Сделай Сам Свою Работу на 5

АРХИТЕКТУРЫ И НАШЕЙ ИСТОРИИ





На гдовской земле

Книга третья

Сланцы-Москва

 

…В 1936 году наступил новый этап для Сижненской церкви - она была закрыта и использовалась как склад, место для проживания заключенных, для приготовления торфо-перегнойных горшочков и т.д. В годы Великой Отечественной войны (1941-45гг.) церковь крестьянами была восстановлена. Я знаю, что в ее восстановлении активную роль играл мой крестный отец И.П. Аверьянов - житель деревни Вощенег. Тогда все стены отмыли от извести и восстановили церковные росписи. Восстановлен был и иконостас и многие другие работы по дереву (мой крестный отец был прекрасный плотник). Из всей округи были собраны иконы, переданные крестьянам на временное хранение.

 

 

…Церковь функционировала до 2 июля 1950 года, затем она повторно была закрыта. 2 июля 1950 года священник выполнил обряд крещения детей, затем был проведен Крестный ход и церковь закрыли. Как я слышал от местных жителей, иконостас и некоторые другие ценности церкви были переданы в церковь Ополье Кингисеппского района. Так ли это или нет - требуются уточнения. Известно, что церковь в Ополье ровесница церкви в Сижно, она была построена тоже в 1730 году. Возможно, причиной закрытия Сижненской. церкви послужило Постановление ВКП(б) «О задачах антирелигиозной, атеистической пропаганды в новых условиях», подготовка которого была поручена Михаилу Суслову. В полном соответствии с богоборческой традицией 20-30-х годов авторы документа предлагали придать антирелигиозной пропаганде «наступательный», «решительный» характер, - пишет митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн.



 

…По воспоминаниям моей сестры Анны Алексеевны Павловой (после замужества Смирновой) в 1950 году день закрытия сиженской церкви был насыщен до предела: вначале проходила служба, потом население причащали, подростков крестили. Ей тогда было 10-11 лет, она ходила в 4-й класс. Затем был Крестный ход.

 

 

По просьбе отца Игоря фотограф В.А. Смирнов произвел

фотофиксацию состояния сиженского храма в момент передачи его верующим.

Фотографии Смирнова являются обвинением господствовавшей коммунистической системе.

 

СИЖНЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ХРАМ-ПАМЯТНИК



АРХИТЕКТУРЫ И НАШЕЙ ИСТОРИИ

 

«Спеши доброму делу, хотя и незначительному,

и беги от всякого греха,

ибо одно доброе влечет за собой другое,

а один грех порождает другой;

награда добродетели - доброжелатель,

наказание порока - порок».

(Из книги «Мудрые советы и мысли святых отцов».

Крупицы духовной мудрости. СПБ, Москва, 1994, стр.53).

 

Глубокоуважаемый читатель, газета «Знамя труда» неоднократно публиковала заметки о Сижненской церкви. Этого церковь вполне заслуживает, поскольку она является единственным памятником архитектуры XVII-XVIII веков в Сланцевском районе Ленинградской области.

Сижненская церковь была трехпрестольной:

1-й престол - Архангела Михаила,

2-й - Рождества Божьей Матери,

3-й - Святителя Николая Чудотворца.

В 1988 году мы вместе с сыном посетили выставку авторского плаката «Совесть», на котором наше внимание привлекла работа Виктора Матвеевича Сойту. На плакате художника была изображена церковь Михаила Архангела в Сижно - на том месте, где русское воинство стерегло Отчизну от нападения врагов. На плакате указано время построения церкви - 1730 год

Плакат художника вопрошал: «Можно ли считать себя культурным человеком, уничтожая культуру?» Население района решило внести свой посильный вклад в дело восстановления Сижненской церкви, мы также обратились в «Ленинградскую правду», откуда нам ответили: «...Благодарим Вас за письмо. Проблемы, которые Вы поднимаете, и факты, которые Вы приводите, учтем в своей работе...». Затем мы обратились к видному ученому нашей страны, народному депутату Владимиру Андреевичу Алмазову с просьбой оказать помощь в восстановлении Сижненской церкви. Ознакомившись с документами и перепиской, Владимир Андреевич в свою очередь обратился к депутату и митрополиту Ленинградскому (ныне Святейший Патриарх Алексий II), который сказал: «Эту церковь я знаю. Будем ее восстанавливать».



Сегодня церковь в лесах, работает, издали слышен ее колокольный звон. И это прекрасно! Пользуясь случаем, мы через газету искренне благодарим Владимира Андреевича Алмазова, который не отмахнулся, а помог решить вопрос восстановления Сижненской церкви на высоком государственном и церковном уровне - не только как Православного храма, но и как памятника архитектуры. Жаль, что на храме нет надписи: «Памятник охраняется государством». А это надо сделать.

 

Но сегодня следует поднять и некоторые другие вопросы, связанные с Сижненской церковью. Как поступить с кладбищем, которое было вблизи церкви? Оно осквернено временными владельцами церкви, многие могилы сравнены с землей, надгробия, памятники уничтожены. Например, исчезли могила и надгробие Н.А. Мусиной-Пушкиной, исчез и белый мраморный памятник, на котором, как я помню, было написано: «Жене и другу Мусиной-Пушкиной Надежде Андревне (урожденной Шишковой)», ей были посвящены стихи. Она умерла в 24 года1. Исчез памятник и Александру Сычевскому - полковнику и владельцу села Большое Сижно, оказавшему большую материальную помощь Сижненской церкви. Его захоронение находилось слева от входа в церковь. Исчезли и многие другие могилы и надгробия, в основном XVIII-XIX веков.

При входе в церковь через ее врата (кстати, врата церкви - тоже памятник архитектуры) все поколения Осиповых и Павловых (мои предки) склоняли свои головы. Слева от ворот церкви, где сейчас вкопаны столбы для подачи электроэнергии, тоже было кладбище, сегодня могилы и добрую память сравняли с землей, через кладбище материальные ценности когда-то доставляли к церкви, превращенной в склад.

Это и моя личная заинтересованность и боль. Моя прабабушка, жительница деревни Пуговицыно Осипова Анисья Веденеевна была здесь похоронена. Она была паломницей, ходила пешком в Печору, что на Псковской земле, чтобы поклониться Святыням Православной церкви и древней земле.

Тогда на пути в Псковско-Печорский монастырь, к Крестному ходу на шестой неделе по Пасхе, паломники собирались до 40 человек и шли через т.н. Сороковой бор и погост Озера. Такая осторожность была связана с тем, что в тех местах, довольно пустынных, было возможно нападение разбойников.

Может быть, за преданность Православной церкви и своему Отечеству моя прабабушка А.В. Осипова была похоронена у Сижненской церкви?

 

Что же надо сделать, чтобы сохранить добрую память и старое кладбище? По нашему мнению, на разрушенном кладбище надо построить часовню и на ней указать фамилии всех погребенных, могилы, которые были осквернены и разрушены. Я слышал, что такая практика была, например, в Москве. Естественно, что финансирование этих работ должно быть осуществлено за счет средств района и организаций, виновных в вандализме. Я думаю, что и родственники умерших внесут свой посильный вклад.

Всего в приходе было «одиннадцать часовен, из которых одна каменная» (по данным за 1867 год). Одна часовня находилась на перекрестке дорог при въезде в Сижно со стороны Попковой Горы с кривым крестом. Так она простояла около 20 лет. Будучи подростком, я поинтересовался у своего дедушки П.О. Осипова; «А почему у часовни кривой крест? » - «Два брата из Залесья (или Попковой Горы), - сказал он, пытались кувалдой сбить крест, но этого сделать им не удалось - крест устоял», - и добавил - «Антихристы!»

После Великой Отечественной войны часовню ликвидировали. Вблизи некоторых разрушенных часовен были древние захоронения с каменными крестами и надгробиями, - в Попковой Горе, Савиновщине2. Возможно, что здесь были похоронены воины Шереметевского отряда. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Некогда в приход Сижненской церкви входили деревни, принадлежавшие Ведомству Павловского городового правления (Павловскому дворцу), лицам царской фамилии и особам, к ним приближенным. Сижненскую церковь строили господа Хвостовы и Коновницыны. Они были приближенными царя, имели графские и дворянские титулы.

Из прежнего прихода Сижненской церкви остались, как сейчас говорят, «неперспективные деревни», а многие из них вообще исчезли. Для примера можно назвать деревни 1-й и 2-й Березняк, Большое Вербито. В период Великой Отечественной войны эти деревни были оплотом Советской власти. Здесь люди жили по своим законам, вблизи этих селений располагались лесные лагеря Пустошь, Бобровщина, Лома и др. В лесу скрывались крестьяне, которые активно боролись с оккупантами. К сожалению, это нераскрытая строка нашей истории. Например, наша семья в 1943-1944 гг. жила на Бобровщине. Уполномоченным от партизан в этом лагере был избран Иван Гусев. П.О. Осипов, мой дедушка выполнял многие задания партизан, связанные с выездом за пределы лесного лагеря.

 

Партизаны по старым тропам ходили на боевые задания, в разведку, за «языком», и иногда заглядывали и к нам на Бобровщину.

Я был очевидцем карательной операции фашистов, когда уничтожили Березняк и Вербито. В то время по лесной дороге шли фашистские танки с пехотой в сопровождении самолетов, затем появилось зарево и черные тучи дыма, окутывающие лес - горели Березняк и Вербито. Спустя 50 лет было бы справедливым и правильным не только восстановить эти деревни, но и поставить там памятный знак, как свидетельство героической борьбы сельчан с оккупантами.

В конце моего пространного письма следует сказать, что сейчас есть все основания, чтобы «собирать камни», возвращать к жизни все отнятое и разрушенное, если мы хотим возродить Россию и ее первичную основу - деревни, храмы, памятники, часовни, древние могилы и т.д.

В заключение, может быть, уместно напомнить слова А.С. Пушкина:

 

Два чувства чудно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.