Сделай Сам Свою Работу на 5

НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АРМИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ





Анализ теории и практики подготовки военнослужащих зарубежных государств показывает, что термин "воспитание", как правило, в них не употребляется. То, что мы понимаем под "воспитанием", за­рубежные военные теоретики чаще обозначают такими категориями, как "политическое образование", "формирование морального духа", "внутреннее руководство" и т.д. Между тем в армиях ведущих зару­бежных стран мира (США, Англии, ФРГ, Франции) организована целе­направленная деятельность государственных и общественных струк­тур, различных институтов вооруженных сил, командиров (начальников), подчиненных им соответствующих служб по формированию и развитию личности военнослужащего как гражданина - патриота своей страны, воина профессионала, побуждению его к самосовершенствова­нию, утверждению у военнослужащих лояльности к существующему ре­жиму власти.

В главном содержание процесса воспитания в армиях этих госу­дарств совпадает. В нем выражаются следующие направления: форми­рование и развитие высоких военно-профессиональных качеств; вос­питание у них патриотизма; формирование и развитие у личного сос­тава положительной мотивации к воинской службе; морально-этичес­кое воспитание; воспитание у них пленоустойчивости; организация здорового образа жизни; физическое воспитание личного состава и др.



Определенные различия проявляются в структурных элементах сис­темы воспитания: объекте и субъектах воспитания, формах, методах и средствах воспитательной работы. Специфика обусловлена различи­ями в исторических традициях, месте и роли вооруженных сил в об­ществе, сложившимся образом жизни, способом комплектования армий тех или иных государств.

Так, например, в армиях, сформированных на добровольной основе (США, Великобритания и некоторых других) объектом воспитания яв­ляется прежде всего профессиональный солдат, тогда как в боль­шинстве других, помимо них служат военнослужащие, призванные на основании воинской обязанности. Кроме того, история развития ар­мий этих государств также различна, что накладывает специфический отпечаток на их системы воспитания. С одной стороны, США - стра­на, население которой более 200 лет не знало войны на своей тер­ритории, с другой - Германия, пережившая опустошительный пожар двух мировых войн. Не случайно поэтому, что при совпадении содер­жания процесса воспитания военнослужащих этих стран приоритеты в целях и задачах несколько разнятся. Если в армии США важнейшей задачей является воспитание национально-государственного самосоз­нания, гордости за принадлежность к вооруженным силам США - "оп­лоту демократии во всем мире", то в бундесвере обеспечение "мира в свободе" требует, чтобы установленный порядок высших ценностей в обществе был претворен и в жизни вооруженных сил. Реализация концепции внутреннего руководства более 30 лет пронизывает все стороны процесса воспитания военнослужащих бундесвера. Централь­ное место в этой концепции занимает формирование гражданина в военной форме. В армиях Англии и Франции большое внимание уделяется пропаганде их особой миссии, миротворческой роли в Западной Евро­пе. Военнослужащим же США внушаются представления об ответствен­ности их страны как великой державы мира.



В роли субъектов воспитания личного состава выступает весь комплекс государственных и общественных структур: органы законо­дательной и исполнительской власти страны; широкая сеть радио- и телевизионных компаний; редакции газет и журналов; информационные агентства; центры киноискусства, досуга и т.д. В системе подго­товки личного состава американской армии важную роль играют средства воспитания: гражданская и военная печать; различные уч­реждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.); художественная, военно-историческая и мемуарная литерату­ра; методические разработки, справочники, плакаты. В целом систе­ма воспитания характеризуется высокой развитостью ее материальной базы. Только в вооруженных силах США имеется 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн.экземпляров, что составляет около 4 единиц продукции на каждого американского во­еннослужащего.



Однако непосредственным субъектом воспитания военнослужащих зарубежных армий является военное командование, которое опирается в своей работе на специальные аппараты. Структура, функции и принципы деятельности органов по работе с личным составом ведущих европейских зарубежных армий схожи с американской моделью.

Главным субъектом воспитания военнослужащих в американских во­оруженных силах выступает командир.

В отличие от Российской армии в американской армии у команди­ров нет "заместительского корпуса" по воспитательной работе. Бо­лее того, в их структуре отсутствует единый орган, отвечающий за воспитание военнослужащих. Это прерогатива полностью принадлежит командиру который в своей работе опирается на специальный аппа­рат, состоящий из трех основных служб: по связи с обществен­ностью, по личному составу и тылу, военных священников.

Характерная деталь: с одной стороны, все эти службы действуют самостоятельно,с другой - исключительно согласованно, гибко и эф­фективно. Это достигается умелым руководящим воздействием коман­дира, который в зависимости от обстановки и задач формирует бли­жайшие и перспективные направления деятельности каждой службы, а также осуществляет контроль за качеством воспитательной работы.

Традиционно, исключительно важная роль в системе воспитания военнослужащих отводится службе военных священников - капелланов. Не случайно выдающийся полководец второй мировой войны Д.Эйзенха­уэр заявлял, что хороший военный священник стоит больше, чем вес его самого в золоте. В уставах американских вооруженных сил от­сутствует четкое определение обязанностей капеллана. По мнению военных теоретиков США, в его обязанности входит "все и вся", т.е. он выполняет задачи во всех сферах жизнедеятельности воинс­кого коллектива. Вот только некоторые направления их работы: ока­зание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных потреб­ностей; проведение регулярных богослужений; поддержание сплочен­ности и морального духа среди личного состава; разрешение конф­ликтных ситуаций; информирование командира о настроениях его под­чиненных; предотвращение самоубийств; профилактика алкоголизма и наркомании; посещение больных и раненых; забота о семьях военнос­лужащих и т.п. 75% времени капеллана уходит на личное общение с военнослужащими.

Как свидетельствует практика, командирами всех степеней в ра­боте с личным составом широко используются рекомендации социаль­но-психологической службы. Она имеется во всех видах вооруженных сил США. В каждой медицинской роте есть психолог, психиатр и со­циолог, а также 6-8 их помощников. В общей сложности в ней занято около 8000 дипломированных военных и гражданских психологов и со­циологов. Социально-психологическая служба призвана способство­вать решению следующих задач: обучению командиров и всего личного состава методам современного распознания психических нарушений, сознанию в подразделениях и частях оптимального морально-психоло­гического климата, укреплению воинской дисциплины и др.

В процессе воспитательной работы в вооруженных силах зарубеж­ных армий используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, моральное и материальное стимулирование, при­нуждение. Основной формой воспитания является проведение занятий. В вооруженных силах США это еженедельные групповые занятия по программам "Командная информация", "Моральное наследство и чело­веческое самоусовершенствование", "Равные возможности".

Занятия по программе "Командная информация" предписано прово­дить лично командиру подразделения при обязательном присутствии всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного общения мнениями не реже одного раза в неделю по одному часу. Их основные темы: "Долг, честь, страна", "Вооруженные силы на службе нации" и др.

К занятиям по программе "Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование" помимо командиров частей и подразделений привлекаются венные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, а 6 часов - для собеседований по основным вопросам.

Целью программы "Равные возможности" является ослабление про­тиворечий в подразделениях на национальной и расовой почве, а также по признаку пола и происхождения.

В бундесвере аналогичные задачи решаются на занятиях по "поли­тическому образованию", в ВС Франции на занятиях по курсу "граж­данского воспитания".

Во всех странах НАТО активно ведется пропаганда военных тради­ций, широко отмечаются годовщины частей, освещается их боевой путь, строго соблюдаются военные ритуалы: принятие присяги, воз­ложение венков, построение с оружием в знаменательные дни. Прак­тикуются военные парады в годовщины национальных праздников.

Приоритетным направлением воспитательной работы в вооруженных силах США выступает формирование и развитие у военнослужащих вы­соких военно-профессиональных качеств. Под профессионализмом, как правило, понимается совокупность трех элементов: 1) специальные знания - "в краеугольных областях человеческой деятельности и не­посредственно по своей специальности"; 2) ответственность - "ра­бота в контексте общества, признание его ценностей и неуклонное следование им в службе"; 3) корпоративность - "членство в профес­сиональной организации наряду с обладанием профессиональными зна­ниями и принятием особых обязательств становится критерием про­фессионального статуса, который отличает профессионала от любите­ля".

Как показывает практика, важное место в профессиональной под­готовке военнослужащих США занимает основательная гуманитарная подготовка. По мнению Министерства обороны США, военные дисципли­ны в национальных военно-учебных заведениях не должны превышать 15% от общего объема учебных часов. Считается, что выпускник военного колледжа должен быть в первую очередь высокоинтеллектуаль­ным, широкообразованным офицером. Такой офицер способен быстро освоить избранную военно-учетную специальность по прибытии в войска. Поэтому на гуманитарные дисциплины в военных училищах США отводится до 50% учебного времени на первом курсе, до 30% - на втором, до 60% - на третьем и до 70% - на четвертом. Курсанты уг­лубленно изучают политику, историю, психологию, правоведение, со­циологию, мировую культуру, основы военного руководства, политэ­кономию логику, философию, расовую теорию, теорию лидерства, ли­тературу, теологию, искусство, иностранные языки и т.д.

Изучение широкого круга вопросов общественно-гуманитарной нап­равленности предполагает и статус сержанта профессиональной армии как основного "воспитателя и организатора". В учебных подразделе­ниях и на специальных курсах на изучение гуманитарных дисциплин для сержантов отводится до 80% учебного времени.

Важнейшим направлением формирования морального духа американс­ких военнослужащих является воспитание у них патриотизма. Оно включает в себя следующие элементы:

- воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы;

- формирование у военнослужащих приверженности идеалам и цен­ностям американского образа жизни, убежденности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США;

- воспитание личного состава на истории и традициях вооружен­ных сил;

- формирование у солдат и офицеров корпоративного духа;

- широкое рекламирование воинской службы.

Следует отметить высокую действенность патриотического воспитания в вооруженных силах США. В последнее время, особенно в свя­зи с успешным проведением операции "Буря в пустыне", широкомасш­табной акции на территории бывшей Югославии патриотизм выдвинулся на одно из ведущих мест в мотивационной сфере военнослужащих. Бо­лее 95% опрошенных военнослужащих горды тем, что "служат интере­сам Америки" в вооруженных силах. Особое значение в вооруженных силах США придается также воспитанию у военнослужащих "полкового духа".

Одним из ведущих направлений воспитательной работы в амери­канских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направлен­ность. Морально-этическое воспитание личного состава осуществля­ется на таких всеобщих принципах религии, как: не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому; не делай для других того, что ты сам ненавидишь, делай для людей то, что сделал бы для са­мого себя и др.

Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих осно­вывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях с учетом специфики военной профессии, таких как честь, честность, мужест­во, самоотверженность, верность воинскому долгу и др. Эти ценнос­ти закреплены в военной присяге, этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.

Особое внимание уделяется морально-этическому воспитанию офи­церского состава. По мнению военного командования США офицер дол­жен быть исключительно честным и искренним, а честь рассматрива­ется как фундаментальная добродетель для военачальников, если они хотят успешно развивать в своих подчиненных чувство верности и повиновения. На формирование высоких морально-этических качеств будущих офицеров во многом направлен военно-педагогический про­цесс в военно-учебных заведениях.

Серьезное значение в американских вооруженных силах придается воспитанию у личного состава пленоустойчивости. С этой целью осу­ществляется планомерная подготовка военнослужащих, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. Эта работа строится прежде всего на основе Кодекса поведения военнопленных.

Одним из основных направлений воспитательной работы в амери­канской армии выступает организация здорового образа жизни воен­нослужащих. С этой целью особое внимание уделяется реализации программы профилактики алкоголизма и наркомании. Она состоит из четырех частей:

1) медицинский контроль (проведение медосмотров раз в три ме­сяца), выборочных урологических тестов на различные виды наркоти­ков, транквилизаторы и алкоголь);

2) образовательная часть (военнослужащие посещают занятия, где им говорят о вреде алкоголя и наркотиков, о возможных последстви­ях их употребления для здоровья, работоспособности организма);

3) реабилитация тех военнослужащих, у которых есть проблемы, связанные с алкоголизмом и наркоманией (в каждом соединении су­ществуют консультационные центры, в которых работают гражданские психологи);

4) увольнение военнослужащих из вооруженных сил (как правило увольнению подлежат те, кто был замечен на службе в употреблении наркотиков и алкоголя более двух раз).

Исключительно важное место в системе подготовки военнослужащих США отводится физическому воспитанию личного состава. С этой целью с середины 80-х годов в американской армии осуществляется программа обеспечения соответствия физического развития военнос­лужащих, предъявляемым к ним требованиям. Физическое состояние военнослужащих определяется их способностью выполнить определен­ный комплекс физических упражнений по утвержденным нормативам. Проверка физической подготовки проводится, как правило, раз в 6 месяцев.

Большое внимание в американских вооруженных силах уделяется контролю веса личного состава. Так, в наставлении Министерств обороны США FM 600-9 "Программа контроля веса личного состава" говорится, что количество жира в теле для мужчин не должно превы­шать 24%, а для женщин - 32%. Оптимальными же показателями явля­ются 20 и 26% соответственно. Для определения показателя исполь­зуется формула, включающая результаты замеров роста, окружности живота и шеи у мужчин, а также роста, окружностей запястья, бедра и шеи у женщин.

Исследование системы воспитания военнослужащих зарубежных ар­мий позволяет выявить следующие основные тенденции ее развития:

- усиление практической направленности воспитательной работы с военнослужащими;

- все возрастающая деидеологизация и гуманизация процесса вос­питания;

- усиление профилактической направленности воспитательной ра­боты по искоренению негативных явлений в вооруженных силах;

- укрепление материально-технической базы воспитательной рабо­ты;

- усиление ее социальной направленности.

Таким образом, воспитательная деятельность командования, спе­циалистов органов по работе с личным составом в армиях ведущих стран мира носит целеустремленный, многоплановый, хорошо проду-

манный, системный характер. Она оказывает существенное влияние на

морально-психологическое состояние военнослужащих и отвечает сов­ременным требованиям.

Значительный опыт подготовки личного состава, накопленный в зарубежных армиях, может быть использован в управленческой дея­тельности командиров и начальников Вооруженных Сил. Однако при этом нельзя допустить его "слепого копирования" без учета историчес­ких, экономических, социальных, национальных особенностей и тра­диций становления и развития армии.

ЛИТЕРАТУРА

· Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П.А.Корчемного. Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского.- М.,1998.

· Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие/ Под ред. И.А.Липского.- М.:ВУ. 1995.

· Гарбуз А. Служба капелланов в армии Великобритании// Зарубеж­ное военное обозрение. 1998. N 6. С. 6-9.

· Доценко В., Уткин В. Система воспитания военнослужащих США// Информационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 4 (7). С.63-72.

· Анализ воспитательной работы в вооруженных силах Франции//Ин­формационно-методический сборник. М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 3 (6). С.63-71.

· Особенности воспитательной работы в вооруженных силах Анг­лии// Информационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ N 3 (6). С.72-73.

· Система воспитательной работы в Вооруженных Силах ФРГ// Ин­формационно-методический сборник.- М.:ЦВСПИИ ВС РФ. 1993. N 3 (6). С.62-66.

· Маслова Н.Ф., Лукьянчиков М. Профессионал. Патриот. Интеллекту­ал// Ориентир. 1998. N 2. С. 36-37.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.