Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение нового материала.





Слово учителя.

В первобытном обществе не существовало проблемы выбора профессии, так как человек в то время сам умел делать все для своего жизнеобеспечения: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, жилище. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда, первым шагом, которого явилось образование скотоводства и земледелия, затем ремесленного дела и торговли.

Возьмем обыкновенный сапог. Куда потянется ниточка за ним? Может быть, к древним охотникам, которые пытались из звериных шкур соорудить нечто, напоминающее обувь. А куда придем мы, следуя за буханкой хлеба? На поле, засеянное пшеницей, или на мельницу, где получают муку. А может быть к очагу, где женщина выпекает хрустящий хлеб? Любой предмет, вещь, агрегаты, орудия, машины, технология производства – все связывает нас с профессиями, которых нынче на Земле тысячи. А вам надо выбрать только одну.

С чего же начнете? Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

Учитель.

В русском языке слово «профессия» широко употребляется. В переводе с латинского professio – официально указанное занятие; специальность, от profiteer - объявляю своим делом. Таким образом, чтобы считать себя принадлежащим к той или иной профессии, надо пройти специальную подготовку, овладеть многими теоретическими знаниями, набраться опыта. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии.



Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Конечно, профессии претерпевают большие изменения. Общество развивается, и какие-то профессии исчезают, другие совершенствуются: те же сапоги уже шьют не вручную, а на машинах, кузнецы не машут молотом, пекарь месит тесто не руками – для этого есть автомат. Счет профессий растет, мы уже не гонимся за точным выяснением их числа, нас поражает другое – необходимость и рациональность мира профессий, их взаимосвязь и полезность для людей.

В начале 90-х годов появились профессии, осваивать которые приходилось на практике, по ходу дела: брокеры, дилеры, менеджеры, имиджмейкеры.



Брокер (англ. broker др.- англ., ст.-фр. brocour торговец вином). Посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров или услуг.

В англо – русском словаре издания 1971 года слово «manago» переводится как «руководить, заведовать», а соответственно «managеr» как «заведующий, директор». Второе значение этого слова, согласно словарю – «исхитриться, суметь». И вот когда наша страна встала на путь развития демократического общества, многие начали исхитряться заведовать бизнесом и слово «менеджер» из импортного названия сразу стало современной бизнес – профессией.

Дилер (англ. ед. ч. dealer), отдельное лица или фирма, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров. Действуют от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера формируется из разницы цен (курсов) продавца и покупателя, а также за счет изменения цен (курсов) во времени.

Суть профессии имиджмейкера (на русский язык слово можно перевести как создатель имиджа с помощь средств массовой информации) можно определить так – это профессионал, который, оставаясь в глубокой тени, с наибольшей выгодой высветит личность заказчика.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей.

Классификация - (от лат. classis — разряд, класс и фикация), в логике — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы. В основу классификации профессий могут быть положены разные признаки. Распределить профессии можно, например, по первой букве алфавита их названия. Так же, как составлены словари. Правда, пользоваться такой классификацией для выбора профессии не совсем удобно: ведь чтобы выбрать профессию, надо, прежде всего, знать ее название.



Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики. По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две сферы экономики: производственная, непроизводственная.

 

Экономика

Производственная сфера

Промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь, доставка и сбыт в сфере материального производства

Непроизводственная сфера

Наука, образование, искусство и культура, здравоохранение, торговля, финансы, кредит. Органы правопорядка, пассажирский транспорт, ЖКХ, общественное питание.

Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывает активное воздействие на социально – экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не в полной мере учитывает требования профессии и личности.

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда. Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов: типы профессий, классы профессий, отделы профессий, группы профессий.

Группы профессий (БОНМ)

Отделы профессий (РМАФ)

Классы профессий (ГПИ)

Типы профессий (ПТЧЗХ)

Эту схему можно рассматривать, как лестницу, по которой вы будете подниматься, обдумывая выбор трудового пути.

1. В зависимости от предметов труда все профессии подразделяются на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

2. В зависимости от цели труда, можно выделить три класса профессий: гностический, преобразующий, изыскательский.

Гностицизм,(нем. gnostizismus, фр. gnosticisme; греч. gnōstikos познавательный, познающий; от латинского gnōsis - знание, познание).

Изыскать,– ыщу, –ыщешь; –ысканный; сов., что (книжн.). Приложив старание, найти, отыскать. И. средства, возможности.

Изыскатель, – я, м. Специалист, занимающийся изысканиями (во 2 знач.) в какой–н. области. Инженер-и., прил. изыскательский, – ая, –ое, -ий.

Преобразовать, – зю, – зуешь; –ованный; сов.

1. что. Совершенно переделать, изменить к лучшему. П. систему управления.

2. что. Превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую (спец.). несов. преобразовывать, –аю, –аешь. сущ. преобразование, –я, ср. прил. преобразующий, –ая, –ое.

Деление профессий на три класса условное. Есть профессии, сочетающие в себе признаки двух или даже трех классов, но в разной степени.

Так, профессия учителя относится к классу преобразующих, но в период экзаменов, когда он проверяет, оценивает знания учеников, цель труда становится преимущественно гностической. Но в любой профессии можно установить главную цель труда и по этой цели отнести ее к определенному классу.

В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы

Ручные и механизированные инструменты, как и ручное мас­терство, совершенствуются. При работе с ними требуется высокая культура труда, терпеливость, особый интерес к самому процессу, а не только к результату работы.

Иначе их можно назвать профессиями машинно-ручного труда: токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист ши­рокого профиля, машинист тепловоза и др. От людей, работающих по этим профессиям, требуются не только технологические знания, но и навыки ручного труда, готовность к неожиданным сигналам и событиям, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям.

3. Профессии, связанные с использованием автоматизирован­ных и автоматических систем, аппаратов (А).

В зависимости от степени автоматизации на долю работающего выпадают разные функции - от управления агрегатом в целом и его ремонта до наблюдения за работой и вызова при необходимости нужного специалиста. Представители данного отдела профессий - оператор прокатного стана, диспетчер энергосистемы, аппаратчик химического производства, оператор автоматических линий, стале­вар и др.

4. Профессии, в которых преобладают функциональные средст­ва, орудия труда (Ф).

Роль орудий здесь играют функциональные средства поведения и речи человека: жесты, произношение звуков, слов, фраз, смысло­вые и эмоциональные интонации, пауза, мимика лица. К этому от­делу относятся профессии: учитель, воспитатель, диктор, актер, дирижер хора или оркестра.

В роли функциональных средств может выступать и организм человека (артисты балета, спортивный педагог-тренер, певец, цир­ковой акробат).

Для людей, владеющих этими профессиями, характерна спо­собность удерживать в памяти множество правил, сведений, осу­ществлять самоконтроль и самоуправление.

И, наконец, предпоследний ярус пирамиды - классификация профессий по условиям труда. Выделяются четыре группы про­фессий.

Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). К этой группе можно отнести профессии бухгалтера, экономиста, чертежника, учителя и др.

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепа­дами температуры, влажности (О). Примеры профессий: строитель, пожарник, полевод и т. п.

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высо­те, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производст­венными вредностями (Н). Примеры профессий: летчик, шахтер, водолаз и т. д.

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоро­вье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценно­сти (М). К этой группе относятся профессии учителя, врача, ин­спектора милиции, инженера по технике безопасности и др.

Приведенное деление профессий по условиям труда, конечно, условно. Нередко труд людей одной и той же профессии протекает в разных условиях, поэтому приходится ориентироваться на глав­ные из них.

Заполнены четыре яруса. Пятый - пока пустой. Здесь вы долж­ны вписать условное обозначение избранной вами профессии - формулу из нескольких букв. Эти буквы соответствуют предпочи­таемым вами типу, классу, отделу, группе профессий. Например, формулу профессии доярки можно записать так: ППРО, а писателя – ХИРМ.

Вы уже знаете, что только условно можно отнести профессию к определенной разновидности классификации. Практически же час­то очень явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются основными, а какие отступают на второй план, оставаясь все же важными.

Все это можно учесть в формуле, введя в нее дополни­тельные буквенные индексы. Например, вам хочется, чтобы буду­щая профессия сочетала признаки типов П и X (обозначим ПХ). Одна из возможных профессий - цветовод-декоратор.

Правильный выбор профессии предполагает, возможно, более полное знание содержания, характера труда, отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, различные формы внеклассной работы, встречи-беседы со специалистами, самостоятельное изучение лите­ратуры и т.д.

Одним из важнейших источников информации о профессии, являются профессиограммы.

Профессиограмма- характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и ха­рактер труда.

Цель профессиограммы - создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Ядром профессиограммы явля­ется психограмма профессии.

Психо...Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к психике, к психологии (во 2 и 3 знач.), напр. психоанализ, психогенный, психогигиена; 2) относящийся к психиатрии, к психологии (в 1 знач.), напр. психофармакология, психофизиология.

Психограмма включает описание требований, которые предъявляют к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, памяти, восприятию и т.д.).

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

1. Общая характеристика профессии.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

3. Медицинские противопоказания

4. Требования к профессиональной подготовке.

5. Пути получения профессии.

6. Родственные профессии.

В качестве примера рассмотрим профессиограмму профессии программиста.

1.Общая характеристика профессии.

На основе математических моделей и алгоритмов разраба­тывает программы, реализующие решение различных задач, раз­рабатывает технологию, этапы и последовательность решения. Осуществляет выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов. Определяет информацию, подлежащую обработке на ЭВМ, ее объемы, структуру, маке­ты и схемы ввода, обработки, хранения и выдачи информации, методы ее контроля. Работа программиста может заключаться не только в проектировании, создании и отладке программных продуктов, но и в контроле и коррекции их дей­ствия или в адаптации программного средства, предназначенно­го для решения широкого класса задач, к более узкому и специ­фическому классу прикладных задач.

2.Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Аналитические способности, логическое мышление, аккурат­ность, педантичность, хорошее зрение, устойчивое концентри­рованное внимание, стойкая работоспособность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим заболе­ваниями органов зрения; противопоказана больным эпи­лепсией, с нарушениями функции щитовидной железы, и страдающими болезнями крови.

4.Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Программист должен знать: технико-эксплуатационные характеристики, конст­руктивные особенности, назначение и режимы работы оборудо­вания, правила его технической эксплуатации; технологию ме­ханизированной обработки информации; виды технических но­сителей информации; методы классификации и кодирования ин­формации; нормализированные языки программирования; дей­ствующие стандарты, системы счислений, шифров и кодов; языки и методы программирования; основы математической логики и математической статистики; методы математического моде­лирования; теорию программирования.

5. Пути получения профессии.

Специальность: программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Учебное заведение, осу­ществляющее обучение по данной специальности: Учебный центр допрофессиональной подготовки и профобразования Москвы. (Срок обучения: на базе 9 классов - 3 года.). Учебный центр информационных и компьютерных технологий в бизнесе Акаде­мии народного хозяйства при Правительстве РФ и др.

Учебные заведения Калмыкии: Автодорожный колледж, г. Элиста, ул. Буденного 1; Калмыцкий государственный финансово – экономический колледж, г.Элиста, ул. Буденного, 7. Слайд 9

6. Родственные профессии (специальности).

Математик, Оператор электронно-вычислительных и вычис­лительных машин, Секретарь-машинистка.

 

Практическая часть.

Выполнение практической работы в рабочей тетради.

Вписать условное обозначение избранной профессии – формулу из нескольких букв, т.е. заполнить пятый ярус пирамиды.

Ответить на вопросы кроссворда.

1. Профессия типа «человек – человек», связанная с высокой моральной ответственностью. 2.Профессия типа «человек – природа», требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации. 3. Распространенная профессия типа «человек – знаковая система». 4. Профессия типа «человек – художественный образ.

Найдите и исправьте ошибки в таблице. (Устно)

Профессии Специальности
Токарь Тракторист Столяр Пианист Монтажник Инженер Ветеринарный врач Продавец Парикмахер Хирург Преподаватель Литературный критик Водитель автомобиля Летчик – испытатель Судья Швея Учитель математики Врач

 

«Знаешь ли ты, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности? (Устно).

А.П.Гайдар – командир полка Красной Армии.

Н.В.Гоголь – канцелярский чиновник в департаменте (1829г.)

А.С.Грибоедов – глава Русского посольства в Персии.

А.С.Грин – учеником на пароходе, работал в рыбачьей артели, был добытчиком золота на Урале, рядовым пехотного полка.

Н.М. Карамзин – историк.

М.Ю. Лермонтов – офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами.

М.М.Пришвин – агроном, работа на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

А.П.Чехов – врач.

В. Шекспир – актер.

 

Целевые обходы учителя.

Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения практической работы в тетради.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.