Лицензионное программное обеспечение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления
С.Н. Павлов
ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Методические указания по самостоятельной работе студентов
Уровень основной образовательной программы – специалист
Специальность – Прикладная информатика (в экономике) 080801.65
Томск-2012
Павлов С.Н.
Теория систем и системный анализ. Методические указания по самостоятельной работе студентов по специальности "080801 – «Прикладная информатика" (в экономике) / С.Н. Павлов. – Томск: ТУСУР, 2012. – 6 с.
Методические указания разработаны в соответствии с решением кафедры автоматизированных систем управления
Составитель: доцент С.Н. Павлов
Методические указания утверждены на заседании кафедры автоматизированных систем управления 31 января 2012 г., протокол № 1
© ТУСУР, каф. АСУ
© Павлов С.Н.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цели преподавания дисциплины
Дисциплина «Теория систем и системный анализ» (ТС и СА) читается в 3 семестре и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных работ, выполнение контрольных работ, получение различного рода консультаций.
Цель преподавания дисциплины - изучение теоретических основ теории систем и системного анализа, строения систем, этапов и методов системного анализа, формализованного представления систем и методов принятия решений.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Дисциплина ТС и СА относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин (федеральный компонент) ЕН.Ф.5, задачей которой является изучение и приобретение навыков выбора этапов системного анализа и принятие решений при проектировании и исследовании автоматизированных систем в различных областях производственной, управленческой и коммерческой деятельности.
В результате изучения курса студенты должны:
· знать основные понятия системного анализа и его приложения к разработке информационных автоматизированных систем;
· уметь использовать методы системного анализа, в частности выявить недостатки в существующей системе, уточнить необходимые изменения и спецификации характеристик новой системы, составить полное представление о назначении системы, цели ее функционирования; поставить задачу совершенствования работы исследуемой системы, структурировать последнюю, выбрать класс моделей описания ее работы, построить и реализовать на ЭВМ математическую модель системы, исследовать ее и выбрать рекомендации по изучению функционирования реальной системы;
· владеть основными положениями системного анализа в различных областях науки и техники.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий
ТЕМА 1. Принципы классификации систем – 2 час.,самостоятельная работа – 2 час.
Классификация на основе дескриптивного определения системы, классификация систем с управлением, классификация систем по степени организованности.
ТЕМА 2. Понятие моделей систем – 6 час., самостоятельная работа – 2 час.
Модели черного ящика, структурные, сетевые и иерархические, многоуровневые, матричные, динамические.
ТЕМА 3. Проблемы принятия решений по выбору метода моделирования – 6 час., самостоятельная работа – 2 час.
Классификация методов моделирования сложных систем. Классификация видов моделирования. Методы формализованного представления систем. Измерительные шкалы.
ТЕМА 4. Понятие о методике системного анализа – 6 час., самостоятельная работа – 2 час.
Проблемы формирования цели при управлении развивающимися системами. Первые методики системного анализа целей. Системный анализ в управлении. Экспертиза сложных систем.
ТЕМА 5. Модель как средство анализа систем – 6 час., самостоятельная работа – 2 час.
Классификация математических моделей. Основные требования к математической модели. Имитационное и аналитическое моделирование. Модели теории игр и математического программирования. Понятие организации. Анализ информационных ресурсов.
2.2 Практические и семинарские занятия, их содержание и объёмы в часах
Во время практических занятий студенты должны выбрать предметную область, разработать организационную, функциональную и информационную модели системы, представить проблему, цель, задачу.
Темы практических занятий
Предпроектное обследование – всего 10 час.
– разработка организационной и функциональной моделей – (4 час);
– разработка информационной модели – (4 час);
– определение, цели, проблемы, задачи – (4 час);
Самостоятельная подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних работ – 12 час
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Темы самостоятельного изучения тем теоретической части
1. Методики системного анализа (8 час.).
– методика ПАТТЕРН;
– методика, базирующаяся на двойственном определении системы;
– методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание.
2. Нечеткие методы принятия решений (14 час.)
– методы принятия решений на основе нечетких множеств;
– методы принятия решений на основе лингвистической переменной.
2.2 Темы самостоятельного изучения практических занятий, выполнения домашних работ (10 час.).
1. Этапы и стадии проектирования информационных систем.
2. Разработка организационной, функциональной и информационной моделей системы.
Самостоятельная подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий – 30 часов.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формой контроля являются конспекты лекционного материала, решение практических задач, тесты, опросы на практических занятиях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1 Основная литература
1. Теория систем и системный анализ: учебное пособие для вузов / А. М. Кориков, С.Н. Павлов; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.- Томск: ТУСУР, 2007.- 343 с. (40 экз.).
2. Основы системного анализа: Учебное пособие / А. А. Шумский, А. А. Шелупанов; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. Кафедра комплексной информационной безопасности электронно- вычислительных систем.- 2- е изд. перераб. и доп. – Томск : Спектр, 2007.- 218 с. (103 экз.).
5.2 Дополнительная литература
1. Антонов А. В. Системный анализ: Учебник для вузов / А. В. Антонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Высшая школа. 2006. – 452 с. (60 экз.).
2. Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ: Учебное пособие. – Томск : Издательство Томского университета, 2004. - 186 с.(46 экз.).
5.3 Перечень методических указаний по проведению практических занятий и самостоятельной работы
1. Ковшов А. В. Теория систем и системный анализ: Учебное методическое пособие / А.В. Ковшов; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра автоматизированных систем управления. – Томск: ТМЦДО,2009.45 с. (20 экз.).
Компьютерные средства обучения и контроля
Для проведения теоретического (лекций) материала по дисциплине используются персональный ПК с процессором Pentium 4, операционная система MS Windows ХР, пакет Microsoft Office 2007. Лекции проводятся в специализированной аудитории с проектором, экраном, на который слайды демонстрации проецируются.
Для контроля теоретических знаний студентов во время занятий в начале или в конце лекции студентам предлагается тест (10 – 12 вопросов с вариантами ответов) в виде презентации по пройденному материалу (который студенты дома повторили).
Лицензионное программное обеспечение
· Операционная система MS Windows
· MicroSoft Visual C++ Express Edition
· Borland Developer Studio 2006, Free Pascal 2.4.
· Среда разработки Microsoft Visual Studio 2005/2008
· Офисный пакет Microsoft Office
· Пакет Mathsoft MathCAD
· Пакет MathWorks MATLAB
5.6 Internet-ресурсы:
http://poiskknig.ru – электронная библиотека учебников Мех-Мата МГУ, Москва
http://www.mathnet.ru.ru/ - общероссийский математический портал
http://www.lib.mexmat.ru – электронная библиотека механико-математического факультета Московского государственного университета
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|