Хранитель истории и жизненного уклада ижор
Издавна вокруг Яма-Ямбурга-Кингисеппа селились малые народности финно-угорской языковой группы, в том числе - ижоры. Трудолюбивый, статный народ... Сегодня осталось совсем немного представителей его, а носителей языка - еще меньше. Один из них - Николай Дмитриевич Пыдер, коренной житель деревни Ванакюля. Краевед, ветеран Великой Отечественной войны, наш внештатный автор. Два года назад «Время» публиковало отрывки из его дневников. К тому же он - постоянный подписчик нашей газеты, с 1946 года она приходит в его дом. Тогда еще «Кингисеппским колхозником» называлась.
Отец его, Дмитрий Григорьевич, взял замуж молодую вдову Евдокию, тоже ижорку, из деревни Кейкино. В 1924 году родился у них сын Николай. Смышленый был мальчишка. В семь лет отец учил его лошадь запрягать, пахать. Все на лету схватывал. А какой был любознательный!
Любознательность стала одной из главных черт характера Николая. Иначе не занимался бы он потом, став взрослым, изучением истории своего края. Живет человек себе, порой и не задумывается: почему родная деревня так называется? А Николай Дмитриевич Пыдер задумался, начал упорно изучать литературу, различные источники. И вот к какому выводу пришел:
- Судя по документам, в XV веке наша деревня называлась так: село Норовский Берег. В немецких архивах 1380 года значится как Руссише Дорф (Русская Деревня). В переводе на эстонский – Венекюля. Русские стали произносить название на свой манер - Ванакюля. В девяти километрах от нашей деревни есть другая - Венкуль. Их часто путают. В 1732 году (судя по документам), при царице Анне Иоановне, она называлась Вянкули, а в Венкуль превратилась позднее. В оброчных книгах Шелон-ской пятины 1571 года имеется перечень деревень, где значится Ылкино (позднее Илькино) - административное название Ванакюля.
Вот сколько изменений претерпело одно только наименование, а сколько вынесли перемен сама деревня и ее жители. Николай Дмитриевич рассказывает: - До 1920 года наша деревня входила в состав Ямбургского уезда, а после перемирия Советской Республики с Эстонией стала эстонской. И эстонцы назвали ее на свой манер: Венекюла.
До 1925 года в деревне было общинное земледелие. Каждое поле, площадью 5 гектаров, делилось между хозяйствами по числу ревизских душ, то есть по количеству мужчин. Через 8-10 лет ревизии повторялись.
В 1925 году эстонское правительство выделило землю каждому хозяйству в собственность согласно последней ревизии. И каждый крестьянин стал работать на своей земле. У нас были лошадь, коровы, овцы, свиньи. В августе 1940 года Эстонию приняли в состав СССР, но без передела границ. И Ванакюля до ноября 1944 года числилась в составе Эстонской Советской Социалистической Республики.
Когда Эстонию освободили советские войска, наша деревня вошла в состав Кингисеппского района.
Коля Пыдер с 1932 по 1938 год учился в Калливерской шестиклассной начальной школе, находившейся в километре от его деревни. До наших дней здание школы не уцелело. 27 декабря 1941 года в нем проводился вечер, при заправке лампы разлили горючее. Огонь распространился так быстро, что школу спасти не удалось.
Заведовал школой Алексей Тхалус (по отчеству у эстонцев называть не принято), были еще два учителя - Екатерина Лохи из Ванакюля и присланный из Эстонии Карл Элькен. Обучение велось на финском языке. Два часа в день преподавался эстонский язык. Ижорский не изучался, поскольку не имел письменности, хотя ижоры в своих семьях говорили на родном языке. Русским владели только старшие. Они его усвоили, когда жили в составе Ямбургского уезда.
- Быстрей бы закончить школу и заниматься хозяйством, землю пахать, - такие мысли обуревали Колю.
К учебе особого рвения у него не было - сам признается, хотя учился без особых усилий и оценки получал хорошие. Материал усваивался сам собой. И когда учителя вели опрос, Коля отвечал бойко, получая хорошие оценки.
В 1937 году умер отец. Четырнадцатилетний паренек стал в семье главным пахарем. К этому времени уже мог выполнять всю крестьянскую работу. Когда в хозяйстве появилась шведская косилка, сам ее собрал по инструкции, написанной на шведском языке, и стал на ней работать. Специальные приспособления, сделанные местным кузнецом, позволяли убирать даже яровые. Их жали с помощью косилки, а женщины следом завязывали снопы. Николай сам сидел на сиденье косилки, управлял лошадью, которая знала, как идти по краю зерновых.
Когда началась война, Николаю было 17 неполных лет. В 20-х числах августа по приказу властей местные жители через Усть-Лугу были эвакуированы в глубь страны. Вышли на станции Опа-рино Кировской области.
Незнакомая местность. По-русски эвакуированные говорить не умели. К счастью, среди ижор оказались жители деревни Кейкино, знавшие русский язык. В райисполкоме всех определили в колхоз.
Около года провел там Николай, а в августе 1942 года его мобилизовали, направив в запасной эстонский полк, поскольку в Опаринском районе Кировской области эстонцы поселились еще в царские времена. Николай Пыдер попал в учебный батальон, расположившийся в Свердловской области. Несмотря на то, что еще неважно владел русским, закончил «учебку» в звании младшего сержанта - и на фронт, под Великие Луки. В 1944 году Николая Пыдера, поскольку он говорил по-фински, подучили и направили переводчиком для ведения допросов финских военнопленных. Так он -попал в 372-ю Гвардейскую ордена Кутузова II степени Новгородскую дивизию. На Карельском перешейке его тяжело ранило - лишился руки. Лечился в госпитале города Кинешмы. В сентябре 1944 года демобилизовался и отправился в деревню Кальмус Волосовского района, где жили в это время земляки, эвакуированные из междуречья Наровы и Луги.
И только в конце июля 1944 года, когда взяли Нарву, удалось вернуться на свою малую Родину. Учился с одной рукой крестьянствовать: косить, лошадь запрягать, помогая где зубами, где ногой, где плечом. Ничего, привык... Главное, что духом не упал. Только хлеб не пек, остальное освоил.
В 1948 году Николай Дмитриевич возглавил колхоз «Восход», созданный из 15 хозяйств его родной деревни. К этому времени он был уже женат на ижорке Раисе Васильевне. 50 лет они вместе. Отметили золотую свадьбу, помогают сыну и дочери (они живут в Большом Куземкино) внуков воспитывать.
Все послевоенные годы ведет Николай Дмитриевич дневники, записывает историю родной деревни, где осталось всего 18 коренных жителей. Война, сорвавшая ижор с места, нанесла урон их хозяйствам. Многое оказалось утрачено. Чудом уцелела икона, подаренная помещиком Итовской вотчины Байковым в 1906 году часовне в день ее освящения. Икону эту Николай Дмитриевич передал в музей.
Дружба с музеями - особая часть его жизни. Да и как же иначе: Николая Дмитриевича можно сравнить с последним из могикан, поскольку он - хранитель и родного языка, и жизненного уклада ижор.
Татьяна КАЗАКОВА
На снимке: И.Д. Пыдер. Фото Е. Васильевой
Литература.
Восточный берег. 9.09.2000.
__________________________________________________________________________________________
Ижоры.
Иллюстрация из книги T. Pauli «Deskription ethnographigue des peiples de la Russie». 1862.
Ижора
(Ингрикоты, Ингры) — совершенно обрусевшее финское племя, живущее в сев. половине Петербургской губ., вдоль Финского зал. и по р. Неве, в количестве около 20000 чел.; по данным переписи 1897 г. И. во всей России — 13774, в Петербургской губ. — 13721, из них в Петергофском у. — 6673 и в Ямбургском — 6407; в Шлиссельбургском у. И. не показано вовсе; они, вероятно, показаны как русские или под общей рубрикой "финны". И. — вероятно, карельского происхождения; первоначально они жили по р. Ижоре, притоку Невы, почему и самая местность называлась Ижорской землей, или Ингрией. Впервые об Ингрии упоминается в XII в. в булле папы Александра III, затем в новгородской летописи 1228 г. Ингрия, вместе с Водской землей, в то время перешла во владение Великого Новгорода, и И. начали обращать в христианство (XIII в.). Впоследствии Ингрия не раз переходила от русских к шведам и обратно. Петр Великий, по завоевании края, ее именем назвал вновь образованную им губернию — Ингерманландскую, в состав которой вошла вся Приозерная обл. (нынешние губернии Олонецкая, Петербургская, Псковская, Новгородская и части прилегающих к ним).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907.
Есть музей в библиотеке…
Первые библиотеки в окрестностях села Большое Куземкино и в нем самом появились еще до 1917 года. Одна из них работала при местной кирке, другая - при Народном доме, поэтому библиотечная история этого края богата и интересна. Материалы о ней собирает и хранит в своих фондах заведующая Куземкинской библиотекой Валентина Александровна Пилли. Еще в 1966 году пришла сюда на работу, сумела сделать свою библиотеку настоящим культурным центром села.
Библиотека занимается историей местной народности - ижор. Сколько воспоминаний, документов накоплено! А в последнее время Валентина Александровна собирает и предметы быта ижор, оборудовав уголок для экспонатов прямо в библиотеке. Здесь среди стеллажей с книгами расположились и наряды ижорских женщин, и домашняя утварь, и предметы труда крестьян. Читатели, приходя в библиотеку, с интересом их разглядывают. И, вполне естественно, спрашивают, что можно почитать об ижорах. Местный уроженец, а теперь гражданин Швеции, А. Саккланти презентовал библиотеке праздничный ижорский наряд своей жены. Это было начало создания музея.
Особая благодарность Николаю Дмитриевичу Пыдеру, ижору из деревни Ванакюля, который воссоздал и подарил предметы ижорского быта.
Тесновато экспозиции в библиотеке. Возможно, перерастет она когда-нибудь в местный музей. Но это планы. А сейчас радует сельчан маленький островок ижорской культуры в селе Большое Куземкино.
Л. Прокопова,
Библиограф районной библиотеки.
Черная книга имен, которым не место на карте России
Москва
Киров
…Попирая гражданские права проживавших под Ленинградом российских финнов и ижорцев, гарантированные советско-финским мирным договором, Ленинградский обком, руководимый Кировым, в 1930 г. постановил выселить их под предлогом «обеспечения безопасности границы». Так в ГУЛАГе появилась финская и ижорская диаспоры.
БВИ. М. 2007.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|