Оценка герметичности отсека
Нормативные документы
СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны
СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
СНиП 32-02-2003 Метрополитены
ГОСТ 10032-80 Дизель-генераторы стационарные, передвижные, судовые вспомогательные. Технические требования к автоматизации
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства
СП 11-113-2002 Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений
СП 32-105-2004 Метрополитены
СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества
НПБ 244-97 Материалы строительные. Декоративно-отделочные и облицовочные материалы. Материалы для покрытия полов. Кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы. Показатели пожарной опасности
ПУЭ Правила устройства электроустановок
ПБ 03-576-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением
КСЦ Метро-2 Отраслевые нормы искусственного освещения производственных объектов и подвижного состава метрополитенов
[1] Методика расчета герметичности убежищ // Проектирование и строительство защитных сооружений гражданской обороны N 2(28) и N 3(29).
Термины и определения
Термины и определения основных понятий приведены в ГОСТ Р 22.0.02.
Для целей настоящего Свода правил приняты следующие термины и определения.
Дополнительные сооружения и устройства - сооружения и устройства, рассчитанные на восприятие заданных воздействий средств поражения (поражающих факторов) и предназначенные для защиты и жизнеобеспечения населения, укрываемого в метрополитене в течение расчетного периода времени, включающие дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, установки водоснабжения, водоотвода и канализации, защитно-герметические затворы, устройства связи и управления.
Живучесть - способность сооружения (технической системы) сохранять или своевременно восстанавливать свои функциональные свойства в установленных пределах после воздействия поражающих факторов.
Заложение линии:
- глубокое заложение - заложение линии на глубине, при которой станции и перегонные тоннели сооружаются закрытым способом, без вскрытия дневной поверхности;
- мелкое заложение - заложение линии на глубине, при которой станции сооружаются открытым способом, перегонные тоннели - открытым или закрытым способом на минимально допустимой глубине.
Защищенность - свойство строительных конструкций, защитных устройств и комплекса технических средств сооружения обеспечивать предотвращение или существенное снижение негативных последствий воздействия поражающих факторов на укрываемое в нем население.
Зона поражения любого элемента на поверхности земли - совокупность зон поражения каждой его точки, как точечных элементов.
Зона поражения точечного элемента - область (или области), ограниченные радиусом его поражения.
Показатель живучести - среднее количество укрываемого населения, %, которое сохранится в отсеке после воздействия поражающих факторов и будет обслуживаться системой жизнеобеспечения.
Показатель защищенности - параметры поражающих факторов, которые выдерживают строительные конструкции, защитные устройства и комплекс технических средств сооружения, сохраняя свойства, необходимые для выполнения ими своих функций.
Радиус поражения - максимальная горизонтальная проекция расстояния от геометрического центра элемента сооружения до центра взрыва средства воздействия заданной мощности, при котором сооружение поражается.
Санитарный пропускник (санпропускник) - сооружение, предназначенное для санитарной обработки людей, смены одежды, контроля радиоактивного загрязнения кожных покровов и спецодежды при входе в защитное сооружение из наземной зараженной зоны.
Убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.
Участок с автономным жизнеобеспечением - приспособленный под убежище участок линии метрополитена, обеспеченный дополнительными сооружениями и устройствами.
Шлюз - часть подземного защитного сооружения, ограниченная по концам защитно-герметическими затворами с блокировкой, не допускающей их одновременного открытия.
Эвакуационный выход - выход наружу без разгерметизации сооружения или в соседний пожарный отсек.
Эксплуатационный персонал (персонал) - специально подготовленные лица, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы или должности.
Сокращения
АВР - автоматическое включение резерва
АУПТ - автоматическая установка пожаротушения
АХОВ - аварийно-химические опасные вещества
БС - биологические средства
ВОУ - водоотливная установка
ГЖ - горючие жидкости
ГО - гражданская оборона
ГСМ - горюче-смазочные материалы
ДГ - дизель-генератор
ДПС - диспетчерский пункт станции
ДСУ - дополнительные сооружения и устройства
ДЭС - дизельная электростанция
ЗКПГОиЧС - защищенный командный пункт органа управления по делам ГО и ЧС
КП - командный пункт
КПВВ, КПД, КПЛ, КПМ, КПОПБ, КПОПБС, КПОПБУ, КПС, КПУ, КПФ, КПШ - командный пункт: (ВВ) - воздуховыпуска, (Д) - ДЭС, (Л) - линии, (М) - метрополитена, (ОПБ) - охраны порядка и безопасности, (ОПБС) - охраны порядка и безопасности станции, (ОПБУ) - охраны порядка и безопасности участка, (С) - станции, (У) - участка, (Ф) - ФВУ, (Ш) - шлюза
OB - отравляющие вещества
ОРГ - оперативно-разведывательная группа
СВВ - сейсмовзрывная волна
РВ - радиоактивные вещества
РУ - распределительное устройство
ПЗ - пост у затвора
ПИ - полная изоляция
ПО - постоянный объем
ПП - понизительная подстанция
ПШЗ - пост у шлюзового затвора
ТПП - тяговопонизительная подстанция
УАЖ - участок с автономным жизнеобеспечением
УТВ - установка тоннельной вентиляции
ФВ - фильтровентиляция
ФВУ - фильтровентиляционная установка
ЦУС - центральная усилительная станция
ЧВ - чистая вентиляция
ЧС - чрезвычайная ситуация
ШГО - штаб ГО
ЭМИ - электромагнитный импульс
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВОЗДУХОСНАБЖЕНИЯ УАЖ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
| - Защитно-герметический затвор: закрыт
|
| - Защитно-герметический затвор: открыт
|
| - Унифицированная защитная секция УЗС
|
| - Осевой реверсивный вентилятор
|
| - Вентиляционный клапан ВК с электроприводом
|
| - Вентиляционный ствол с перегородкой
|
| - Вентиляционный ствол на участке открытого способа работ
|
| - ДЭС
|
| - ФВУ
|
| - Эвакуационный выход (шлюз)
|
| - Воздухозабор (воздуховыпуск)
|
| - Резервный воздуховыпуск
|
| - Станционная вентиляционная установка с рециркуляцией воздуха
|
| - Совмещенный вентиляционный комплекс с циркуляцией воздуха
|
| - Циркуляционная сбойка с вентилятором
|
| - Противодутьевая сбойка с клапаном
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(рекомендуемое)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Наименование абонента
| Виды дополнительных оперативно-технологических связей
| Прямая начальника КПМ
| Прямая ОРГ КПМ
| Прямая КПЛ
| Прямая КПУ
| Прямая КПОПБ КПМ
| Избирательная КПОПБУ
| Оперативная ОПБ
| Оповещение сиренами
| ГГО
| Эфирная радио
| Внешний телефонный ввод
| Станционная радио
| Междиспетчерская
| Звуковая запись
| АТС внутренняя
| Электрочасы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КПМ
| ДПД
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| ДПЭ
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| ДПЭС
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| ДПЭМ
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
| +
| Начальник
| *
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| Начальник штаба ГО
| *
| +
|
|
|
|
|
| *
|
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| ОРГ
| +
| *
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| КПОПБ
| +
| +
|
|
| *
|
|
|
|
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| ЦУС
|
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
| +
| +
| АТС
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| *
| +
| КПЛ
| +
| +
| *
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| КПУ
| +
| +
| +
| *
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| КПОПБУ
|
|
|
| +
| *+
| *
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| КПФ
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
| +
|
| КПД
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
| +
|
| КПВВ
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
| КПШ
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|
| +
|
| ЗКПГОиЧС города
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| ЗКПГОиЧС загородной зоны
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| КПУ соседних участков
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
| Наземные службы города
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
| ДПС (КПС)
|
| +
| +
| +
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
|
| КПОПБС (дежурный по станции)
|
|
|
|
| +
| +
| *
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Пост милиции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Машинист эскалаторов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Медпункт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| ТПП, ПП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Платформа в голове поезда
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| Платформа в хвосте поезда
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
| Посты затворов на станции, в тоннеле, в УТВ
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Платформа - средний зал
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| Входы в вестибюль (в защищенной зоне), в притоннельные сооружения
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Перегонные тоннели и тупики - не более чем через 200 м
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тупик. Начало служебной платформы
|
|
|
|
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КПС пересадочной станции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
|
| Примечание - "*"- пульт (коммутатор); "+"- абонентское (оконечное) устройство.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(рекомендуемое)
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ОТСЕКА ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА
Оценка герметичности отсека
1.1 Испытания герметичности отсеков проводятся в приспособленных под убежища участках линии при их приемке в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации метрополитена.
1.2 Задачей испытаний является определение зависимости объема утечек воздуха от величины подпора в отсеке при наддуве вентиляционными установками, а также выявление мест утечек воздуха из отсека для последующего устранения обнаруженных неплотностей.
1.3 Критерием при оценке герметичности отсека является кривая, отражающая зависимость между нормируемыми (допустимыми) потерями воздуха через неплотности и подпором (избыточным давлением воздуха по сравнению с атмосферным) в отсеке. Герметичность отсека определяется путем сравнения полученных в ходе испытаний данных о фактических потерях воздуха с нормируемыми.
Нормируемые утечки воздуха в испытываемых отсеках (на один километр отсека) следует рассчитывать по формулам (1) и (2) и представлять в виде графиков в осях L - DP (рисунок 1):
- для глубокого заложения
; (1)
- для мелкого заложения
, (2)
где Lн - нормируемая утечка воздуха, м3/(ч·км);
DP - подпор воздуха в отсеке, кгс/м2;
d - периметр защитных устройств (затворов, клапанов и т.п.) на один километр двухпутного отсека, м/км.
Примечание - Коэффициенты в формулах приняты на основе [1] с учетом данных натурных измерений в Московском метрополитене.
Рисунок 1 - График нормируемой утечки воздуха в испытываемом отсеке
В формулах (1) и (2) первый член характеризует утечки воздуха через строительные ограждающие конструкции, а второй - через защитные устройства.
Величина d находится из отношения суммарного периметра всех защитных устройств, отделяющих отсек от внешней среды и смежных с ним помещений, к общей его протяженности. Периметр определяется по притвору (длине уплотняющей резины) устройства. При последовательной установке в проеме двух и более защитных устройств учитывается периметр только первого из них со стороны отсека.
1.4 Для оценки герметичности отсека необходимо выполнить не менее двух замеров подпора (усредненного по длине отсека) при различных расходах подаваемого в отсек воздуха.
Фактический расход подаваемого в отсек воздуха Lф, численно равный его потерям через неплотности в строительных ограждающих конструкциях и защитных устройствах, приведенный по температуре и давлению к стандартным условиям, в расчете на километр двухпутного отсека м3/(ч·км) находится по формуле (3)
, (3)
где Lз - замеренный расход подаваемого в отсек воздуха, м3/ч;
L - протяженность отсека, км;
Z - поправка на стандартный воздух с температурой +20 °С и барометрическим давлением 760 мм рт.ст., определяется по формуле (4)
; (4)
, (5)
где Bз - барометрическое давление в отсеке (в месте замера Lз), мм рт.ст.;
tз - температура воздуха (в месте замера Lз), °С.
Средний подпор воздуха в отсеке, приведенный к условиям стандартного воздуха:
, (6)
где DPз1, DPз2…DPзn - подпор воздуха в отсеке в точках (местах) замера;
Z1, Z2...Zn - поправка на стандартный воздух в точке замера подпора воздуха;
n - число точек (мест) замера.
1.5 Герметичность отсека считается удовлетворительной, если на графике в осях L - DP точки Lф, DPф, полученные в ходе испытаний и определяющие фактическое состояние расхода (утечки) и подпора воздуха в отсеке, располагаются на кривой или слева от нее. В противном случае герметичность отсека признается неудовлетворительной (см. ниже пример оценки герметичности отсека).
Подготовка испытаний
2.1 Испытания отсеков на герметичность проводятся комиссией в процессе приемки линии в эксплуатацию. На комиссию возлагаются также работы по подготовке испытаний и оформлению их результатов.
2.2 Составляется рабочая программа испытаний (раздел 5).
2.3 До начала испытаний строительные конструкции, места ввода коммуникаций, защитные устройства, отделяющие отсек (участок) от внешней среды и примыкающих помещений, приводятся в соответствие с нормативными требованиями и проектной документацией.
2.4 В процессе подготовки к испытаниям проводятся следующие мероприятия:
- определяется последовательность включения вентиляционных установок в отсеке;
- тарируются устройства для замера расхода воздуха и выполняется его измерение в режиме работы тоннельной вентиляции;
- измеряется напор вентиляционных установок, используемых для наддува воздуха в отсек, а также определяются способы изменения воздухоподачи;
- подготавливаются отверстия для установки штуцеров в местах замера подпора и депрессии естественной тяги в отсеке;
- проводится опробование приборов и оборудования;
- намечаются места размещения измерительных постов в отсеке и командного пункта испытаний (КПИ), обеспечивается связь между ними.
2.5 Непосредственно перед испытаниями проводится инструктаж состава участников испытаний; проверяется телефонная связь постов с КПИ и проводится тренировочный цикл взаимодействия персонала КПИ и постов.
При проведении инструктажа по технике безопасности особо указывается на недопустимость нахождения людей во время испытаний в непосредственной близости от защитных устройств с внешней стороны отсека.
2.6 Для проведения испытаний рекомендуется использовать приборы и материалы, указанные в таблице 1. Допускается применять приборы и материалы других типов с аналогичными техническими параметрами.
Таблица 1
Наименование
| Тип
| Ед. изм.
| Количество
| Микроманометр многопредельный с наклонной трубкой
| ММН-240
| шт.
|
| Пневмометрическая трубка
| -
| "
|
| Анемометр ручной крыльчатый
| АСО-3
| "
|
| Анемометр ручной чашечный со счетным механизмом
| МС-13
| "
|
| Термоанемометр
| ТА-8М
| "
|
| Психрометр аспирационный
| МВ-4М
| "
|
| Барометр-анероид контрольный
| М-67
| "
|
| Барограф метеорологический суточный
| М-22с
| "
|
| Термограф метеорологический суточный
| М-16С
| "
|
| Гигрограф метеорологический суточный
| М-21С
| "
|
| Штатив фотографический
| ФШУ 6
| "
|
| Струбцина с поворотной головкой
| ФС-ОО-СБ
| "
|
| Секундомер
| СОС пр-26-2
| "
|
|
| "Агат"
| "
|
| Часы наручные
| -
| "
| По числу постов
| Переносная перемычка с измерительным коллектором
| -
| компл.
|
| Штуцер для измерения перепада давления
| d =6 мм
| шт.
|
| Рулетка
| 5 м
| "
|
| Карманный фонарик
| -
| "
|
| Резиновые шланги к микроманометру
| d =5 мм
| м
|
| Спирт этиловый технический (гидролизный) для микроманометров
| Марка А, плотность 0,8095 г/м3
| л
| 1,5
| Свечи стеариновые
| -
| шт.
| По числу защитных устройств с 10%-ным запасом
| Материалы и инструменты для герметизации неплотностей
| -
| -
| По необходимости
| Электропровод-удлинитель
| 20 м
| шт.
|
| Чемодан для переноски приборов
| 50´30´20
| "
|
| Журнал наблюдений
| -
| "
| По числу постов
| Бланк наблюдений
| -
| "
| То же
| Принципиальная схема отсека (участка)
| -
| -
|
| Карточка защитных устройств
| -
| -
| По числу защитных устройств в 3 экз.
|
Проведение испытаний
3.1 Участники испытаний с необходимой документацией и приборами прибывают на свои посты, устанавливают приборы и оборудование и докладывают о готовности на КПИ.
3.2 Отключаются все УТВ в испытываемом отсеке и в отсеках, прилегающих к нему.
Закрываются и герметизируются станционные, перегонные и вентиляционные затворы и другие защитные устройства (клапаны, задвижки и т.п.), за исключением устройств в УТВ, через которую будет нагнетаться воздух.
Результаты выполненной работы передаются на КПИ и заносятся в бланк.
3.3 Измеряются депрессия естественной тяги, барометрическое давление, температура и относительная влажность воздуха в отсеке. Результаты замеров фиксируются в бланке.
3.4 Включается УТВ для наддува воздуха в отсек.
Проводится непрерывное наблюдение за изменением подпора воздуха в отсеке, измеряется расход нагнетаемого в отсек воздуха, результаты замеров через каждые 30 секунд фиксируются в бланке.
Одновременно с началом нагнетания воздуха в отсек проводится обследование возможных мест утечек воздуха.
3.4.1 Измерение подпора, естественной тяги, температуры, относительной влажности воздуха и барометрического давления в отсеке.
3.4.1.1 Величина подпора воздуха в отсеке определяется методом измерения перепада давления преимущественно на станционном затворе с использованием резервной трубы в упоре затвора.
3.4.1.2 Микроманометр, используемый при замерах, должен находиться в хорошо освещенном месте, на прочном основании и удобной высоте. Измерительную трубку микроманометра ММН-240 устанавливать с "постоянной прибора" K = 0,4, обеспечивающей измерение величины подпора воздуха в отсеке до 100 кгс/м2.
3.4.1.3 При измерении разрежения в отсеке (в случае действия отрицательной естественной тяги) к штуцеру в затворе присоединять плюсовую трубку микроманометра.
3.4.1.4 Величину естественной тяги измерять в период, когда все защитные устройства отсека, кроме затвора в УТВ, которая будет подавать воздух в отсек, закрыты.
Результаты измерений записывать в журнал наблюдений с интервалом 30 с по секундомеру, с отметкой текущего времени в часах и минутах.
3.4.1.5 Температуру и относительную влажность воздуха на станции измерять любым психрометром в начале и в конце испытания.
3.4.1.6 Барометрическое давление измерять суточными метеорологическими барографами М-22с, один из которых устанавливается до затвора, другой после затвора, на одном уровне. Данные записи барографов используют при обработке результатов измерения подпора и для анализа хода испытаний в целом.
В случае если в отсек входят несколько станций, величина подпора измеряется на каждой станции, замеры приводятся к стандартному воздуху и усредняются по отсеку.
3.4.2 Измерение расхода воздуха.
3.4.2.1 Расход нагнетаемого воздуха, соответствующий суммарным утечкам воздуха через неплотности в отсеке при установившемся режиме, определяется по формулам:
Lз = VсрF, м3/с или Lз = 3600VсрF, м3/ч,
где Lз - количество воздуха, подаваемого в герметизированный отсек;
Vср - средняя скорость движения воздуха в замерном сечении тоннеля или трубопровода, м/с;
F - площадь замерного сечения тоннеля или трубопровода, м2.
Примечание - Достоверность результатов замеров зависит от правильного выбора места, времени и метода измерения, устойчивости параметров воздушного потока (скорость, давление, температура, относительная влажность), точности измерения сечения тоннеля.
3.4.2.2 К замерам приступать не ранее чем через 15-20 минут после включения УТВ на нагнетание, т.е. после стабилизации давления в загерметизированном отсеке.
Следует учитывать, что при большом внутреннем объеме и относительно высокой герметичности отсека расход воздуха из него (утечка) может быть меньше, чем производительность вентилятора. Чтобы в этих условиях обеспечить устойчивость работы вентилятора (предотвратить помпаж), необходимо изменить способ воздухоподачи (п.3.5).
3.4.2.3 Замерное сечение выбирать, как правило, на прямолинейном участке тоннеля на расстоянии не менее 5 внутренних диаметров тоннеля от вентилятора и от местных сопротивлений (сопряжений, сужений, поворотов, оборудования и т.п.).
Площадь замерного сечения вычислять по данным обмера тоннеля.
3.4.2.4 Для приведения данных испытаний к нормальным условиям одновременно с замером скорости воздушного потока в замерном сечении фиксировать барометрическое давление барометром-анероидом М-67, температуру и относительную влажность воздуха - аспирационным психрометром МВ-4М.
Результаты измерений заносятся в журнал наблюдения с указанием текущего времени с точностью до 30 с.
3.4.2.5 Одним из решающих факторов при выборе способа измерения скорости воздушного потока является ее предполагаемая величина в замерном сечении.
При скорости воздуха более 0,5 м/с в тоннелях диаметром 3 м и более замерщик должен становиться спиной к стене тоннеля и, передвигаясь поперек тоннеля, равномерно перемещать анемометр, держа его перед собой на вытянутой руке. Средняя скорость потока в сечении определяется по числу оборотов крыльчатки анемометра в секунду (разность начального и конечного отсчетов, отнесенная к продолжительности замера в секундах) и прилагаемому к анемометру тарировочному графику.
Замеры в каждом сечении повторяются не менее 3 раз.
Полученный при замерах осредненный результат умножается на поправочный коэффициент, учитывающий положение замерщика в сечении тоннеля, равный
.
3.4.2.6 При скорости воздушного потока от 0,2 до 0,5 м/с в тоннелях диаметром 3 м и более использовать анемометры АСО-3 или термоэлектроанемометры. Указанные приборы с помощью фотоштативов или других аналогичных приспособлений размещаются в центре равновеликих колец, на которые разбивается замерное сечение. Число таких колец должно быть не менее пяти. Включение и выключение всех приборов проводится одновременно. Средняя скорость воздушного потока определяется по показаниям всех приборов.
В случаях когда поле скоростей воздуха в замерном сечении известно, для определения средней скорости потока в тоннеле достаточно измерить скорость воздуха в центре сечения и умножить ее на коэффициент поля скоростей, для прямолинейных участков вентиляционных и перегонных тоннелей равный 0,83-0,85.
3.4.2.7 При скорости воздушного потока в тоннеле 0,2 м/с и менее для получения достоверных результатов измерений в замерном сечении тоннеля применяется съемная перемычка из воздухонепроницаемого материала (брезент, полиэтиленовая пленка и т.п.). В центре перемычки устраивается окно, площадь которого определяется из условия обеспечения в его сечении скорости воздуха не менее 0,5 м/с. Перемычку изготавливать заранее исходя из предполагаемого места ее установки. Целесообразно перемычку накладывать на решетку ограждения вентиляционного тоннеля со стороны пути, закрепляя ее с помощью тесемок.
Для замера скорости в окне перемычки параметры анемометра выбирать исходя из предполагаемой скорости потока.
Более точные результаты могут быть получены при использовании коллектора, установленного в перемычке согласно рисунку 2. В этом случае вместо анемометра можно использовать микроманометр с пневмометрической трубкой.
1 - вентиляционный тоннель; 2 - перемычка; 3 - входной раструб; 4 - цилиндрическая часть;
5 - отверстие для установки измерительного прибора; 6 - штатив; 7- крепежные устройства (тесемки, ремень); 8 - решетка
Рисунок 2 - Схема установки перемычки с измерительным коллектором
в вентиляционном тоннеле
Скорость воздуха определяется по измеренной в коллекторе величине динамического (скоростного) давления по формуле
, м/с,
где Pg - динамическое давление, кгс/м2;
r - плотность воздуха, кг/м3;
g - ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2.
Для стандартных условий (t = +20 °С; j = 50%) при r ³ =1,2 кг/м3 формула принимает вид
, м/с.
Данная формула с достаточной для практики точностью справедлива при значениях температуры воздуха в пределах 15-25 °С.
3.4.3 Определение мест утечек воздуха в отсеке.
3.4.3.1 При испытании отсека на герметичность в нем создается достаточно высокое давление (подпор), приближающееся к величине напора вентиляторов (~60-80 кгс/м2), вследствие чего происходит утечка воздуха через неплотности в ограждающих конструкциях и в защитных устройствах.
3.4.3.2 Для снижения утечек воздуха из отсека и соответственно повышения его герметичности в процессе испытаний необходимо обнаружить места утечек и устранить их.
Наиболее вероятными местами утечек воздуха из отсека являются:
- притворы защитных устройств;
- заделка обрамления защитных устройств в упоры;
- вводы коммуникаций в отсек (кабельные, водопроводные и др.);
- дренажи, оборудованные задвижками.
Не исключается утечка воздуха и через неплотности в ограждающих строительных конструкциях тоннелей.
3.4.3.3 Обнаружение неплотностей в отсеке возможно различными способами. Например, при давлении в отсеке более 30 кгс/м2 утечки могут быть обнаружены на слух. Особенно эффективен этот способ при обнаружении утечек в защитных устройствах. В этих же местах утечки могут быть обнаружены осязанием. Хорошим индикатором утечек является пламя свечи, которое при значительных утечках вблизи обнаруженных неплотностей отклоняется под действием воздушного потока.
Для индикации утечек могут быть использованы различные дымообразующие устройства - от специальных "дымообразующих трубок", используемых в горном деле, до простейших дымарей.
3.4.3.4 Места утечек воздуха отмечаются мелом, фиксируются в схеме отсека и в карточках защитных устройств.
3.5 Работы по 3.4 повторяют при измененной воздухоподаче путем:
- включения второго вентилятора УТВ;
- включения второй (третьей) УТВ;
- частичного перекрытия (например, защитным устройством, шибером и т.п.) сечения вентиляционного канала;
- изменения частоты вращения колеса вентилятора.
3.6 При завершении испытаний по команде с КПИ отключаются УТВ наддува и восстанавливается исходное положение всех защитных устройств.
Из отсека удаляются использованные в испытаниях оборудование и материалы.
Оформление результатов испытаний
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|