Сделай Сам Свою Работу на 5

Г. Практическое приложение теории: финансовый кризис в России





Осенью 1997 г. в России сложилась чрезвычайная финансовая ситуация. А началось все с кризиса на гонконгской фондовой бирже, быстро распространившегося на всю Юго-Восточную Азию, а затем и на Европу с Америкой. Кризис выразился в массовой продаже ценных бумаг, что привело к существенному падению их цен. Поначалу эксперты полагали, что Россию кризис не затронет, но это оказалось не так.

Потеряв большие деньги в Юго-Восточной Азии, инвесторы предпочли больше не рисковать и начали уходить почти со всех развивающихся рынков в т.ч. и с российского. В результате с нашего рынка ценных бумаг начался массовый исход нерезидентов - иностранных компаний-инвесторов, допущенных к работе в России. Компании спешно сбрасывали имеющиеся у них на руках государственные облигации (ГКО), а полученные за них рубли немедленно переводили в доллары, чтобы вывести их из страны. Графически эту ситуацию можно смоделировать так (рис. 3-14):

 

 

Рис. 3-14. Финансовый кризис в России

А. Рынок ГКО Б. Рынок доллара

На рис. 3-14А мы видим, что в результате сброса ГКО предложение этих бумаг на рынке возрастало, что выражалось в сдвиге кривой предложения из положения S0 в положение S1. Цена на ГКО, таким образом, падала (с p0 до p1). Полученные за ГКО деньги направлялись на валютный рынок (эти рынки тесно взаимосвязаны как сообщающиеся сосуды), что увеличивало спрос на доллары на рис. 3-14Б с угрозой повышения курса доллара (с p0 до p1).



Оба эти последствия: и падение цены ГКО и рост доллара были крайне неприятны для российской экономики. Падение ГКО увеличивало процентные ставки, а, стало быть, и цену государственных заимствований. С другой стороны, рост процентных ставок вел к удорожанию кредита для реального сектора, что резко ухудшало и без того не блестящие инвестиционные перспективы. В свою очередь рост доллара с реальной угрозой его выхода за пределы валютного коридора был чреват резким ускорением инфляции и крахом банковской системы.

В связи со всем этим на первых порах ЦБ пытался поддержать оба рынка: и ГКО, и валютный. С одной стороны, он активно скупал государственные облигации, пытаясь не допустить их обесценения; с другой – продавал доллары, чтобы удержать курс. На рис. 3-15 это отражено смещениями кривой спроса на ГКО вправо - вверх в положение D1 (рост спроса за счет ЦБ) и кривой предложения долларов вправо - вниз в положение S1 (рост предложения за счет ЦБ):



Рис. 3-15. Политика ЦБ на рынках ГКО и доллара

Рынок ГКО Рынок доллара

Такую политику ЦБ можно сравнить с попыткой удержаться на двух расползающихся стульях: скупая ГКО, ЦБ бросал в оборот дополнительные рубли, которые тут же перетекали на валютный рынок, увеличивая спрос на доллары. В результате ЦБ приходилось расходовать все большие свои валютные резервы на поддержку рубля. При этом к нерезидентам - иностранным компаниям очень быстро присоединились и российские банки, также избравшие тактику «игры против рубля» в ожидании повышения курса доллара.

В конечном счете, ради спасения рубля и всей экономики вместе с ним ЦБ прекратил поддержку рынка ГКО, отпустив его в «свободное плавание». Цена ГКО ощутимо упала, но зато спекулятивное давление на рубль удалось существенно ослабить.

В течение года курс рубля удавалось держать. Но к августу 1998 г. постоянное давление на рубль привело к исчерпанию резервов ЦБ и завершилось девальвацией.

 

Выигрыш потребителей и выигрыш производителей

Теперь нас интересует вопрос, кто и в какой степени выигрывает от рыночного обмена. Начнем анализ с потребителей.

А. Выигрыш потребителей

Любой потребитель хотел бы купить товар как можно дешевле, но для каждого из них существует максимальная цена, которую он согласен заплатить за товар, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой спроса. Совокупность цен спроса всех потребителей образует кривую рыночного спроса.



Вместе с тем все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.

Поясним это примером. Пусть перед нами три любителя пива, каждый из которых желает выпить одну бутылку в день. Доходы, однако, у них разные, а потому первый любитель мог бы максимально заплатить за пиво 15 руб. Второй чуть беднее, и он не заплатит больше 12 руб. А доходы третьего не позволяют ему покупать пиво дороже, чем за 10 руб. Допустим, рыночная цена пива 10 руб. Тогда первый любитель выигрывает 5 руб. (10-5) на каждой бутылке, второй - 2 руб., а третий выигрыша не получает, ибо он реально платит ту максимальную сумму, которую в состоянии заплатить.

Предположим теперь, что потребителей очень много. Тогда геометрически выигрыш всех потребителей равен площади треугольника, ограниченного кривой спроса, линией рыночной цены и осью цен. В нашем примере это треугольник P*EM, где P* - рыночная цена (рис. 3-16):

Рис. 3-16. Выигрыш потребителей

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.