Сделай Сам Свою Работу на 5

АНАЛИЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ





Несмотря на различия в основных принципах и практических нормах финансового и бухгалтерского учета, финансовая отчетность фирмы нередко содержит данные относительно ее финансового положения и сведения об эффективности ее хозяйственной деятельности в прошлом, которые могут пригодиться руководителям для анализа и прогнозирования будущей работы компании. При проведении анализа финансовых результатов деятельности фирмы на основе ее финансовой отчетности используется ряд специальных коэффициентов, с помощью которых можно сравнивать показатели разных компаний или данные по одной и той же компании за разные периоды времени.

Воспользовавшись этими коэффициентами, можно проанализировать пять основных аспектов эффективности деятельности фирмы: рентабельность (profitability), оборачиваемость активов (asset turnover), финансирование из собственных и заемных средств или финансовый "рычаг" (финансовый ливеридж) (financial leverage), ликвидность (liquidity) и рыночную стоимость (market value). В табл. 3.5 перечислены все эти коэффициенты и примеры их расчета для корпорации GPC.

Первыми в таблице идут коэффициенты рентабельности ('или доходности). В ходе анализа можно определить коэффициенты рентабельности продаж фирмы (return on sales), рентабельности ее активов (return on assets) или доходности капитала (return on equity). В качестве показателя прибыли в первом и втором случаях берется прибыль корпорации до выплаты процентов и налогов (EBIT — earnings before interest and taxes), а в последнем — чистая прибыль.



Кроме того, если один показатель, на основе которого вычисляется финансовый коэффициент, взят из отчета о финансовых результатах деятельности компании и, следовательно, описывает определенный период времени, а второй компонент берется из баланса и представляет собой отображение финансового состояния компании на конкретный момент, то обычно вычисляется среднее арифметическое балансовых показателей на начало и конец года и это число используется в качестве знаменателя.

Далее в таблице следуют коэффициенты оборачиваемости активов, с помощью которых можно определить, насколько эффективно фирма использует свои активы с целью получения прибыли. Оборачиваемость активов— это общий критерий, а оборачиваемость дебиторской задолженности и оборачиваемость товарно-материальных запасов представляют собой специфические критерии для оценки использования соответствующих категорий активов.



Затем в таблице перечислены коэффициенты финансового "рычага", которые отражают структуру капитала фирмы и степень ее задолженности кредиторам. Коэффициент задолженности служит для измерения структуры капитала, а с помощью коэффициента покрытия процентов можно оценить способность фирмы нести расходы по процентным выплатам.

Четвертая группа коэффициентов представлена коэффициентами ликвидности. Они используются для оценки того, способна ли фирма покрывать расходы, связанные с ее краткосрочными обязательствами, или оплачивать свои счета и оставаться при этом платежеспособной. Основными коэффициентами для оценки уровня ликвидности являются коэффициент текущей ликвидности и более точный коэффициент критической оценки (или коэффициент лакмусовой бумажки), с помощью которого оцениваются только наиболее ликвидные оборотные активы: денежные средства и рыночные ценные бумаги.

В последнем разделе таблицы перечислены коэффициенты рыночной стоимости, с помощью которых оценивается, как соотносятся данные бухгалтерского учета фирмы с ее рыночной стоимостью Шире всего из этой группы применяются коэффициент соотношения цены акции и чистой прибыли (Р/Е — price to earnings) и коэффициент соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (М/В — market to book)

Восстановительная стоимость Знаменатель содержит поправку на изменение первоначальной стоимости активов с учетом инфляции.



Анализируя финансовые коэффициенты фирмы, прежде всего необходимо учесть два момента:

• с чьей именно точки зрения будет рассматриваться ситуация: акционеров или кредиторов;

• что будет использовано в качестве критерия для сравнения показателей, Эталонные критерии могут быть следующими;

• финансовые коэффициенты других компаний за один и тот же период времени;

• финансовые коэффициенты рассматриваемой компании за различные предыдущие периоды;

• информация, которая может быть получена на финансовых рынках, например цены активов или процентные ставки. Существует большое количество источников, из которых можно получить данные о финансовых коэффициентах для различных отраслей промышленности:

1) Dan & Sradstreet, (

2) Исследования годовых отчетов Бюро Роберта Морриса (Annual Statement Studies by Robert Morris Associates), (

3) Ежеквартальный финансовый отчет Торговой палаты (the Commerce Department's Quarterly Financial Repo/i)

4) различные коммерческие ассоциации. Кроме того, эти данные теперь распространяются на компакт-дисках и через Internet,.

Ограничения анализа с использованием финансовых коэффициентов

Следует отметить, что при использовании финансовых коэффициентов для анализа эффективности хозяйственной деятельности важно помнить о ряде ограничений. Основная проблема заключается в том, что абсолютного стандарта для оценки того, является ли коэффициент слишком высоким или слишком низким, не существует. Кроме того, коэффициенты включают в себя числовые показатели, которые часто вычисляются произвольными методами. Далее, довольно трудно определить группу сопоставимых фирм, поскольку даже работающие в одной и той же сфере компании часто очень серьезно отличаются друг от друга по своим экономическим показателям. Например, может отличаться их уровень диверсификации, размеры, срок существования, степень охвата зарубежного рынка, используемые методы учета товарно-материальных запасов и амортизации и tjl Таким образом, анализ с использованием коэффициентов может служить лишь общим руководством, и в процессе принятия финансовых решений ни в коем случае. Не следует полностью на него полагаться.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Финансовое планирование включает в себя следующие этапы: составление плана, его реализация и корректировка с учетом достигнутых результатов. Отправной точкой при разработке финансового плана является стратегический план фирмы, который определяет основное направление финансового планирования, устанавливая общие задачи развития бизнеса и показатели роста компании. Иными словами, стратегическим планом определяется, какие направления своего бизнеса фирма намерена расширять, какие сокращать, и назначаются сроки реализации соответствующих мероприятий.

Рассмотрим следующий пример. В 2005 голу корпорация ТТ Corporation решила прекратить заниматься страхованием и сконцентрировать свои усилия на расширении игорного и курортного бизнеса. Это решение означало, что все финансовые планы компании, начиная с 2005 года, должны были основываться на перераспределении активов с учетом новых приоритетов и в течение нескольких последующих лет роста суммарных продаж компании на корпоративном уровне ожидать не следовало. В сущности, в таких условиях фирме следовало предвидеть значительное сокращение объемов производства4.

Еще одним важным элементом финансового планирования является продолжительность периода планирования. Как правило, чем длиннее этот период, тем менее подробен финансовый план. Пятилетние финансовые планы, например, обычно включают в себя формы отчета о финансовых результатах и баланса, отображающие только основные прогнозируемые категории активов и обязательств и не содержащие подробностей, С другой стороны, в финансовый план, составленный на один месяц, обычно входит подробный прогноз доходов и расходов по конкретным продуктовым линиям и детальная перспективная оценка будущих денежных поступлений и выплат, Многолетние планы, как правило, пересматриваются ежегодно, а планы на год — ежеквартально.

Цикл финансового планирования состоит из нескольких этапов.

1. Управленческий персонал составляет прогноз динамики основных внешних факторов, определяющих уровень спроса на продукцию фирмы и уровень ее будущих производственных расходов, К внешним экономическим факторам относятся уровень деловой активности на рынках, на которых компания продает свои товары, уровень инфляции, валютные курсы, уровень процентных ставок, а также объемы производства и цены на товары основных конкурентов фирмы.

2. На основе этих внешних факторов и своих предварительных решений относительно будущих инвестиционных затрат, уровня производства, затрат на маркетинговые и научные исследования и выплаты дивидендов менеджеры составляют прогноз доходов и расходов фирмы и потоков денежных средств, а также оценивают ориентировочную потребность компании в получении средств из внешних источников финансирования. Они проверяют, соответствуют ли будущие финансовые показатели деятельности фирмы исходному стратегическому плану, направленному на получение доходов акционерами, и имеется ли у фирмы возможность получения финансовых средств для реализации этого плана. Если в процессе этой оценки выявляется какое-либо несоответствие, менеджеры пересматривают принятые ими решения до тех пор, пока они не начинают соответствовать реальному, осуществимому плану, который и становится программой для текущих решений фирмы в течение следующего года. Кроме того, существует очень полезная практика разработки дополнительных планов на случай, если какой-либо из прогнозов окажется неверным.

3- На основе составленного общего плана руководители высшего звена намечают для себя и своих подчиненных конкретные показатели эффективности фирмы в будущем.

4. Фактически достигнутый уровень эффективность фирмы периодически оценивается (ежемесячно или ежеквартально), сравнивается с целями, намеченными в плане, и при необходимости принимаются корректирующие меры, В случае значительного отклонения в течение года фактических показателей от запланированных, управленческий персонал может корректировать также и сам план.

5. В конце года производится поощрение служащих (премирование либо повышение заработной платы) и цикл планирования начинается сначала.

6. Реакция фондового рынка на это изменение стратегии компании оказалась благоприятной, Курс акций ITT по сравнению с изменением индекса S&P 500 значительно поднялся. За период с 2001 по 2005 год, в течение которого окончательно разрабатывалась и воплощалась в жизнь новая стратегия компании, курс акций ITT вырос в три раза.

 

3.7. РАСТУЩИЙ БИЗНЕС: ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНЕМ ФИНАНСИРОВАНИИ

Предположим, что возможности внешнего финансирования компании ограничиваются следующим образом.

• Фирма не планирует выпускать в обращение новые акции, вследствие чего рост акционерного капитала возможен только в результате увеличения нераспределенной прибыли.

• Фирма не намерена увеличивать коэффициент соотношения собственных и заемных средств, вследствие чего сумма внешней задолженности будет увеличиваться такими же темпами, какими будет расти собственный капитал компании в результате роста нераспределенной прибыли. В таких условиях фирма не может расти быстрее, чем растет ее собственный капитал. Коэффициент его роста носит названиекоэффициента устойчивого роста(sustainable growth rate). Коэффициент устойчивого роста рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент устойчивого роста = Коэффициент удержания прибыли х Коэффициент доходности капитала (ROE)

 

Вывод уравнения устойчивого роста

Коэффициент устойчивого роста = Темпы роста акционерного капитала

 

Если фирма не выпускает новых акций, темпы роста ее акционерного капитала будут равны приросту нераспределенной прибыли, деленной на величину акционерного капитала на начало года:

Темпы роста акционерного капитала = Прирост нераспределенной прибыли / Акционерный капитал на начало года

 

Прирост нераспределенной прибыли = Коэффициент удержания прибыли х Чистая прибыль

 

Коэффициент удержания прибыли — это часть чистой прибыли фирмы, которая не была выплачена акционерам в качестве дивидендов или использована для выкупа акций компании, находящихся в обращении. По определению, этот показатель равен:

Коэффициент удержания прибыли = 1 - коэффициент выплаты дивидендов - коэффициент выкупа акций

следовательно, путем подстановки получаем:

 

Темпы роста акционерного капитала = Коэффициент удержания прибыли х Чистая прибыль/ Акционерный капитал

иными словами:

Темпы роста акционерного капитала = коэффициент удержания прибыли х ROE

И, таким образом, мы опять получаем уравнение устойчивого роста:

Коэффициент устойчивого роста = коэффициент удержания прибыли х ROE

Значение уравнения устойчивого роста

Максимальный коэффициент устойчивого роста фирмы равен коэффициенту доходности ее капитала (ROE), и такого показателя можно достичь только в том случае, если коэффициент выплаты дивидендов имеет нулевое значение, т.е. при условии, что вся чистая прибыль компании удерживается и реинвестируется в бизнес. Если фирма хочет, чтобы темпы ее роста превышали ее коэффициент устойчивого роста, ей придется эмитировать новые акции или/и увеличить коэффициент задолженности кредиторам.

Пример устойчивого роста

Компания Rapid Industries (RI) имеет следующие фиксированные коэффициенты.

Коэффициент оборачиваемости активов =0,5 раз в год

Коэффициент отношения заемного капитала к собственному =1,0

Коэффициент выплаты дивидендов = 0,4

Коэффициент доходности капитала (ROE) = 20%

Объемы продаж компании за последний год составили 1 млн долл., следовательно, сумма активов равнялась 2 млн долл., а величины долгового и акционерного капитал—по 1 млн долл.

Поскольку доходность капитала (ROE) составляла 20%, чистая прибыль должна быть 200000 долл., из которых 80000 долл. были выплачены в качестве Дивидендов, а 120000 долл — реинвестированы в качестве нового акционерного катала.

Коэффициент соотношения заемного капитала компании к собственному равен 1, поэтому RI имеет возможность увеличить свои активы на 240000 долл., а объемы продаж - на 120000 долл.

Таким образом, коэффициент устойчивого роста объема продаж будет следующий:

120 000 долл.=0,12 или 12%

g=1 млн долл.

Такой же ответ мы получим, воспользовавшись для вычислений следующей формулой:

g = ROE x (1 - Коэффициент выплаты дивидендов) = 20% х (1-0,4) =12%

Финансовая отчетность компании Rapid Industries (RI) за три года устойчивого роста отображена в табл. 3 12.

| Таблица 3.12. Финансовая отчетность Дари Industries за 20х1 • 20х3 гг. (дом.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.