МЧС России в соответствии с возложенными на него
задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту Российской
Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
· предложения по формированию основ государственной
политики в области гражданской обороны, защиты на-
селения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том
числе в области преодоления последствий радиацион-
ных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах;
· проекты законов, иных нормативных правовых актов и
проекты технических регламентов в области граждан-
ской обороны, защиты населения и территорий от чрез-
вычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасно-
сти, а также безопасности людей на водных объектах в
пределах своей компетенции;
· проекты нормативных правовых актов по вопросам пре-
одоления последствий радиационных аварий и катаст-
роф, проведения подводных работ особого (специально-
го) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагиро-
вания;
· проект плана гражданской обороны Российской Феде-
рации, а также предложения о порядке введения в дей-
ствие плана гражданской обороны на территории Рос-
сийской Федерации или в отдельных ее местностях в
полном объеме либо частично;
· предложения о привлечении в установленном порядке к
ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских форми-
рований и органов;
· предложения о введении чрезвычайного положения на
территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях в случае возникновения чрезвычайной си-
туации;
· проект положения о единой государственной системе пре-
дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· проект положения о Государственной противопожарной
службе Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-
видации последствий стихийных бедствий;
· проект положения о надзорной деятельности в сфере
компетенции МЧС России;
· проект положения о Государственной инспекции по ма-
ломерным судам Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа-
циям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
· проект плана взаимодействия федеральных органов ис-
полнительной власти при проведении работ по поиску и
спасанию людей на море и водных бассейнах Россий-
ской Федерации;
· проект положения о войсках гражданской обороны;
· ежегодный государственный доклад о состоянии защиты
населения и территорий Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-
рактера;
· доклад о состоянии гражданской обороны в Российской
Федерации;
· проект положения о гражданской обороне в Российской
Федерации;
· предложения по отнесению территорий к группам по
гражданской обороне;
· перечень критически важных для национальной безо-
пасности объектов инфраструктуры страны;
· запросы о выпуске материальных ценностей из государ-
ственного резерва для обеспечения неотложных нужд
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
(при согласовании запросов органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о выпуске ма-
териальных ценностей из государственного резерва для
указанных целей);
· предложения по организации реагирования при чрез-
вычайных ситуациях регионального, федерального и
трансграничного характера, по оказанию за счет средств
федерального бюджета финансовой помощи населению
и территориям, пострадавшим в результате чрезвычай-
ных ситуаций;
2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):
· нормативные правовые акты по вопросам, касающимся
установленной сферы деятельности, за исключением во-
просов, правовое регулирование которых осуществляет-
ся исключительно федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Фе-
дерации;
· положения о территориальных органах МЧС России -
региональном центре по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий и органе, специально уполномо-
ченном решать задачи гражданской обороны и задачи
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных си-
туаций по субъекту Российской Федерации;
· положение о системе и порядке осуществления монито-
ринга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
· положение о системе и порядке информационного об-
мена в рамках единой государственной системы преду-
преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· показатели для отнесения организаций к категориям по
гражданской обороне в установленном порядке;
· методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций,
классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также
типовой паспорт безопасности территорий субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований;
· порядок разработки и представления деклараций безо-
пасности потенциально опасных промышленных объек-
тов в пределах своей компетенции;
· порядок разработки и представления деклараций безо-
пасности подводных потенциально опасных объектов;
· примерное положение о спасательных службах;
· положение об организации повседневной деятельности
органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· инструкцию по проверке и оценке состояния функцио-
нальных и территориальных подсистем единой государ-
ственной системы предупреждения и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций;
· порядок создания нештатных аварийно-спасательных
формирований, а также положение об организации обес-
печения населения средствами индивидуальной защиты;
· положение об организации и ведении гражданской обо-
роны в муниципальных образованиях и организациях,
порядок содержания и использования защитных соору-
жений гражданской обороны в мирное время;
· инструкцию по подготовке и проведению учений и тре-
нировок по гражданской обороне, защите населения от
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безо-
пасности и безопасности людей на водных объектах;
· ежегодный план основных мероприятий в области гра-
жданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безо-
пасности и безопасности людей на водных объектах;
· ежегодные организационно-методические указания по
подготовке органов управления, сил гражданской обо-
роны и единой государственной системы предупрежде-
ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· правила аттестации руководящего состава по вопросам
гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах;
· порядок добровольной аккредитации организаций,
осуществляющих деятельность в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах;
3) организует:
· работу по предупреждению и ликвидации чрезвычай-
ных ситуаций федерального и трансграничного харак-
тера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуаци-
ях;
· предупреждение и тушение пожаров на объектах, кри-
тически важных для безопасности Российской Федера-
ции, других особо важных пожароопасных объектах,
объектах федеральной собственности, особо ценных
объектах культурного наследия России, а также при
проведении мероприятий федерального уровня с массо-
вым сосредоточением людей;
· предупреждение и тушение пожаров в закрытых адми-
нистративно-территориальных образованиях;
· планирование в установленном порядке действий и
применение войск гражданской обороны для выполне-
ния задач в целях обороны Российской Федерации, под-
готовку войск гражданской обороны к совместным с
Вооруженными Силами Российской Федерации дейст-
виям в целях обороны Российской Федерации;
· работу по участию МЧС России в разработке в установ-
ленном порядке Плана применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, Мобилизационного плана Воо-
руженных Сил Российской Федерации и федеральной
государственной программы оперативного оборудова-
ния территории Российской Федерации в целях оборо-
ны, а также обеспечение осуществления мероприятий в
части, касающейся гражданской обороны, оперативного
оборудования территорий;
· работу по участию МЧС России в разработке мобилиза-
ционного плана экономики Российской Федерации в
части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
· разработку федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Рос-
сийской Федерации, органами местного самоуправления
и организациями мобилизационных планов мероприя-
тий по гражданской обороне; деятельность пожарных,
пожарно-спасательных, поисково-спасательных и ава-
рийно-спасательных формирований, авиации и других
сил МЧС России;
· поиск и спасание людей во внутренних водах и в терри-
ториальном море Российской Федерации в соответствии
с планом взаимодействия федеральных органов испол-
нительной власти при проведении работ по поиску и
спасанию людей на море и водных бассейнах Россий-
ской Федерации;
· совместно с заинтересованными федеральными органа-
ми исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации работы по соз-
данию системы мониторинга и прогнозирования чрез-
вычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению
в установленном порядке показателей риска на террито-
риях и объектах экономики;
· информирование населения через средства массовой
информации и по иным каналам о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах
по обеспечению безопасности населения и территорий,
приемах и способах защиты, а также пропаганду в об-
ласти гражданской обороны, защиты населения и тер-
риторий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения по-
жарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах;
· совместно с заинтересованными федеральными органа-
ми исполнительной власти разработку предложений,
касающихся режимов природопользования, безопасного
проживания населения и хозяйственной деятельности
на территориях, подвергшихся радиоактивному загряз-
нению;
· подготовку в образовательных учреждениях МЧС России,
других образовательных учреждениях специалистов для
войск гражданской обороны, Государственной противо-
пожарной службы, Государственной инспекции по мало-
мерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных
формирований МЧС России, кадров для пожарной охра-
ны и организаций независимо от формы собственности, а
также подготовку в установленном порядке кадров для со-
ответствующих органов иностранных государств;
· методическое руководство и контроль при решении во-
просов по обучению населения в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах, а также в
пределах своей компетенции - при подготовке молодежи
по основам безопасности жизнедеятельности;
· проведение в установленном порядке аттестации ава-
рийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, ава-
рийно-спасательных формирований и спасателей феде-
ральных органов исполнительной власти и органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации;
· проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа-
ций, обеспечения пожарной безопасности и безопасно-
сти людей на водных объектах, развития единой госу-
дарственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий ра-
диационных аварий и катастроф, подводных работ осо-
бого (специального) назначения;
· подготовку и представление в установленном порядке
предложений по номенклатуре и нормам накопления в
государственном резерве материальных ценностей,
предназначенных для обеспечения неотложных нужд
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· формирование и доставку в установленном порядке со-
вместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти гуманитарной помощи населе-
нию Российской Федерации и иностранных государств,
а также эвакуацию граждан Российской Федерации из
иностранных государств в случае возникновения чрез-
вычайных ситуаций;
· официальный статистический учет и ведение государст-
венной статистической отчетности по вопросам, отне-
сенным к компетенции МЧС России;
· обязательное страхование жизни и здоровья военнослу-
жащих войск гражданской обороны и Государственной
противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и
начальствующего состава Государственной противопо-
жарной службы в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации;
· материально-техническое обеспечение системы МЧС
России;
· делопроизводство, архивное и иное хранение в установ-
ленном порядке документов и материалов по вопросам,
отнесенным к компетенции МЧС России;
4) осуществляет:
· надзор за выполнением федеральными органами ис-
полнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями и гражданами установ-
ленных требований по гражданской обороне и пожар-
ной безопасности (за исключением пожарного надзора
на подземных объектах и при ведении взрывных работ),
а также по защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций в пределах своих полномочий;
· руководство деятельностью Государственной противо-
пожарной службы, координацию деятельности всех ви-
дов пожарной охраны;
· надзор во внутренних водах и в территориальном море
Российской Федерации за пользованием маломерными
судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также
руководство деятельностью Государственной инспекции
по маломерным судам;
· государственное регулирование пожарной безопасности
при использовании атомной энергии;
· координацию деятельности и взаимодействие Воору-
женных Сил Российской Федерации, других войск, во-
инских формирований и органов при решении задач в
области гражданской обороны;
· поддержание боевой и мобилизационной готовности
органов управления, войск гражданской обороны и под-
разделений Государственной противопожарной службы;
· текущее и перспективное планирование мобилизацион-
ного развертывания войск гражданской обороны и воин-
ских частей Государственной противопожарной службы
в военное время;
· руководство созданием и поддержанием в состоянии по-
стоянной готовности технических систем управления
гражданской обороны и систем оповещения населения
об опасностях, возникающих при ведении военных дей-
ствий или вследствие этих действий, и контроль за соз-
данием и деятельностью этих систем;
· контроль за созданием локальных систем оповещения в
районах размещения потенциально опасных объектов;
· методическое руководство созданием и обеспечением
готовности сил и средств гражданской обороны в субъ-
ектах Российской Федерации, муниципальных образо-
ваниях и организациях, а также контроль в этой области;
· организационное и методическое руководство накопле-
нием, хранением и использованием в целях гражданской
обороны запасов материально-технических, продоволь-
ственных, медицинских и иных средств;
· методическое руководство созданием и поддержанием в
готовности убежищ и иных объектов гражданской обо-
роны, организацией радиационной, химической, биоло-
гической и медицинской защиты населения, а также
контроль в этой области;
· управление в установленном порядке единой государст-
венной системой предупреждения и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций;
· предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций
на подводных потенциально опасных объектах во внут-
ренних водах и в территориальном море Российской
Федерации;
· подготовку в пределах своей компетенции заключений
по результатам рассмотрения деклараций промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов;
· организацию подготовки работников мобилизационных
органов;
· в пределах своей компетенции меры по предупрежде-
нию,выявлению и пресечению террористической дея-
тельности;
· организацию подготовки в установленном порядке
должностных лиц федеральных органов исполнитель-
ной власти и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам гражданской обо-
роны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безо-
пасности людей на водных объектах, а также по вопро-
сам мобилизационной подготовки;
· ведение в установленном порядке реестра подводных
потенциально опасных объектов во внутренних водах и
в территориальном море Российской Федерации (за ис-
ключением подводных переходов трубопроводного
транспорта);
· методическое руководство федеральными органами ис-
полнительной власти и органами исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации при определении
состава, размещении и оснащении сил функциональных
и территориальных подсистем единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
· методическое обеспечение создания, хранения, исполь-
зования и восполнения резервов материальных ресурсов,
предназначенных для ликвидации последствий чрезвы-
чайных ситуаций;
· методическое руководство совместной деятельностью
федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции, органов местного самоуправления и организаций
по вопросам реабилитации населения и территорий,
подвергшихся радиационному воздействию вследствие
радиационных аварий, и контроль за проведением ме-
роприятий в этой области;
· сбор и обработку информации в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах;
· создание и сохранение страхового фонда документации
на объекты повышенного риска и объекты систем жиз-
необеспечения;
· финансирование подведомственных распорядителей и
получателей средств федерального бюджета;
· создание, реорганизацию и ликвидацию в установлен-
ном порядке территориальных органов, спасательных
центров, соединений, воинских частей и подразделений
войск гражданской обороны, подразделений Государст-
венной противопожарной службы, пожарных, пожарно-
спасательных, поисково-спасательных и аварийно-
спасательных формирований, образовательных, научно-
исследовательских, медицинских учреждений и органи-
заций, Государственной инспекции по маломерным су-
дам, содержащихся за счет средств федерального бюд-
жета, комплектование их личным составом, тарифика-
цию их утвержденных штатов и штатных перечней, а
также их материальное, техническое, финансовое и дру-
гие виды обеспечения;
· разработку государственной программы вооружения и
предложений по формированию государственного обо-
ронного заказа по закрепленной за МЧС России номенк-
латуре вооружения и военной техники общего приме-
нения, а также пожарно-технической продукции;
· заказ на производство, закупку и ремонт вооружения,
военной и специальной техники, другого имущества,
материальных и других средств для МЧС России, а так-
же их финансирование;
· размещение в установленном порядке заказов на поставку
однотипной продукции для тылового обеспечения на со-
вместных конкурсах, проводимых в рамках межведомст-
венной (сопряженной) унифицированной системы тыло-
вого обеспечения Вооруженных Сил Российской Федера-
ции, других войск, воинских формирований и органов;
· определение потребности и учет аттестованных аварий-
но-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожар-
но-спасательных и пожарных формирований федераль-
ных органов исполнительной власти, общероссийских и
межрегиональных общественных объединений, имею-
щих уставные задачи по проведению аварийно-
спасательных работ и тушению пожаров и действующих
на всей или большей части территории Российской Фе-
дерации, а также спасателей международного класса;
· методическое руководство по вопросам создания, реор-
ганизации, ликвидации подразделений Государствен-
ной противопожарной службы, содержащихся за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов, а также средств организаций;
· разработку и контроль за реализацией федеральных це-
левых программ в области гражданской обороны, защи-
ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности, безопасности лю-
дей на водных объектах, преодоления последствий ра-
диационных аварий и катастроф;
· реализацию в установленном порядке полномочий госу-
дарственного заказчика федеральных целевых программ
по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на вод-
ных объектах;
· координацию работы по стандартизации и метрологии,
а также деятельности органов по сертификации и ак-
кредитации испытательных лабораторий (центров) в
системе МЧС России;
· в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции лицензирование видов деятельности, отнесенных к
компетенции МЧС России;
· международное сотрудничество в области гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безо-
пасности людей на водных объектах, преодоления по-
следствий радиационных аварий и катастроф, проведе-
ния подводных работ особого (специального) назначе-
ния, а также поддержку международных гуманитарных
проектов, программ и операций;
· ремонт и эксплуатацию основных фондов МЧС России;
· реализацию функций государственного заказчика
строительных и других объектов, обладающего необхо-
димыми средствами и полномочиями для заключения
государственных контрактов: на выполнение подрядных
строительных и проектно-изыскательских работ, связан-
ных со строительством и ремонтом объектов производ-
ственного и непроизводственного характера, предназна-
ченных для удовлетворения потребностей подведомст-
венных организаций и финансируемых за счет средств
федерального бюджета и внебюджетных источников; на
сопровождение инвестиционного процесса; на приемку
указанных объектов в эксплуатацию;
· комплекс профилактических, лечебных, санаторно-
курортных, оздоровительных и реабилитационных ме-
роприятий, направленных на охрану и укрепление здо-
ровья военнослужащих войск гражданской обороны, со-
трудников Государственной противопожарной службы
и спасателей, а также законодательно приравненных к
ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь
категориям граждан;
· обеспечение в пределах своей компетенции проведения
мероприятий по защите государственной тайны и слу-
жебной информации, а также деятельность по развитию
специальной связи;
· редакционно-издательскую деятельность по вопросам,
отнесенным к компетенции МЧС России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|