Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Описание лабораторного стенда

 

Исследование действия электрического тока на организм человека проводится на лабораторном стенде. Включение стенда осуществляется выключателем «Пуск». При этом ручка потенциометра «Регулирование выходного напряжения» должна находиться в крайнем левом положении. Контроль о готовности стенда к работе осуществляется по загоранию сигнальной лампы. Режимы работы стенда устанавливаются переключателями: «Род тока», «Измерение пороговых значений токов», «Частота».

Выходное напряжение регулируется ручкой потенциометра. Измерение напряжений и токов осуществляется вольтметром и миллиамперметром, размещенными на лицевой панели стенда. Индикация пороговых значений токов осуществляется с помощью светодиода, встроенного в миллиамперметр.

Изучение правил оказания первой доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока проводится на манекене-тренажере. Правильность проведения операций по оживлению контролируется на панели пульта управления, подключаемого к сети 220 В.


Рабочее задание

 

Исследование действия электрического тока на организм человека.

1. Определение пороговых значений токов.

После включения стенда установить переключатель «Род тока» в положение (~), «Частота» в положение 50 Гц, «Измерение пороговых токов» в положение Iощущ.

Плавно увеличивая ток с помощью ручки потенциометра в момент загорания светодиода зафиксировать по шкале миллиамперметра значение порогового ощутимого тока. Устанавливая переключатель «Род тока» в соответствующие положения, аналогичным образом определим значения постоянного и выпрямленных ощутимых токов, так как выпрямительный блок работает на частоте f = 50 Гц, то переключатель «Частота» устанавливается в положение «50 Гц». Используя вышеприведенную методику, зафиксировать значения пороговых неотпускающего и фибрилляционного токов для переменного, постоянного, одно- и двухполупериодного токов. Результаты измерений занести в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Род тока Переменый Постоянный Выпрямлен-ный однополу- периодный Выпрямлен-ный двухполу-периодный
Ощутимый ток, мА        
Неотпускаю-щий ток, мА        
Фибрилляци-онный ток, мА        

 



2. Определение зависимости сопротивления тела человека от частоты приложенного напряжения – Zh (f).

Установить переключатели «Измерение пороговых токов» в положение «Откл», «Род тока» в положение «~». Изменяя с помощью переключателя «Частота» частоту тока в диапазоне от 10 до 10000 Гц, записать показания вольтметра Uh при каждом значении частоты. При этом в течение всего опыта с помощью ручки «Регулировка выходного напряжения» поддерживать постоянное значение тока через тело человека, равное нескольким mА (по указанию преподавателя). Сопротивление определяется по выражению Zh = Uh / Ih . Результаты измерений и расчетов занести в табл. 2.

Таблица 2

 

Частота, кГц 0,05 0,1 0,5 1,5
Uh, В            
Zh, кОм            

 

3. Определение зависимости сопротивления тела человека от приложенного напряжения.

Установить переключатели «Род тока» в положение «~», «Частота» в положение «50 Гц». Изменяя с помощью ручки потенциометра выходное напряжение, записать значения Uh и Ih (5-8 точек). Вычислить сопротивление по выражению Zh = Uh / Rh, результаты измерений и расчетов занести в табл. 3.

Таблица 3

 

Uh, В                
Ih, мА                
Zh, кОм                

Первая помощь пострадавшему от электрического тока

Работа на манекене предусматривает 2 этапа: 1 – этап обучения и 2 – этап проверки навыков.

Перед началом работы на манекене преподаватель информирует студентов о целях и задачах обучения, проводит опрос студентов с целью выяснения основных моментов по оказанию пострадавшему первой помощи.

I. Этап обучения.

Искусственное дыхание «изо рта в рот» («изо рта в нос»).

1. На груди манекена, лежащего на спине, расстегнуть одежду и установить необходимость проведения дыхания по неподвижному состоянию грудной клетки.

2. Осмотреть полость рта с целью выявления инородных предметов, препятствующих проведению дыхания.

3. Голову манекена повернуть набок, при необходимости удалить инородные предметы, затем привести в первоначальное положение.

4. Голову максимально запрокинуть назад путем подкладывания одной руки под шею и надавливания другой на лоб (этим обеспечивается проходимость дыхательных путей).

5. Положить марлевую салфетку на рот манекена. Сделать глубокий вдох, двумя пальцами сжать ноздри носа и затем, плотно прижав свой рот ко рту манекена, произвести в него выдох (при этом грудная клетка манекена должна подняться, а на пульте управления должна загореться сигнальная лампа «Давление нормально»). Ритм искусственного дыхания задается на пульте лампой «Искусственное дыхание», «Ритм». Вдувание воздуха производится каждые 5-6 с, что соответствует частоте дыхания 10-12 раз в минуту. Каждым студентом делается по 5-6 вдуваний.

Наружный массаж сердца.

1. По состоянию пульса (на руках и шее) и зрачка установить необходимость проведения массажа.

2. Занять место слева или справа у груди манекена и определить место надавливания посредством прощупывания участка грудной клетки, имитирующей конец грудины.

3. Отступить на два пальца от края грудины, наложить на нее нижнюю часть ладони одной руки, а затем поверх правой руки положить под прямым углом вторую руку (пальцы рук должны быть плотно соединены и несколько откинуты назад).

4. Надавливание следует производить быстрым толчком, слегка помогая наклоном всего корпуса так, чтобы сместить нижнюю часть грудины вниз на 4 см. При этом на пульте загорается зеленая лампа «Усилие нормально». После толчка руки остаются в нижнем положении в течение около 0,5 с, затем следует слегка выпрямиться и расслабить руки, не отнимая их от груди манекена. При приложении усилия больше нормального на пульте загорается красная лампа «Усилие больше нормы». Надавливание производится в такт с лампой «Ритм сердца» (один раз в секунду). Каждый студент делает 8-10 надавливаний.

5. В случае оказания помощи пострадавшему двумя лицами – один проводит искусственное дыхание (1 вдох), второй на выдохе пострадавшего делает массаж сердца (5 надавливаний).

6. При оказании помощи пострадавшему одним лицом, оказывающий помощь делает 2 вдоха и 12-15 надавливаний на грудную клетку.

II. Этап проверки навыков.

Преподаватель задает различные ситуации: а) отсутствие дыхания; б) отсутствие сердечной деятельности; в) клиническая смерть и контролирует правильность соответствующих действий обучаемого.

 

Содержание отчета

Отчет должен содержать:

1. Результаты измерений пороговых значений токов, сведенные в табл.1.

2. Результаты расчетов и измерений сопротивления тела человека от частоты приложенного напряжения, сведенные в табл. 2.

3. Результаты измерений сопротивления тела человека от приложенного напряжения, сведенные в табл. 3.

4. График зависимостей .

5. Заключение о сравнительной опасности постоянного, переменного и выпрямленного тока.

6. Занести в отчет порядок действий, проводимых:

а) при искусственном дыхании «изо рта в рот»;

б) при наружном массаже сердца;

в) при оказании помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии «клинической смерти», одним лицом (двумя лицами).

Вопросы тестовых заданий

1. Какое действие электрический ток оказывает на живую ткань?

2. Каковы причины смерти от действия электрического тока?

3. Назвать факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.

4. При какой температуре свертывается белок тканей?

5. Что такое электрический удар? Назвать его степени.

6. Какова продолжительность «клинической смерти» и за счет каких процессов в организме поддерживается жизнедеятельность при этом?

7. Назвать величины пороговых значений ощутимых, неотпускающих и фибрилляционных токов для переменного напряжения промышленной частоты 50 Гц и постоянного напряжения.

8. Какое значение тока считается допустимо безопасным для человека?

9. Назвать виды электротравм.

10. Что такое фибрилляция сердца?

11. Назвать значения тока через сердце человека (в % от общего тока) при протекании его по различным путям.

12. Какая фаза кардиоцикла сердечной деятельности наиболее чувствительна к действию электрического тока?

13. Назвать пороговые значения токов, которые используются при нормировании кратковременно и длительно допустимых величин тока через тело человека.

14. При каком пути тока через тело человека наблюдается по данным статистики наибольший процент потери трудоспособности?

15. Начертить эквивалентную схему сопротивления тела человека и объяснить назначение элементов схемы.

16. Написать выражение для полного сопротивления тела человека.

17. Чему равна величина расчетного сопротивления тела человека?

18. Какова величина сопротивления внутренних органов?

19. Какие ткани человека оказывают наибольшее сопротивление электрическому току? Какова величина этого сопротивления?

20. Как изменится сопротивление тела человека с ростом величины тока, длительности его протекания и частоты питающего напряжения?

21. Какие бывают помещения по степени опасности поражения человека электрическим током?

22. Назвать признаки помещений с повышенной опасностью поражения человека электрическим током.

23. Какими признаками характеризуются особо опасные помещения?

24. Какова величина допустимого напряжения для особо опасных помещений?

25. Какие мероприятия необходимо выполнить для освобождения человека от действия электрического тока?

26. По каким признакам проводится оценка состояния пострадавшего от действия электрического тока?

27. С какой целью производятся искусственное дыхание и наружный массаж сердца?

28. Какова частота вдувания воздуха взрослому и ребенку при проведении искусственного дыхания?

29. Какова последовательность действий при выводе человека из состояния «клинической смерти»?

30. Как производится искусственное дыхание и наружный массаж сердца, если помощь пострадавшему оказывают двое?

 

Рекомендуемая литература

1. Охрана труда в электроустановках / под ред. Б.А. Князевского./ М.: Энергия, 1983. 336 с.

2. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках/ П.А.Долин. М.: Энергоатомиздат, 1984. 443 с.

 

 


Лабораторная работа 2

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.