ИНТЕРЕСЫ, СКЛОННОСТИ И СПОСОБНОСТИ
ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Должность учителя-дефектолога необходима, так как его деятельность направлена на развитие способностей и наклонностей у детей-инвалидов.
Учитель-дефектолог может найти свое применение в школах-интернатах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, дефектологических пунктах и других специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Должность учителя-дефектолога распространяется на лиц мужского и женского пола.При необходимости учитель-дефектолог может работать по смежным специальностям педагогом организатором, педагогом социальным.
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ
Основной задачей учителя-дефектолога является выявление и учет детей с особенностями психофизического развития, детей инвалидов, проведение совместно с другими специалистами углубленного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора в соответствующие учреждения для обучения и лечения.
В должностные обязанностиучителя-дефектолога входит выполнение следующих функций:
· организация и осуществление учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками с учетом особенностей психофизического развития, характера и структуры нарушений;
· осуществление качественного выполнения учебных планов и программ;
· проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, развитие их способностей и наклонностей, организация их трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности;
· осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий;
· анализ и динамика развития детей;
· обеспечение условий для максимально-возможного вовлечения детей-инвалидов в социально-экономическую жизнь общества;
· разработка методических рекомендаций и проведение консультаций по вопросам психолого-педагогической диагностики, обучения, лечения, социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития;
· участие в обеспечении необходимым оборудованием учебных кабинетов по предмету, мастерских, а также кабинетов коррекционного цикла современными наглядными, справочными, информационными материалами, компьютерами;
· внедрение современных педагогических технологий, форм, методов, приемов и программ;
· осуществление социальной и физической реабилитации детей с особенностями психофизического развития, подготовка их к самостоятельной жизни;
· реализация Законов Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов", "О социальной защите инвалидов";
· приобщение воспитанников к белорусской национальной культуре, искусству, традициям белорусского народа, воспитание уважения к культуре и традициям других народов;
· анализ передового опыта и применение его в своей работе;
· внесение предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
· реализация милосердного и гуманного отношение к детям-инвалидам;
· соблюдение режимов обучения и воспитания, требований техники безопасности, санитарно-гигиенического режима.
Квалификационные требования
Учитель-дефектолог высшей категории должен иметь высшее педагогическое (дефектологическое) образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога 1 категории не менее 3 лет.
Учитель-дефектолог 1 категории должен иметь высшее педагогическое (дефектологическое) образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога II категории не менее 3 лет.
Учитель-дефектолог II категории должен иметь высшее педагогическое (дефектологическое) образование и стаж работы в должности учителя-дефектолога менее 2 лет.
Учитель-дефектолог должен иметь высшее педагогическое (дефектологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
Учитель-дефектолог должен знать:
1. Законы Республики Беларусь связанные с обучением и воспитанием детей с недостатками умственного и физического развития;
2. постановления, распоряжения, методические и нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания, лечения и реабилитации детей и подростков с особенностями психофизического развития;
3. основы трудового законодательства;
4. общую возрастную и специальную педагогику и психологию;
5. анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
6. учебные планы, программы, учебные и наглядные пособия;
7. требования к оборудованию учебных, диагностико-реабилитационных кабинетов и лабораторий;
8. современные прогрессивные технологии обучения, воспитания и коррекции детей и подростков;
9. достижения, направления и перспективы развития дефектологической науки и передового педагогического опыта;
10. возможности использования компьютерной техники в процессе диагностики;
11. обучение детей и подростков с особенностями психофизического развития;
12. школьную гигиену, требования техники безопасности и противопожарной защиты.
3. РАБОЧЕЕ МЕСТО, ОРУДИЯ ТРУДА И УСЛОВИЯ ТРУДА
Рабочее место учителя-дефектолога должно быть оснащен необходимой нормативной и специальной документацией, компьютером, учебными и наглядными пособиями, специально оборудованными учебными классами. Кроме этого в распоряжении учителя-дефектолога должны быть лаборатория и диагностико-реабилитационный кабинет, оснащенные специальным оборудованием.
Одним из основных факторов, обуславливающим условия труда, являются нагрузки, связанные с выполнением должностных обязанностей. Работа учителя-дефектолога связана со значительными нервно-психическими нагрузками, при обучении детей-инвалидов и детей и подростков с особенностями психофизического развития.
Учителю-дефектологу установлено льготное право по выходу на пенсию после 20 лет стажа по специальности (Постановление Совета Министров от 19,04.96г. № 02-01/40).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА
Оплата труда учителя-дефектолога производится на основе Единой тарифной сетки оплаты труда работников Республики Беларусь (Приложение 3 - "Условия оплаты труда работников образования"). Разряд и тарифный коэффициент устанавливаются в соответствии с присвоенной категорией: высшая, первая, вторая и без категории.
Должностной оклад рассчитывается исходя из установленного тарифного разряда, коэффициента и других доплат, предусмотренных нормативными актами.
Заработная плата состоит из должностного оклада и премии, выплачиваемой из фонда заработной платы согласно действующему в учреждении положению о премировании.
5. РЕЖИМ РАБОТЫ И ВОЗМОЖНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Режим работы учителя-дефектолога - односменный с пятидневной рабочей неделей и ненормированным рабочим днем. Продолжительность ежегодного отпуска 48 рабочих дня.
Должностное продвижение учителя-дефектолога зависит от деловых качеств, стажа работы, инициативы. По мере повышения квалификации учителю-дефектологу присваиваются категории: вторая, первая, высшая.
Для повышения квалификации в Минобразовании действует система методической помощи, курсы, семинары и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВАМ РАБОТНИКА
Основными требованиями к физическому состоянию учителя-дефектолога выступают:
· здоровая нервная система, здоровая психика, отсутствие инфекционных заболеваний;
· здоровые органы дыхания.
Деятельность учителя-дефектолога предъявляет требования к следующим психофизическим качествам:
· развитое внимание, особенно его распределяемость, хорошая память, развитый интеллект;
· развитое зрительное восприятие.
Для успеха в деятельности учителя-дефектолога необходимо обладать следующими качествами личности;
· педагогический такт, умение убеждать;
· выдержка, терпение и самообладание;
· доброта и любовь к детям, забота о них;
· постоянное чувство ответственности за вверенных учителю учащихся;
· общительность, умение понимать ребенка, особенно больного, находить с ним общий язык;
· внимательность, педагогическая наблюдательность;
· развитые нравственные качества;
· потребность в самосовершенствовании - постоянная и непрерывная работа учителя над собой.
ИНТЕРЕСЫ, СКЛОННОСТИ И СПОСОБНОСТИ
В деятельности учителя-дефектолога важны коммуникативные, педагогические способности, умение доступно объяснять больному ребенку даже самый сложный учебный материал.
Важны интересы к психологии и педагогике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|