Антимонопольное регулирование экономики.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления (аспекта):
1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;
2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Корни антимонопольного регулирования уходят вглубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые используется и сам термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования».
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование «структуралистского», утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.
Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. При таком подходе, именуемом в литературе «бихевиористским», акцентируется внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется «правило разумного подхода», которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия деятельности которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
В последние десятилетия различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.
Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.
Не следует преувеличивать возможности административного вмешательства в процессы концентрации и монополизации производства. Практика показывает, что юридические препятствия не предотвращают рыночную концентрацию. Просто сам этот процесс принимает другие формы. Например, запрещение слияний и поглощений фирм в одной и той же отрасли вызывает активизацию конгломератных слияний. Или запрещение сговора в ценах заставляет компании прибегать к слиянию, как это было в США в начале века. Тем не менее, борьба с монополистическими злоупотреблениями необходима. Когда концентрация экономической мощи не встречает противодействия ни экономического, ни юридического, экономика погружается в состояние застоя.
Что является «монополией» в реальном мире? Должна ли компания производить 100% продукта, чтобы вредить благосостоянию потребителя? Или до 99%? Или до 75%? И, к примеру, какие монополистические действия компании должны быть запрещены? Как мы видим этот вопрос в первую очередь, относится к структуре рынка. Наиболее ярким примером по данной проблеме является компания IBM. Дело федерального правительства против компании IBM во многом противоречиво. Компания IBM доминировала в своей отрасли производства и торговли. К моменту начала дела в 1969 году IBM принадлежало более 70% рынка компьютеров. The Justice Department признал, что нет предпосылок для признания IBM естественной монополией, и что рынок компьютеров не конкурентный. Это привело к рассмотрению дела IBM по обвинению в монополизации рынка. Утверждалось, что поведение IBM удушает честную конкуренцию. Были выделены три практики, которые якобы использовались IBM.
Во-первых, было заявлено что IBM запугивает покупателей которые хотят подключить оборудование, произведенное не IBM, к системам IBM. Во-вторых, IBM «обескураживала» перспективных покупателей продукции конкурентов IBM своей политикой «аннонсирования». Заявлениями о том, что новейший и мощнейший компьютер IBM «прямо за углом» , компания существенно смещала предпочтения потребителей в сторону своей продукции. И наконец, IBM была обвинена в крайне агрессивной ценовой стратегии, которая оказывалась губительной для конкурентов.
Дело IBM тянулось 13 лет. Был детально проанализирован рынок компьютеров и сама стратегия IBM. За все это время исписали 66 млн. страниц бумаги.
В то время рынок компьютеров рос с огромной скоростью. И IBM указало комиссии на то, что, несмотря на доминировании на локальном рынке, на остальных сегментах рынка компьютеров доля IBM относительно невелика. IBM отвергла обвинение в монополистическом поведении. Было указано на то, что нет барьеров для входа в отрасль, и кроме этого у IBM нет «монополистической власти» на этом рынке. «Все в чем мы виноваты, так это в том, что мы снижаем цены, улучшаем качество, и проводим политику агрессивной конкуренции», заявил представитель IBM.
8 января 1982 года эти аргументы были приняты и закон против IBM не прошел. «Все что мы сегодня узнали, так это то, что большой компании, которая занимает значительную долю рынка можно использовать политику агрессивной конкуренции. Иногда.» — эту историческую фразу сказал Assistant Attorney General Вильям Бакстер (William Baxter). Она окончательно подвела итог этого многолетнего разбирательства. Было признано, что монопольная власть может быть выгодна потребителю.
Заключение
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. Потом происходит бюрократизация фирмы, и фирма теряет эффективность.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями. Есть отрасли, которые обречены, быть монопольными. Это, например, военная промышленность, водоснабжение, электроснабжение и т.д.
Монополия может быть как полезной, так и вредной для экономики всей страны. Крупная фирма, приходя на рынок каких-либо благ или в страну имеет возможность как развить данную область так и развалить ее.
У большинства людей сложилась отрицательное мнение о монополиях. Этому способствуют частые скандалы и судебные дела таких монополистов как Microsoft, «Де Бирс Даймонд Майнз», GERMANS GALLERIES и прочих. Но это вовсе не означает что монополия — экономическое зло. Стремление к монополии есть у любого крупного предприятия, так как это положение позволяет получать сверх прибыли, а это — естественное желание любой фирмы. Фирма готова качественно работать, но ее кто-то должен контролировать, чтобы от ее деятельности была польза. Эта важная функция лежит в настоящее время на государстве.
Большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы или контроля над монополией. В настоящий момент во всех странах с рыночной экономикой, существует антимонопольное законодательство,
контролирующее деятельность монополий.
Библиографический список
1. Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 1996 г.
2. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина
3. Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. Б. Авдашева
4. Frank R. X. Перевод главы 12 - «Монополия», 1991
5. Экономика. Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. Москва:
6. Экономикс. Самуэльсон П.
7. Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра. "Экономика и жизнь", 1995
8. Курс Микроэкономики Р.М Нуреев
9. Информация из статей и Интернета
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|