Сделай Сам Свою Работу на 5

Существенные признаки классификации лекарственных препаратов





Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Классификация – это система упорядоченного распределения товаров на какие-либо подразделения на основе определенных признаков (технологических, функциональных, сырьевых и др.).

Цель классификации – облегчить проведение различных товароведческих операций, включающих изучение потребительных свойств, ассортимента, качества товаров и получение возможности управлять ими.

Задачи классификации:

1) установить потребительные свойства и их оптимальный уровень для отдельных групп товаров,

2) разработать групповые методы исследования для оценки качества товаров,

3) разработать приемы упаковки, транспортирования и хранения товаров определенного подразделения,

4) изучить спрос населения на медицинские и фармацевтические товары,

5) установить соответствие ассортимента потребностям населения и направленно управлять им.

Решение этих задач будет способствовать:

1) планированию товарооборота, изучению спроса, учету и отчетности о поступлении и реализации товара,

2) ускорению составления заявок с использованием фармацевтических информационных сетей на базе сети Интернет, каталогов,



3) определению типа склада, базы, аптеки,

4) созданию автоматизированных систем управления с применением компьютера и другой техники.

Основные принципы классификации:

1) классификация должна охватывать весь ассортимент классифицируемых товаров, а также должна предусматривать появление новых товаров,

2) классификация не должна быть слишком громоздкой,

3) классификация должна быть приспособлена к кодированию товаров и обработке данных на ЭВМ,

4) классификация должна осуществляться в соответствии с классификационными признаками, под которыми понимают свойство или характеристику объекта классификации.

В зависимости от характера выбранных признаков различают классификации:

1) естественные. Такие классификации проводятся по существенным признакам, характеризующим внутреннюю общность предметов каждой группы. Например, классификация дезинфицирующих средств по их химической структуре.

2) вспомогательные. Такие классификации проводятся по каким-либо внешним (искусственным) признакам. Например, расположение ЛП в справочниках по алфавиту.



Существенные признаки классификации медицинских изделий:

I. По целевому назначению:

1) хирургические,

2) терапевтические,

3) диагностические,

4) профилактические,

5) вспомогательные.

Хирургические МИ можно далее классифицировать на общехирургические, нейрохирургические и т.д.

II. По степени переработки и продолжительности использования:

Медицинские изделия:

I. Материалы,

II. Собственно изделия:

1) изделия медицинского назначения кратковременного применения (примерно не более 1 часа),

2) изделия медицинского назначения временного применения (примерно не более 30 суток),

3) изделия медицинской техники длительного применения (примерно более 30 суток):

а) инструменты,

б) приборы,

в) аппараты,

г) оборудование,

д) комплексы.

III. Принадлежности

 

I. Материалы.Они, как правило, производятся из одного вида сырья. Например, шовные материалы и пломбировочные материалы. Материалы, как правило, применяются однократно.

II. Собственно изделия– это любой предмет или набор предметов, подлежащих производству на заводе-производителе. Среди них условно можно выделить:

1) изделия медицинского назначения кратковременного применения (примерно не более 1 часа). Эти изделия предназначены, как правило, для непрерывного применения. Например, шприцы и иглы инъекционные.

2) изделия медицинского назначения временного применения (примерно не более 30 суток).

3) изделия медицинской техники длительного применения (примерно более 30 суток). Среди изделий медицинской техники можно выделить следующие группы:



а) медицинские инструменты – это изделия, с помощью которых медицинские работники проводят те или иные манипуляции на органах или тканях с целью механического воздействия на них, а также осуществляют необходимые действия с материалами, применяемыми при этих манипуляциях. Например, скальпели, зажимы кровоостанавливающие и т.д.

б) медицинские приборы – это изделия, предназначенные для получения, накопления, анализа, а также отображения регистрируемых параметров состояния организма человека с диагностической или профилактической целью. Например, тонометры, глюкометры, электрокардиографы и т.д.

в) медицинские аппараты – это изделия, генерирующие энергию какого-либо вида (тепло, световое излучение, электричество). Например, аппараты для магнитотерапии, электрофореза и т.д.

г) медицинское оборудование – это изделия, которые служат для обеспечения необходимых условий для пациента и медицинского персонала при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, а также при уходе за больным. Например, операционные и перевязочные столы.

д) медицинские комплексы – это совокупность различных изделий, каждое из которых выполняет определенную частную функцию в системе сложного диагностического, лечебного или профилактического мероприятия. Например, рентгенодиагностический комплекс.

III. Принадлежности – это предметы, применяемые вместе с материалами и собственно изделиями для того, чтобы они могли быть использованы в соответствии с целевым назначением. Например, фланель, применяемая при проведении физиотерапевтических процедур.

 

III. По направлению движения (по отношению к России):

1) импортные – это товары, ввозимые на таможенную территорию России из других стран и предназначенные для применения в России,

2) экспортные – это товары, вывозимые из таможенной территории России в другие страны и предназначенные для применения в этих странах,

3) транзитные – это товары, перемещаемые из одной страны в другую страну (для применения в этой стране) через таможенную территорию России.

IV. По наличию налоговых льгот:

1) облагаемые налогом на добавленную стоимость (НДС),

2) не облагаемые налогом на добавленную стоимость (НДС). Например:

а) важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника,

б) протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления, а также полуфабрикаты к ним,

в) технические средства, включая автомототранспорт, а также материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.

 

Существенные признаки классификации лекарственных препаратов

(фармацевтических товаров):

1) фармакологическое действие (желчегонные, бронхолитические и т.д.),

2) химическая структура (производные ароматических кислот, производные пурина и т.д.),

3) лекарственная форма (таблетки, мази, растворы и т.д.),

4) условия хранения (ЛС, требующие защиты от света; ЛС, требующие защиты от повышенной температуры и т.д.),
5) форма выпуска, т.е. дозировка и количество штук (таб. по 0,5 г № 10; ампулы 1% – 1 мл № 5 и т.д.),
6) требуемые методы анализа (биологическая стандартизация, хроматография и т.д.).

 

Существенные признаки классификации химических реактивов:

1) назначение, включая состав (растворители, реактивы для биологического тестирования и т.д.),
2) квалификация, т.е. степень чистоты (химически чистый, чистый для анализа и т.д.),

3) фасовка, т.е. вид тары и количество (банки стеклянные по 100 г, пакеты полиэтиленовые по 500 г и т.д.).

 

Методы классификации

Метод классификации– это совокупность приемов (способов) разделения какого-либо множества объектов.

Различают 2 метода классификации:
1) иерархический,

2) фасетный.

 

1. Иерархический метод– это метод классификации с взаимосвязанными подмножествами, находящимися в определенном соподчинении друг к другу.

При использовании этого метода необходимо соблюдать 2 основных правила:

1) делить всю массу товара на одной стадиигруппировки (деления) только по одному признаку(иначе полученные в результате деления группы (подмножества) будут неоднородны и, следовательно, классификация этих товаров неправильна),

2) начинать деление товаров на группы (подмножества) по наиболее общему признаку, а затем переходить к делению по менее общим признакам.

Недостатком этого метода является громоздкость и многоступенчатость.

Примером, где используется иерархический метод, является Общероссийский классификатор продукции (см. далее). В нём деление множества товаров на подмножества происходит следующим образом:

Класс => подкласс => Группа => подгруппа => Вид => подвид => Разновидность

 

При этом каждое последующее подмножество меньше по размерам, чем предыдущее.

В данном случае вид медицинского или фармацевтического товара – это товароведческая единица, обладающая всеми присущими ей физико-химическими, биологическими и другими признаками. Например, в настоящее время для лекарственных средств – это, как правило, международное непатентованное наименование. В отношении подвида и разновидностиотсутствует четкое единообразие. В большинстве случаев за подвид можно принять лекарственную форму (например, таблетки), а за разновидностьформу выпуска, т.е. дозировку и количество штук. (например, таб. 0,5 г № 20).

 

Примером вида, подвида и разновидности для медицинских изделий могут быть: пузырь резиновый (вид), для льда (подвид), для уха (разновидность).

 

2. Фасетный метод– это метод классификации, который представляет собой сочетание отдельных независимых, неподчиненных друг другу групп (подмножеств), но которые в совокупности дают наиболее полное представление о товаре. Фасетами, таким образом, будут называться полученные подмножества.

При использовании фасетного метода классификации необходимо соблюдать 2 основных правила:

1) признаки, по которым проводилось деление, в различных фасетах (подмножествах) не пересекаются, т.е. каждый признак отличается от другого признака по наименованию, значению и т.д.,

2) из общего числа фасетов (подмножеств), характеризующих изначальное множество, выбирают только необходимые для решения конкретных задач и устанавливают их строгую последовательность, т.е. фасетную формулу.

 

С использованием фасетного метода можно провести классификацию потребительных свойств фармацевтических товаров (лекарственных средств):

 

Потребительные свойства фармацевтических товаров:

1) социальные,

2) функциональные,

3) эргономические,

4) эстетические.

 

В этом случае все 4 подмножества независимы друг от друга и не подчинены друг другу. Другими словами, все конкретные свойства из этих 4-х подмножеств не пересекаются друг с другом. Таким образом, для описания потребительных свойств фармацевтического товара можно использовать, например, только функциональные свойства, не затрагивая при этом другие 3 подмножества. Однако только в совокупности все 4 подмножества дадут полную характеристику потребительных свойств какого-либо фармацевтического товара.

 

Виды классификации

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

 

1. В учебных классификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговые классификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегические классификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретным производителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистические классификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.