НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АРМИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Анализ теории и практики подготовки военнослужащих зарубежных государств показывает, что термин "воспитание", как правило, в них не употребляется. То, что мы понимаем под "воспитанием", зарубежные военные теоретики чаще обозначают такими категориями, как "политическое образование", "формирование морального духа", "внутреннее руководство" и т.д. Между тем в армиях ведущих зарубежных стран мира (США, Англии, ФРГ, Франции) организована целенаправленная деятельность государственных и общественных структур, различных институтов вооруженных сил, командиров (начальников), подчиненных им соответствующих служб по формированию и развитию личности военнослужащего как гражданина - патриота своей страны, воина профессионала, побуждению его к самосовершенствованию, утверждению у военнослужащих лояльности к существующему режиму власти.
В главном содержание процесса воспитания в армиях этих государств совпадает. В нем выражаются следующие направления: формирование и развитие высоких военно-профессиональных качеств; воспитание у них патриотизма; формирование и развитие у личного состава положительной мотивации к воинской службе; морально-этическое воспитание; воспитание у них пленоустойчивости; организация здорового образа жизни; физическое воспитание личного состава и др.
Определенные различия проявляются в структурных элементах системы воспитания: объекте и субъектах воспитания, формах, методах и средствах воспитательной работы. Специфика обусловлена различиями в исторических традициях, месте и роли вооруженных сил в обществе, сложившимся образом жизни, способом комплектования армий тех или иных государств.
Так, например, в армиях, сформированных на добровольной основе (США, Великобритания и некоторых других) объектом воспитания является прежде всего профессиональный солдат, тогда как в большинстве других, помимо них служат военнослужащие, призванные на основании воинской обязанности. Кроме того, история развития армий этих государств также различна, что накладывает специфический отпечаток на их системы воспитания. С одной стороны, США - страна, население которой более 200 лет не знало войны на своей территории, с другой - Германия, пережившая опустошительный пожар двух мировых войн. Не случайно поэтому, что при совпадении содержания процесса воспитания военнослужащих этих стран приоритеты в целях и задачах несколько разнятся. Если в армии США важнейшей задачей является воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к вооруженным силам США - "оплоту демократии во всем мире", то в бундесвере обеспечение "мира в свободе" требует, чтобы установленный порядок высших ценностей в обществе был претворен и в жизни вооруженных сил. Реализация концепции внутреннего руководства более 30 лет пронизывает все стороны процесса воспитания военнослужащих бундесвера. Центральное место в этой концепции занимает формирование гражданина в военной форме. В армиях Англии и Франции большое внимание уделяется пропаганде их особой миссии, миротворческой роли в Западной Европе. Военнослужащим же США внушаются представления об ответственности их страны как великой державы мира.
В роли субъектов воспитания личного состава выступает весь комплекс государственных и общественных структур: органы законодательной и исполнительской власти страны; широкая сеть радио- и телевизионных компаний; редакции газет и журналов; информационные агентства; центры киноискусства, досуга и т.д. В системе подготовки личного состава американской армии важную роль играют средства воспитания: гражданская и военная печать; различные учреждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.); художественная, военно-историческая и мемуарная литература; методические разработки, справочники, плакаты. В целом система воспитания характеризуется высокой развитостью ее материальной базы. Только в вооруженных силах США имеется 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн.экземпляров, что составляет около 4 единиц продукции на каждого американского военнослужащего.
Однако непосредственным субъектом воспитания военнослужащих зарубежных армий является военное командование, которое опирается в своей работе на специальные аппараты. Структура, функции и принципы деятельности органов по работе с личным составом ведущих европейских зарубежных армий схожи с американской моделью.
Главным субъектом воспитания военнослужащих в американских вооруженных силах выступает командир.
В отличие от Российской армии в американской армии у командиров нет "заместительского корпуса" по воспитательной работе. Более того, в их структуре отсутствует единый орган, отвечающий за воспитание военнослужащих. Это прерогатива полностью принадлежит командиру который в своей работе опирается на специальный аппарат, состоящий из трех основных служб: по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников.
Характерная деталь: с одной стороны, все эти службы действуют самостоятельно,с другой - исключительно согласованно, гибко и эффективно. Это достигается умелым руководящим воздействием командира, который в зависимости от обстановки и задач формирует ближайшие и перспективные направления деятельности каждой службы, а также осуществляет контроль за качеством воспитательной работы.
Традиционно, исключительно важная роль в системе воспитания военнослужащих отводится службе военных священников - капелланов. Не случайно выдающийся полководец второй мировой войны Д.Эйзенхауэр заявлял, что хороший военный священник стоит больше, чем вес его самого в золоте. В уставах американских вооруженных сил отсутствует четкое определение обязанностей капеллана. По мнению военных теоретиков США, в его обязанности входит "все и вся", т.е. он выполняет задачи во всех сферах жизнедеятельности воинского коллектива. Вот только некоторые направления их работы: оказание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных потребностей; проведение регулярных богослужений; поддержание сплоченности и морального духа среди личного состава; разрешение конфликтных ситуаций; информирование командира о настроениях его подчиненных; предотвращение самоубийств; профилактика алкоголизма и наркомании; посещение больных и раненых; забота о семьях военнослужащих и т.п. 75% времени капеллана уходит на личное общение с военнослужащими.
Как свидетельствует практика, командирами всех степеней в работе с личным составом широко используются рекомендации социально-психологической службы. Она имеется во всех видах вооруженных сил США. В каждой медицинской роте есть психолог, психиатр и социолог, а также 6-8 их помощников. В общей сложности в ней занято около 8000 дипломированных военных и гражданских психологов и социологов. Социально-психологическая служба призвана способствовать решению следующих задач: обучению командиров и всего личного состава методам современного распознания психических нарушений, сознанию в подразделениях и частях оптимального морально-психологического климата, укреплению воинской дисциплины и др.
В процессе воспитательной работы в вооруженных силах зарубежных армий используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение. Основной формой воспитания является проведение занятий. В вооруженных силах США это еженедельные групповые занятия по программам "Командная информация", "Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование", "Равные возможности".
Занятия по программе "Командная информация" предписано проводить лично командиру подразделения при обязательном присутствии всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного общения мнениями не реже одного раза в неделю по одному часу. Их основные темы: "Долг, честь, страна", "Вооруженные силы на службе нации" и др.
К занятиям по программе "Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование" помимо командиров частей и подразделений привлекаются венные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, а 6 часов - для собеседований по основным вопросам.
Целью программы "Равные возможности" является ослабление противоречий в подразделениях на национальной и расовой почве, а также по признаку пола и происхождения.
В бундесвере аналогичные задачи решаются на занятиях по "политическому образованию", в ВС Франции на занятиях по курсу "гражданского воспитания".
Во всех странах НАТО активно ведется пропаганда военных традиций, широко отмечаются годовщины частей, освещается их боевой путь, строго соблюдаются военные ритуалы: принятие присяги, возложение венков, построение с оружием в знаменательные дни. Практикуются военные парады в годовщины национальных праздников.
Приоритетным направлением воспитательной работы в вооруженных силах США выступает формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств. Под профессионализмом, как правило, понимается совокупность трех элементов: 1) специальные знания - "в краеугольных областях человеческой деятельности и непосредственно по своей специальности"; 2) ответственность - "работа в контексте общества, признание его ценностей и неуклонное следование им в службе"; 3) корпоративность - "членство в профессиональной организации наряду с обладанием профессиональными знаниями и принятием особых обязательств становится критерием профессионального статуса, который отличает профессионала от любителя".
Как показывает практика, важное место в профессиональной подготовке военнослужащих США занимает основательная гуманитарная подготовка. По мнению Министерства обороны США, военные дисциплины в национальных военно-учебных заведениях не должны превышать 15% от общего объема учебных часов. Считается, что выпускник военного колледжа должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широкообразованным офицером. Такой офицер способен быстро освоить избранную военно-учетную специальность по прибытии в войска. Поэтому на гуманитарные дисциплины в военных училищах США отводится до 50% учебного времени на первом курсе, до 30% - на втором, до 60% - на третьем и до 70% - на четвертом. Курсанты углубленно изучают политику, историю, психологию, правоведение, социологию, мировую культуру, основы военного руководства, политэкономию логику, философию, расовую теорию, теорию лидерства, литературу, теологию, искусство, иностранные языки и т.д.
Изучение широкого круга вопросов общественно-гуманитарной направленности предполагает и статус сержанта профессиональной армии как основного "воспитателя и организатора". В учебных подразделениях и на специальных курсах на изучение гуманитарных дисциплин для сержантов отводится до 80% учебного времени.
Важнейшим направлением формирования морального духа американских военнослужащих является воспитание у них патриотизма. Оно включает в себя следующие элементы:
- воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы;
- формирование у военнослужащих приверженности идеалам и ценностям американского образа жизни, убежденности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США;
- воспитание личного состава на истории и традициях вооруженных сил;
- формирование у солдат и офицеров корпоративного духа;
- широкое рекламирование воинской службы.
Следует отметить высокую действенность патриотического воспитания в вооруженных силах США. В последнее время, особенно в связи с успешным проведением операции "Буря в пустыне", широкомасштабной акции на территории бывшей Югославии патриотизм выдвинулся на одно из ведущих мест в мотивационной сфере военнослужащих. Более 95% опрошенных военнослужащих горды тем, что "служат интересам Америки" в вооруженных силах. Особое значение в вооруженных силах США придается также воспитанию у военнослужащих "полкового духа".
Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность. Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на таких всеобщих принципах религии, как: не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому; не делай для других того, что ты сам ненавидишь, делай для людей то, что сделал бы для самого себя и др.
Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях с учетом специфики военной профессии, таких как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу и др. Эти ценности закреплены в военной присяге, этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.
Особое внимание уделяется морально-этическому воспитанию офицерского состава. По мнению военного командования США офицер должен быть исключительно честным и искренним, а честь рассматривается как фундаментальная добродетель для военачальников, если они хотят успешно развивать в своих подчиненных чувство верности и повиновения. На формирование высоких морально-этических качеств будущих офицеров во многом направлен военно-педагогический процесс в военно-учебных заведениях.
Серьезное значение в американских вооруженных силах придается воспитанию у личного состава пленоустойчивости. С этой целью осуществляется планомерная подготовка военнослужащих, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. Эта работа строится прежде всего на основе Кодекса поведения военнопленных.
Одним из основных направлений воспитательной работы в американской армии выступает организация здорового образа жизни военнослужащих. С этой целью особое внимание уделяется реализации программы профилактики алкоголизма и наркомании. Она состоит из четырех частей:
1) медицинский контроль (проведение медосмотров раз в три месяца), выборочных урологических тестов на различные виды наркотиков, транквилизаторы и алкоголь);
2) образовательная часть (военнослужащие посещают занятия, где им говорят о вреде алкоголя и наркотиков, о возможных последствиях их употребления для здоровья, работоспособности организма);
3) реабилитация тех военнослужащих, у которых есть проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией (в каждом соединении существуют консультационные центры, в которых работают гражданские психологи);
4) увольнение военнослужащих из вооруженных сил (как правило увольнению подлежат те, кто был замечен на службе в употреблении наркотиков и алкоголя более двух раз).
Исключительно важное место в системе подготовки военнослужащих США отводится физическому воспитанию личного состава. С этой целью с середины 80-х годов в американской армии осуществляется программа обеспечения соответствия физического развития военнослужащих, предъявляемым к ним требованиям. Физическое состояние военнослужащих определяется их способностью выполнить определенный комплекс физических упражнений по утвержденным нормативам. Проверка физической подготовки проводится, как правило, раз в 6 месяцев.
Большое внимание в американских вооруженных силах уделяется контролю веса личного состава. Так, в наставлении Министерств обороны США FM 600-9 "Программа контроля веса личного состава" говорится, что количество жира в теле для мужчин не должно превышать 24%, а для женщин - 32%. Оптимальными же показателями являются 20 и 26% соответственно. Для определения показателя используется формула, включающая результаты замеров роста, окружности живота и шеи у мужчин, а также роста, окружностей запястья, бедра и шеи у женщин.
Исследование системы воспитания военнослужащих зарубежных армий позволяет выявить следующие основные тенденции ее развития:
- усиление практической направленности воспитательной работы с военнослужащими;
- все возрастающая деидеологизация и гуманизация процесса воспитания;
- усиление профилактической направленности воспитательной работы по искоренению негативных явлений в вооруженных силах;
- укрепление материально-технической базы воспитательной работы;
- усиление ее социальной направленности.
Таким образом, воспитательная деятельность командования, специалистов органов по работе с личным составом в армиях ведущих стран мира носит целеустремленный, многоплановый, хорошо проду-
манный, системный характер. Она оказывает существенное влияние на
морально-психологическое состояние военнослужащих и отвечает современным требованиям.
Значительный опыт подготовки личного состава, накопленный в зарубежных армиях, может быть использован в управленческой деятельности командиров и начальников Вооруженных Сил. Однако при этом нельзя допустить его "слепого копирования" без учета исторических, экономических, социальных, национальных особенностей и традиций становления и развития армии.
ЛИТЕРАТУРА
· Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П.А.Корчемного. Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского.- М.,1998.
· Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие/ Под ред. И.А.Липского.- М.:ВУ. 1995.
· Гарбуз А. Служба капелланов в армии Великобритании// Зарубежное военное обозрение. 1998. N 6. С. 6-9.
· Доценко В., Уткин В. Система воспитания военнослужащих США// Информационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 4 (7). С.63-72.
· Анализ воспитательной работы в вооруженных силах Франции//Информационно-методический сборник. М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 3 (6). С.63-71.
· Особенности воспитательной работы в вооруженных силах Англии// Информационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ N 3 (6). С.72-73.
· Система воспитательной работы в Вооруженных Силах ФРГ// Информационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 3 (6). С.62-66.
· Маслова Н.Ф., Лукьянчиков М. Профессионал. Патриот. Интеллектуал// Ориентир. 1998. N 2. С. 36-37.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|