Глава 1. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система государственной службы
В науке трудового права государственная служба рассматривается как специфическая разновидность служебной трудовой деятельности [1].
Проблема соотношения норм административного и трудового права при регулировании общественных отношений, складывающихся на государственной службе Российской Федерации давно обсуждается в юридической литературе и до сих пор не имеет единого решения [2].
Законодательство о государственной службе основывается на Конституции Российской Федерации [3].
В Конституции Российской Федерации закрепляются такие исходные основы, как осуществление народом своей власти через органы государственной власти (ч. 2 ст. 3), единство системы государственной власти (ст. 5), разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10), равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32). Важное значение имеют положения о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие конституционные нормы (ч. 2 ст. 46) [4].
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что право на свободное распоряжение своими способностями к труду реализуется в различных формах: путем поступления на государственную службу, путем заключения трудового договора [5], [6].
Численность работников, замещавших должности государственных гражданских и муниципальных служащих, и укомплектованность этих должностей на региональном уровне по ветвям власти на конец сентября 2015 года представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Численность государственных служащих
Должности
| Всего, тыс. чел.
| Из них в органах власти, тыс. чел.:
| законодательной
| исполнительной
| судебной и прокуратуры
| Гражданской службы, в т.ч.:
| 710,1
| 7,8
| 581,3
| 111,4
| - в федеральных государственных органах
| 503,1
| -
| 412,6
| 89,9
| - в государственных органах субъектов Российской Федерации
| 207,0
| 7,8
| 168,7
| 21,5
| Муниципальной службы
| 322,6
| 9,1
| 307,9
| -
|
Очевиден устойчивый рост общей численности кадров государственной гражданской службы (так же, как и всего государственного персонала в целом).
Среди причин роста численности государственных служащих часто указывается изменение структуры государственного управления в результате административной реформы, недостаточное качество работы госслужащих, отстающее от имеющихся задач; недостаточный уровень управленческой культуры в данной сфере и др.
Важным количественным показателем кадрового состава является структура корпуса государственных служащих по возрасту (рисунок 1).
Рисунок 1 – Возрастная структура государственных служащих России
Возрастная структура подтверждает высокий уровень молодежи в сфере государственной службы, однако следует отметить, что среди служащих категории «руководитель» молодежь до 30 лет составляет только 7,3% (практически в 4 раза меньше среднего значения). Основная масса руководителей (особенно высшей и главной группы должностей) относится к возрастной группе 50-59 лет, что говорит о невысоких возможностях быстрой карьеры в российской системе государственной службы.
Виды государственной службы
К законам, регулирующим отдельные отношения, связанные с функционированием института государственной гражданской службы и деятельностью гражданских служащих можно отнести Федеральные законы Российской Федерации: «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [7]; «О персональных данных» [8] и др.
Как отмечает И.А. Дякина: «в служебном законодательстве характерной вариацией является сочетание двух типов правового регулирования – предписания и запрета» [9]. Ю.Н. Старилов [10] к указанным методам добавляет также метод дозволения. Аналогичную позицию заняли и Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский [11].
Принципы построения и функционирования системы государственной службы:
- федерализм, законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
Правовой режим государственной службы отличает:
1. Жесткость требований, предъявляемых к государственным служащим.
2. Строгое определение меры возможного и должного поведения государственных служащих.
3. Детальная регламентация деятельности государственных служащих.
4. Установление для государственных служащих специфических обязанностей, ограничений, запретов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; по состоянию на 21 июля 2014 года] // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014 г., № 31, ст. 4398.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14-П город Санкт-Петербург «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона. – URL: http://www.rg.ru/2011/07/13/proverka-sud-dok.html (дата обращения: 01.01.2016 г.).
3. О персональных данных [Электронный ресурс]: фед. закон: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.; по состоянию на 21 июля 2014 г.]. – URL: http://base.garant.ru/12148567/#help (дата обращения: 01.01.2016 года).
4. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: фед. закон: [принят Гос. Думой 17 февраля 2006 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006 г., № 12, ст. 1231.
5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2011 г. № 48-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рахманиной Светланы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58100017/#ixzz3XrkRxztT (дата обращения: 01.01.2016 года).
Литература:
6. Габричидзе, Б.Н. Служебное право: учебник для юридических вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Дашков и К, 2003. – 620 с. – ISBN 5-94798-201-3.
7. Дякина, И.А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14 / Дякина Ирина Александровна. – Ростов-на-Дону, 2012. – 38 с.
8. Ершова, Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России: монография / Е.А. Ершова. – М.: Статус, 2008. – С. 78.
9. Миннигулова, Д.Б. Концептуальные подходы к модели правовых отношений на государственной гражданской службе / Д.Б. Миннигулова // Государство и право. – 2011. – № 8. – С. 96-100.
10.Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 1996. – 698 с. – ISBN: 5-85639-152-7.
[1] Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России: монография. М.: Статус, 2008. С. 78.
[2] Миннигулова Д.Б. Концептуальные подходы к модели правовых отношений на государственной гражданской службе // Государство и право. 2011. № 8. С. 96-100.
[3] Конституция Российской Федерации: офиц. текст // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014 г., № 31, ст. 4398.
[4] Там же.
[5] По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина» [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14-П город Санкт-Петербург. URL: http://www.rg.ru/2011/07/13/proverka-sud-dok.html (дата обращения: 01.01.2016 г.).
[6] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рахманиной Светланы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2011 г. № 48-О-О. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58100017/#ixzz3XrkRxztT (дата обращения: 01.01.2016 г.).
[7] О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: фед. закон: принят Гос. Думой 17 февраля 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.2006 г., № 12, ст. 1231.
[8] О персональных данных [Электронный ресурс]: фед. закон: принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.. URL: http://base.garant.ru/12148567/#help (дата обращения: 01.01.2016 года).
[9] Дякина И.А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2012. С. 18.
[10] Старилов Ю.Н. Служебное право: учебник. М.: БЕК, 1996. С. 46.
[11] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: учебник для юридических вузов. М.: Дашков и К, 2003. С. 70.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|