государство осуществляет регулирование искусственных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования. В России регулирование искусственных монополий осуществляют прежде всего МАП России4 и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О искусственных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида искусственных монополий действует своя схема регулирования.
Государственное регулирование деятельности искусственных монополистов носит комплексный характер и осуществляется различными методами и способами, прежде всего, путем установления тарифов на их услуги. Эти тарифы устанавливаются (изменяются) с целью достижения баланса интересов потребителей и субъектов искусственных монополий, а также учета социальных факторов. Согласно ст. 424 ГК РФ цены являются свободными, они определяются соглашением сторон соответствующего договора; регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) могут применяться только в установленных законом случаях. К этим случаям и относится деятельность искусственных монополистов. Единая политика цен на услуги субъектов искусственных монополий остается прерогативой Правительства РФ, исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеет Федеральная служба по тарифам.
Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат искусственных монополистов на производство товаров (оказание услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности искусственного монополиста. Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст. 14.6 КоАП РФ.
Существуют так же и другие методы регулирования искусственных монополий. Например, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом искусственных монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Субъекты искусственных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования искусственных монополии:
- текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
- проекты планов капитальных вложений.
Самой распространенной мерой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства являются административные штрафы, размер которых для юридических лиц может доходить до 5 тыс. МРОТ5 (ст. 19.5, 19.8 КоАП РФ). В редких случаях в качестве меры ответственности используется перечисление прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в результате неправомерных действий, в доход федерального бюджета.
Как известно, экономическая политика постоянно меняется. Это касается и монопольной деятельности. Следовательно, можно выделить нескорые перспективы ее реализации в будущем.
Несмотря на то, что в таких сферах как электроэнергетика, транспортировка газа и нефти, железнодорожный транспорт искусственных монополии официально считаются наиболее эффективными формами функционирования предприятий, многие эксперты говорят о том, что монополии, в том числе и искусственные, тормозят развитие этих отраслей.
Так в 2011 г. по заказу правительства Российской Федерации был подготовлена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (КДР). Стратегия 2020 помимо всего прочего включает в себя программу реформирования в сферах железнодорожного транспорта, электроэнергетики, а также газовой промышленности.
Рассмотрим железнодорожный транспорт. Состояние этой отрасли можно назвать удовлетворительным с натяжкой. В этой сфере настоящий застой и деградация. Многие говорят, что именно статус искусственные монополии привел эту отрасль к такому состоянию. Специалисты отмечают главные критические точки и главные риски: низкий темп модернизации отрасли в целом, крайне низкий уровень технического состояния фондов (подвижного состава и путей), предельно исчерпаны резервы пропускных способностей путевой инфраструктуры на критически важных полигонах сети, недопустимо низкие скорости продвижения товарных масс и пассажирских поездов, резко выросли общие и удельные затраты (и тарифы), перманентно возникающий дефицит вагонов и локомотивов.
Производственные фонды (в первую очередь, вагоны и локомотивы) не только в дефиците, но и по своему возрастному уровню и техническому состоянию подлежат практически полной замене. В настоящее время, в среднем, грузовой вагон находится в состоянии простоя около 80 процентов своего времени.
Из всего этого следует, что эта отрасль нуждается в реформировании и для того чтобы отечественный железнодорожный транспорт соответствовал уровню ХХI века (современному уровню) нужны новые решительные конструктивные подходы к определению стратегии его развития на период до 2020 г., с использованием при этом опыта мировой практики.
Должен быть решён вопрос о принципиальной «организационно-эксплуатационной» модели» функционирования в условиях России магистральных и региональных железнодорожных транспортных компаний (грузовых и пассажирских). Необходимо рассмотреть варианты создания нескольких крупных (государственных) вертикально интегрированных перевозочных компаний – «интеграторов» и менее крупных компаний (не государственных) на отдельных территориях.
Что же касается искусственных монополий, действующих в области коммунальной инфраструктуры, здесь тоже можно говорить о необходимости реформирования.
Основная цель Стратегии 2020 в области коммунальной инфраструктуры — переход к «потребительской» модели, то есть построение подхода к функционированию отрасли со стороны потребителя коммунальных услуг, а не производителя. Для этого необходимо:
- изменить принципы деятельности органов тарифного регулирования, вменить им в ответственность реализацию принципа «Value for money»;
- ограничить бюджетные инвестиции в коммунальный комплекс и субсидии, предоставляемые организациям коммунального комплекса, расширить систему адресной поддержки социально незащищенных категорий потребителей;
- внедрить механизм обязательного долгосрочного договора, заключаемого между органами публичной власти, инвестором и оператором (регуляторного договора);
- перейти в определении доступности стоимости коммунальных услуг для потребителей от метода оценки роста тарифа в процентах к базе предыдущего периода и к оценке в ней доли платежа за коммунальные услуги в располагаемом доходе населения.
Это лишь немногие из тех задач, которые стоят перед Россией.
Реформирование искусственных монополий не сможет привести к их полному исчезновению, поэтому наряду с реформированием, направленным на расширение сферы действия конкурентных искусственных, необходимо совершенствовать и государственное регулирование естественных монополий.
Заключение
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что:
Искусственная монополия – фирма, являющаяся единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Основные признаки искусственной монополий, такие же как и у любой другой монополии:
· Единственный продавец;
· Получает большую прибыль;
· Обладает силой против конкурентов;
· Часть сильного государства
Главной целью монополиста является - максимизация прибыли.
Российский монополизм, сложился как наследник государственного монополизма социалистической экономики.
Искусственная монополия имеет несколько форм:
· Трест (объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт)
· Концерн (объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт)
· Картель (объединение нескольких предприятий одной отраслевой промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства)
· Синдикат (объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения)
В проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|