Сделай Сам Свою Работу на 5

Сохранение научной системы России





Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию.

А.С. Пушкин

За годы самых разных волн ускоренных модернизаций Россия изрядно поистратила свою идентичность: слишком велик был темп преобразований и слишком многое приходилось глотать, не разжевывая. В этой связи консервативная волна, возникшая на гребне долговременного опыта модернизаций, – не альтернатива, которой следует пугать и которой следует пугаться, а базовая технология, актуализация которой означает не период разочарованности в неоднократных попытках модернизировать Россию и не признание факта невозможности модернизации как таковой, а выбор нового вектора модернизации – сочетание традиционности и инновационности. Уверены, должно быть ясное осознание того, что консервативность политического сознания, политической культуры – это не ущербность их и не заданность политического тупика, а это есть данность. Идентичность – как раз то, что может дать, привнести новой России консерватизм. Он может трактоваться как возобновляющее и вспыхивающее с новой силой реликтовое излучение, составляющее не просто стремление к выживанию, а стремление к самосохранению обществом своего национально-исторического лица и культурной самобытности.



Традиционалистская стратегия развития страны должна, прежде всего, дать разрешение двух проблем, которые могут перерасти в катастрофы – это продовольственная и образовательно-культурная. Если страна становится «иждивенкой», заимствуя пищу телесную и духовную у других стран, традиционное будущее невозможно. В этом – «хрупкость» традиционного мира в условиях пронизывающего все страны «сквозняка глобализации».

***

Сохранение образовательной системы России

В современных условиях, когда ключевыми факторами развития цивилизации становятся знания и высокие технологии, неоспоримым является тезис о том, что важнейшую роль в развитии общества играет человеческий потенциал. Показателем национального богатства выступают не только запасы сырья или динамика производства, но и образованные люди. Именно поэтому уровень развития, достигнутый страной, оценивается сегодня в значительной степени индексом развития человеческого потенциала.



Принцип сохранения доступности общего образования в современной России, на наш взгляд, должен оставаться ключевым, однако без сохранения принципов единства и общеобразовательности он мало что дает. Сегодня тип отечественной школы стремятся изменить, и в этом смысле у «реформаторов» есть, так называемый, национальный образовательный проект. Его суть – разделение единой школы на сектора «для элиты» и для «массы» и ликвидация ее общеобразовательного характера, в связи с чем решено использовать разные программы и учебники, заменить дисциплинарную основу обучения на «модули» и игры, превратить учителя в продавца образовательных услуг. Но об этой сути умалчивается или говорится крайне завуалировано. Громко и на самом высоком уровне заявляется о прибавке к жалованью учителей и подключению школ к интернет-сетям. Перед нами яркий пример того, как низведение смысла понятия «национальный проект» до социальных и технических деталей может не просто задавать неверный формат обсуждения проблемы, но и служить дымовой завесой для сокрытия реализуемых на деле проектов.

Реальность такова, что сегодня школьное образование перестаёт быть всеобщим. Преобразователям удалось без шума отбросить Россию в разряд быстро отстающих стран. В современной России стала реальностью достаточно многочисленная социальная страта совершеннолетних граждан, не посещавших школу, в том числе совершенно неграмотных. Никакой экономикой это не оправдать – вложения в работника рентабельны. Дело, очевидно, не в экономике. Сегодня отлучение от образования есть выбрасывание из общества на обочину жизненного пространства со всеми вытекающими последствиями. А переход к платному образованию – отлучение от него большей части подростков и юношества.



Невысокий уровень образования и воспитания населения – это причина неспособности к самоуправлению, источник низкой политической культуры, предпосылка бессознательных бунтов, бытовых зверств, наркомании и алкоголизма, искажения оценки жизненных реалий, непонимание угроз личной и коллективной опасности. Государство не должно игнорировать известную аксиоматическую истину, которая гласит: в сотни раз дешевле дать юноше или девушке образование, чем защищать общество от них, ставших асоциальными элементами. Совершенно очевидно, что подавляющая часть молодёжи не пойдёт на рынок труда «по-дешёвке», а озлобится и уйдёт в преступность или наркоманию.

По случаю появления в космосе первого советского спутника тогда еще конгрессмен Дж. Кеннеди предупредил американскую нацию: «Мы оказались в кризисной ситуации. Голая правда – такова: мы подвергаемся величайшей опасности проиграть титаническое соревнование с Россией в освоении космического пространства… Не будет преувеличением сказать, что битва, которую мы ведем сейчас, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки». И позже, в 1961 г, после полета в космос Юрия Гагарина, уже американский президент Дж. Кеннеди справедливо признал: «Победило советское образование».

Долг нынешнего учительства – сохранить в детях культурный генотип России, обеспечить продолжение ее рода. Особая роль отводится школе еще и потому, что она одна из самых устойчивых, консервативных общественных институтов «генетическая матрица» культуры. В соответствии с этой матрицей воспроизводятся последующие поколения, иначе говоря, школа – механизм, сохраняющий и передающий от поколения к поколению культурное наследие общества, поэтому к ее реформированию надо подходить особенно ответственно.

С середины ХХ века советское школьное образование считалось одним из лучших в мире. Многое из нашей системы школьного образования заимствовала Япония, добившаяся в дальнейшем больших успехов в экономике и новых технологиях, а также целый ряд других капиталистических стран, в частности, Западная Германия. Основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее обороноспособности и конкурентоспособности были созданы в Советском Союзе, на которых мы и поныне паразитируем. Инновационная система России в ее нынешнем виде складывалась в течение фактически всего истекшего столетия, причем в качестве целостной системы, так, что, скажем, сеть ПТУ была не менее значимой, нежели сеть КБ. И сегодня, прежде всего, следовало бы поставить заслон в качестве ответа на вызов тем разрушительным процессам в довузовском и вузовском образовании, в высокотехнологичных отраслях материального производства и в собственно научно-технической сфере, которые продуцируются проводимыми реформами.

Вся история развития школьного и высшего образования России – это история, в целом, успешной народной борьбы за равный доступ и равные возможности получения образования любым гражданином страны независимо от его имущественного положения и сословного происхождения. Нам нельзя забывать, что лучшие умы и патриоты России посвящали достижению этой цели свои силы и жизнь.

Горько и больно осознавать, что восстановление системы всеобщего обучения, функционировавшей в стране в течение большей части истекшего столетия, ныне является действительным национальным императивом.

Сохранение научной системы России

Наука является наиболее совершенным инструментом материального и духовно-нравственного процветания, индикатором интеллектуального и морального уровня развития общества. Судьба России как государства, являющегося составной частью мирового сообщества, всецело зависит от состояния и перспектив ее интеллектуальных ресурсов. Россия, которая сложилась не просто как страна, но и как одна из крупных мировых цивилизаций, долгое время жить без своей науки не может, поскольку, кроме того, что наука является отраслью хозяйства и важной духовной деятельностью, она же и системообразующий фактор России, один из ее корней, основ и опор. В России с самого начала, а в советское время особенно, наука создавалась и развивалась как подсистема державного государства. Огромное социальное значение науки выражается в том, что она через систему образования, средства массовой информации и личные контакты значительной прослойки ученых формирует рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу и общество. Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны дает достоверное знание о той реальной (и изменяющейся) природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа.

Кроме того, наука и техника представляет собой непрерывно развивающуюся систему: «наука – техника – производство – человек». Ведущую роль в этой системе играет наука. Развитие науки приводит к качественным, коренным изменениям в технике и технологии, в культурно-технической подготовке людей, что, в свою очередь революционизирует материальное производство. Через технику наука постоянно срастается с производством, с людьми труда.

На протяжении всего XX столетия состояние экономики во многом определялось использованием новых технологий. СССР был лишен доступа к продукту мощного совокупного научно-технического потенциала капиталистического мира, но даже при этом на основе собственного научного потенциала смог добиться с Западом военного паритета, что действительно достойно изумления.

Особенностью России и ее отличительной чертой была решающая роль государства в становлении высшей школы, которая гармонично дополнялась господствующим во всех слоях общества убеждением, что попечительство науки является естественной обязанностью государства. Следствием этого акта стала наша наука – уникальное культурное и духовное явление, труднообъяснимое, схожее с такими явлениями как Ломоносов, Пушкин, Менделеев, Циалковский, Вернадский. Попытка ухода государственной власти от ответственности перед образованием и наукой, непонимание важности этой проблемы в системе общественной безопасности грозит стране немалыми бедствиями. Хотелось бы подчеркнуть, что государство не должно выпускать из своих рук эти сферы, ибо движущая сила потенциала страны – образование и наука. По мнению многих ученых главная беда нынешней российской науки – ее нищета, которая ведет к изоляции ученых от мирового процесса познания, к гражданскому унижению представителей отечественной науки, с одной стороны, и от материального и духовного производства, с другой.

Разумный и хорошо продуманный переход к инновационной модели развития при известных обстоятельствах может обеспечить России – причем совсем в недалеком будущем, ведь научные школы, образованное население и система образования в России пока есть – место интеллектуального лидера человечества, как вариант научной лаборатории мира. Эта амбициозная задача весьма органично соответствует не только величию российского духа, но и имеет богатые традиции в недалеком советском прошлом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.