Сделай Сам Свою Работу на 5

Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы





Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Институт социально-экономического

Прогнозирования и моделирования»

Кафедра экономики и менеджмента

СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой Д.э.н.,профессор В.П.Делия ____________ «23» декабря 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Первый проректор ИСЭПиМ к.псх.н., доцент Е.В. Терентьева _________________ «23» декабря 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

МАКРОЭКОНОМИКА

По направлению подготовки: 38.03.01 Экономика

(уровень бакалавриата)

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

 

Балашиха 2015

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО

по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»

(квалификация (степень) бакалавр)

 

 

Автор – составитель:

Семибратов Виктор Семенович

 

 

Рецензент:

Миришли Фуад Рашидович д.э.н.,профессор

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры экономики, протокол № 4 от 19 декабря

2015 г.

 

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В условиях рыночных отношений макроэкономические взаимосвязи между субъектами хозяйствования осуществляются посредством спроса и предложения на материальные блага и услуги. При этом развитие предпринимательского спроса происходит под влиянием конкуренции. Однако рыночная экономика не может в полной мере обеспечить надлежащее функционирование всех сфер государственного управления. В связи с этим необходимо государственное регулирование экономики



Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.

Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.



Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.

Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи:
- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».



 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального

цикла обучения бакалавров направления «Экономика», для ее успешного освоения необходимы знания основ «Экономической теории», «Микроэкономики», «Высшей математики», «Истории экономики», «Статистики», «Бухгалтерского учета». Он развивает теоретические знания о закономерностях рационального экономического поведения потребителей и производителей, изучая особенности равнодействующей их группового поведения в рамках макросекторов в процессе кругооборота продукта и дохода, углубляет знания о роли государства и финансовой инфраструктуры в современной рыночной экономике, дает понимание причин и последствий всеобщей взаимозависимости субъектов на макроуровне, роли инвестиций для развития экономики.

Курс «Макроэкономика» тесно связан и с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов как «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Маркетинг», «Денежное обращение», «Финансы».

 

Задачи и структура курса:

- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;

- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;

- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;

- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);

- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.

 

Место и роль курса «Макроэкономика»заключается в создании терминологической и методологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики, направлений и инструментов экономической политики.

Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольных работ и курсовой работы, список тем курсовых представлен ниже. Формой итогового контроля является устный экзамен.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

· способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

· способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;

- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

 

уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.

владеть:

- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 часа, 7 зачётных единиц, 4 модуля.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Очн./заочн. Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
Л ПР СРС
Ключевые макроэкономические проблемы 14/4 10/6 27/63 Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач.
Теория инфляции. Инфляция и безработица 4/2 12/2 9/21 Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа с литературой.
Фискальная политика. Деньги. Банки. 12/2 48/4 36/85 Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа с литературой
Экономический цикл. Экономический рост 6/2 20/4 18/44 Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа литературой
Итого: 36/10 90/16 90/213  

Тематический план дисциплины

Очное обучение

№ п/п Наименование и нумерация разделов и тем курса. Виды занятий, их наименование Распределение учебного времени по семестрам. Количество учебных часов
Всего часов на дисциплину Под руководством преподавателя Самостоятельная работа
Аудиторные занятия Интерактивные занятия
Всего часов Лекции Практические занятия
Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики  
Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС
Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики
  Всего    
Модуль 2. Теория инфляции. Инфляция и безработица
Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности
  Всего
Модуль 3. Фискальная политика. Деньги. Банки.
Тема 5. Основы фискальной политики
Тема 6. Теория денег и денежного рынка
Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы
Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики
  Всего
Модуль 4.Экономический цикл. Экономический рост
Тема 9.Циклическое развитие экономики
Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост
  Всего
  Экзамен          
  Итого:
                 

Тематический план дисциплины

Заочное обучение

№ п/п Наименование и нумерация разделов и тем курса. Виды занятий, их наименование Распределение учебного времени по семестрам. Количество учебных часов
Всего часов на дисциплину Под руководством преподавателя Самостоятельная работа
Аудиторные занятия Интерактивные занятия
Всего часов Лекции Практические занятия
Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики    
Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС  
Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики    
  Всего  
Модуль 2. Теория инфляции. Инфляция и безработица
Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности  
  Всего  
Модуль 3. Фискальная политика. Деньги. Банки.
Тема 5. Основы фискальной политики    
Тема 6. Теория денег и денежного рынка        
Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы    
Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики    
  Всего  
Модуль 4.Экономический цикл. Экономический рост
Тема 9.Циклическое развитие экономики  
Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост    
  Всего  
  Экзамен          
  Итого:
                 

План практических занятий

№ п/п № модуля дисцип- лины Наименование тем практических занятий Количество часов Очн./заочн.
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики
Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС 2/4
Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики 2/2
Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности 12/2
Тема 5. Основы фискальной политики 12/2
Тема 6. Теория денег и денежного рынка
Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы 12/2
Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики
Тема 9.Циклическое развитие экономики 10/2
Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост 10/2
  Итого   90/16

Программадисциплины

Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы

Тема1.Предмет, методы и субъекты макроэкономики.

 

Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.