Сделай Сам Свою Работу на 5

Цены на сопряженные товары





Различают два вида сопряженных товаров: взаимозаменяемые или родственные (субституты) и взаимодополняющие (комплиментарные).

Если два товара А, В являются взаимозаменяемыми, то между изменениями цены на один из них, и спросом на другой существует прямая зависимость (рост цены товара А ведет к росту спроса на товар В).

Если товары А, В являются взаимодополняющими, то спрос на них предъявляется одновременно, их нельзя использовать один без другого (например, определенная марка автомобиля и запчасти к ней), поэтому между изменением цены на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость (рост цены товара А ведет к уменьшению спроса на товар В)

Ожидания

Ожидания роста цен в ближайшем будущем приведут к росту спроса на товар по каждой цене и смещению кривой вправо, если потребители примут решение купить товар заранее, до повышения цен.

Спрос увеличится, и кривая сместится вправо и в том случае, если потребители, ожидая увеличения дохода, примут решение тратить большую, а сберегать меньшую часть текущего дохода.

Ожидание снижения цен в скором времени приведут к уменьшению спроса по каждой цене и смещению кривой влево, если потребители примут решение извлечь выгоду из предстоящего снижения цен, т.е. купить товары после понижения цен.



Спрос уменьшится, и кривая сместится влево и в том случае, если ожидая уменьшения дохода, потребители примут решение сберегать большую, а тратить меньшую часть текущего дохода.

5.) Число покупателей на рынке

Это число и, следовательно, спрос и положение кривой зависят от изменения других неценовых факторов спроса.

 

ТЕМА 6. Ценовая эластичность спроса

Согласно закону спроса потребители при снижении цен увеличивают спрос, а при повышении цен спрос уменьшается. Причем, реакция потребителей на изменение цен может варьировать как в пределах одной и той же продукции, так и в пределах разных продуктов.

Чуткость или чувствительность потребителей к изменению цен определяют при помощи концепции ценовой эластичности спроса, которая заключается в следующем:

Эластичный спрос

Определение: если изменение цены приводит к большему изменению спроса, то такой спрос называется эластичным, или относительно эластичным.



Уточнение: к эластичному спросу относятся товары и услуги, которые реализуются по относительно высоким рыночным ценам и имеют большое количество близких заменителей. Отсюда следует: чем меньше необходим товар потребителю (большое количество близких заменителей предоставляет потребителям широкий выбор), тем выше эластичность спроса на товар или услугу.

Согласно первому принципу закона спроса при изменении цен на товары и услуги эластичного спроса меняется количество их покупателей, а это и приводит к большему изменению спроса относительно изменения цены.

2.) Неэластичный спрос

Определение: если изменение цены приводит к меньшему изменению спроса, то такой спрос называется неэластичным или относительно не- эластичным.

Уточнение: к такому спросу можно отнести товары и услуги, которые реализуются по относительно невысоким рыночным ценам и не имеют близких заменителей (например, товары и услуги из рыночной потребительской корзины). Отсюда следует: чем больше необходим товар покупателю (отсутствие заменителей лишает потребителя выбора), тем ниже эластичность спроса на товар или услугу.

В соответствии с первым принципом закона спроса при изменении цен на товары и услуги неэластичного спроса меняется количество их покупок (при том же количестве покупателей), а это и приводит к меньшему изменению спроса относительно изменения цены.

Замечание: Между эластичным и неэластичным спросом существует только одно отличие- величина изменения.



Это значит, что и тот, и другой спрос изменяется в соответствии с действием закона спроса. Т.е. при уменьшении цены и тот, и другой спрос увеличиваются, а при повышении цены и тот, и другой уменьшаются, но эластичный спрос увеличивается и уменьшается на величину большую за счет изменения количества покупателей, а неэластичный - на величину меньшую за счет изменения количества покупок.

 

Ценовую эластичность спроса определяют при помощи коэффициента ценовой эластичности Ed, который вычисляется по формуле:

 

 

 

 

Если же показатели процентных изменений спроса и цены не известны, то данную формулу можно представить в следующем виде:

 

Например, если при цене Р1=5р спрос Q1= 2000 единиц, то при уменьшении цены до Р2=4р спрос Q2= 4000 единиц

 

Интерпретация формулы

1. Определение: если данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса, то такой спрос является эластичным.

Например, если уменьшение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то Ed=2, следовательно, во всех подобных случаях, когда Ed˃1 спрос эластичен.

2. Определение: если данное процентное изменение цены приводит к меньшему % изменению спроса, то такой спрос является не- эластичным.

Например, если уменьшение цены на 3% вызывает рост спроса на 1%, то Ed=1/3, следовательно, во всех подобных случаях, когда Ed˂1 спрос не- эластичен.

3. Между эластичным и неэластичным спросом возможна пограничная ситуация, это значит, что цена и спрос изменяются на одну и ту же величину.

Например, уменьшение цены на 5% ведет к увеличению спроса также на 5%, т.е. Ed=1. Этот специфический случай называется «единичной эластичностью».

4. Если спрос неэластичен, это не означает, что потребители абсолютно не чувствительны к изменению цен. И только в крайнем случае, когда любое изменение цены не приводит ни к какому изменению спроса, спрос является совершенно (абсолютно) неэластичным.

Например, это спрос на жизненно важные лекарства.

5. Если спрос эластичен, это не означает, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цен. И только в крайнем случае, когда даже небольшое уменьшение цены вызывает рост спроса от 0 и до предела возможностей потребителя, спрос является совершенно (абсолютно) эластичным, но только при условии, что покупки являются планируемыми, т.к. к совершенно эластичному спросу относятся товары и услуги, которые реализуются по чрезвычайно высоким рыночным ценам (например, недвижимость).

Замечание:

 

Графически совершенно неэластичный спрос- это линия параллельная вертикальной оси (как D1), а совершенно эластичный спрос- это линия параллельная горизонтальной оси (как D2).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.