Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Институт социально-экономического
Прогнозирования и моделирования»
Кафедра экономики и менеджмента
СОГЛАСОВАНО
Зав. кафедрой
Д.э.н.,профессор
В.П.Делия
____________
«23» декабря 2015 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор ИСЭПиМ
к.псх.н., доцент
Е.В. Терентьева
_________________
«23» декабря 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАКРОЭКОНОМИКА
По направлению подготовки: 38.03.01 Экономика
(уровень бакалавриата)
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Балашиха 2015
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»
(квалификация (степень) бакалавр)
Автор – составитель:
Семибратов Виктор Семенович
Рецензент:
Миришли Фуад Рашидович д.э.н.,профессор
Программа одобрена на заседании кафедры экономики, протокол № 4 от 19 декабря
2015 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В условиях рыночных отношений макроэкономические взаимосвязи между субъектами хозяйствования осуществляются посредством спроса и предложения на материальные блага и услуги. При этом развитие предпринимательского спроса происходит под влиянием конкуренции. Однако рыночная экономика не может в полной мере обеспечить надлежащее функционирование всех сфер государственного управления. В связи с этим необходимо государственное регулирование экономики
Учебной целью данного курса является изучение закономерностей экономического поведения макроэкономических субъектов на национальном и наднациональном уровне, на этой основе – сущности, причин и форм проявления макронестабильности в развитии, методов сокращения этой нестабильности за счет государственного регулирования.
Методической целью является формирование навыков графического и математического моделирования и факториального анализа экономических процессов на уровне экономики страны, навыков изучения актуальных научных публикаций, умения применять полученные теоретические знания к оценке проводимой политики и в процессах принятия самостоятельных экономических решений, прогнозировать изменения внешней среды жизнедеятельности на основе построения экономико-математических моделей макропроцессов.
Воспитательной и развивающей целью является формирование навыков самостоятельного, объемного, критического мышления без которого невозможно стать современным специалистом в любой области. Для бакалавра направления «Экономика» знание макроэкономичеких закономерностей важно еще и в связи с особенностями будущей сферы деятельности, где необходимы не только математические способности, но и прогностические и аналитические навыки, умение выделить, оценить и сопоставить будущие выгоды и затраты от принятия экономических решений.
Исходя из ФГОС бакалавр по направлению «Экономика» должен решать, наряду с прочими, следующие профессиональные задачи: - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро-уровне как в России, так и за рубежом.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. Изучение данных объектов (процессов, моделей, показателей) на основе теоретического метода агрегирования и на уровне национальной экономики, является главной целью дисциплины «Макроэкономика».
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального
цикла обучения бакалавров направления «Экономика», для ее успешного освоения необходимы знания основ «Экономической теории», «Микроэкономики», «Высшей математики», «Истории экономики», «Статистики», «Бухгалтерского учета». Он развивает теоретические знания о закономерностях рационального экономического поведения потребителей и производителей, изучая особенности равнодействующей их группового поведения в рамках макросекторов в процессе кругооборота продукта и дохода, углубляет знания о роли государства и финансовой инфраструктуры в современной рыночной экономике, дает понимание причин и последствий всеобщей взаимозависимости субъектов на макроуровне, роли инвестиций для развития экономики.
Курс «Макроэкономика» тесно связан и с другими дисциплинами – он является теоретической базой для изучения таких курсов как «Мировая экономика», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Ценообразование», «Маркетинг», «Денежное обращение», «Финансы».
Задачи и структура курса:
- определение предмета и методов макроэкономики, базового категориального аппарата и источников макроэкономической информации;
- определение субъектов макроэкономики на национальном уровне и установление связей между ними в кругообороте продукта и дохода;
- изучение системы национальных счетов, количественно отражающих эти взаимосвязи, виды, способы расчета и значение важнейших макропоказателей;
- изучение причин возникновения и форм проявления макронестабильности в развитии закрытой и открытой рыночной экономики, моделирование и проведение факториального анализа макронестабильности с помощью графических моделей («AD-AS», « IS-LM», кривая Филлипса, кейнсианский крест);
- на основе теоретических знаний изучение направлений и инструментов стабилизации экономики и стимулирования экономического роста с помощью фискальной, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики.
Место и роль курса «Макроэкономика»заключается в создании терминологической и методологической базы для изучения конкретных экономических дисциплин, в формировании основ рационального экономического мышления, научно обоснованных подходов к пониманию основных закономерностей и проблем функционирования национальной экономики, направлений и инструментов экономической политики.
Для успешного освоения курса применяются разнообразные методы обучения: лекционные занятия сопровождаются практическими занятиями, пройденный материал закрепляется за счет написания контрольных работ и курсовой работы, список тем курсовых представлен ниже. Формой итогового контроля является устный экзамен.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
· способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
· способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
· способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
· способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне;
- основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;
- принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, курсовой работы.
владеть:
- методологией экономического исследования, специальной терминологией и навыками профессиональной аргументации;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на макроуровне;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 часа, 7 зачётных единиц, 4 модуля.
№ п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Очн./заочн.
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
| Л
| ПР
| СРС
|
| Ключевые макроэкономические проблемы
|
| 14/4
| 10/6
| 27/63
| Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач.
|
| Теория инфляции. Инфляция и безработица
|
| 4/2
| 12/2
| 9/21
| Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа с литературой.
|
| Фискальная политика. Деньги. Банки.
|
| 12/2
| 48/4
| 36/85
| Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа с литературой
|
| Экономический цикл. Экономический рост
|
| 6/2
| 20/4
| 18/44
| Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач, работа литературой
|
| Итого:
|
| 36/10
| 90/16
| 90/213
| | Тематический план дисциплины
Очное обучение
№ п/п
| Наименование и нумерация разделов и тем курса. Виды занятий, их наименование Распределение учебного времени по семестрам.
| Количество учебных часов
| Всего часов на дисциплину
| Под руководством преподавателя
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| Интерактивные
занятия
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
|
| Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики
|
|
|
|
| |
|
| Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
| |
|
| |
| Модуль 2. Теория инфляции. Инфляция и безработица
|
| Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
| Модуль 3. Фискальная политика. Деньги. Банки.
|
| Тема 5. Основы фискальной политики
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Теория денег и денежного рынка
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики
|
|
|
|
|
|
| | Всего
|
|
|
|
|
|
| Модуль 4.Экономический цикл. Экономический рост
|
| Тема 9.Циклическое развитие экономики
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| | | | | |
| Итого:
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | Тематический план дисциплины
Заочное обучение
№ п/п
| Наименование и нумерация разделов и тем курса. Виды занятий, их наименование Распределение учебного времени по семестрам.
| Количество учебных часов
| Всего часов на дисциплину
| Под руководством преподавателя
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| Интерактивные
занятия
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
|
| Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
| |
| Модуль 2. Теория инфляции. Инфляция и безработица
|
| Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
| |
| Модуль 3. Фискальная политика. Деньги. Банки.
|
| Тема 5. Основы фискальной политики
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Теория денег и денежного рынка
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики
|
|
|
|
|
|
| | Всего
|
|
|
|
| |
| Модуль 4.Экономический цикл. Экономический рост
|
| Тема 9.Циклическое развитие экономики
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост
|
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
| |
|
| Экзамен
|
| | | | | |
| Итого:
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
План практических занятий
№
п/п
| № модуля дисцип- лины
| Наименование тем практических занятий
| Количество часов
Очн./заочн.
|
|
| Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики
|
|
|
| Тема 2. Основные макросвязи и показатели в СНС
| 2/4
|
|
| Тема 3. Формы и причины макронестабильности в развитии рыночной экономики
| 2/2
|
|
| Тема 4. Моделирование макроравновесия и макронестабильности
| 12/2
|
|
| Тема 5. Основы фискальной политики
| 12/2
|
|
| Тема 6. Теория денег и денежного рынка
|
|
|
| Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы
| 12/2
|
|
| Тема 8. Сущность и инструменты кредитно-денежной и валютной политики
|
|
|
| Тема 9.Циклическое развитие экономики
| 10/2
|
|
| Тема 10. Стабилизационная политика и экономический рост
| 10/2
| | Итого
| | 90/16
| Программадисциплины
Модуль 1. Ключевые макроэкономические проблемы
Тема1.Предмет, методы и субъекты макроэкономики.
Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|