Техники, основанные на воображении
ДИДАКТИЧНИЙ МАТЕРІАЛ ДО КУРСУ
Социометрические техники
«Семейная скульптура»
Цель:изменение структуры и функционирования семьи. Данная техника широко используется семейными психотерапевтами и как метод диагностики семейной системы. В частности, проведение техники «Семейная скульптура» позволяет определить место индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, альянсы, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.
Суть данной техники заключается в том, что пространственное расположение людей (членов семьи) и объектов как результат процесса скульптурирования указывает на основные особенности структуры семьи и внутрисемейных взаимоотношений «с точки зрения архитектора» (члена семьи, создающего скульптуру семьи). Таким образом, каждый член семьи создает пространственную репрезентацию семейной системы — «живой портрет» семьи, располагая в пространстве своих родственников согласно собственным представлениям о сложившейся в ней ситуации.
Несомненным достоинством техники «Семейная скульптура» является ее невербальный характер, что позволяет снизить уровень сопротивления и уйти от излишней интеллектуализации и взаимных обвинений в обсуждении проблемной ситуации в процессе терапии.
Процедура проведения
Для использования техники «Семейная скульптура» необходимо соблюдение следующих условий:
1. присутствие членов семьи. По некоторым данным, минимальное количество человек, необходимое для проведения техники, — 3—4 человека;
2. легко передвигающаяся мебель (например, стулья);
3. наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на приеме членов семьи;
4. достаточно просторное помещение, позволяющее клиенту создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.
Этапы проведения техники
1. Создание скульптуры семьи, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе. Вначале психолог мотивирует всех участников психотерапии на выполнение предстоящего задания, объясняя, что это позволит им в полной мере прочувствовать, что значит быть членом их семьи в сложившейся проблемной ситуации. Далее психотерапевт предлагает каждому члену семьи выступить в роли скульптора и, обращаясь с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины, изобразить их в виде живой скульптуры таким образом, чтобы их позы и расположение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.
Инструкция:«Представьте себе, что Вы скульптор. Попробуйте сейчас здесь создать скульптурное изображение своей семьи. При этом Вы можете обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины: Вы можете поместить их куда угодно и как угодно, придать лицам Ваших родных любое выражение. Однако важно, чтобы скульптура, которая у Вас получится, отражала бы ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в Вашей семье».
Если член семьи, приступивший к созданию скульптуры, испытывает затруднения, терапевт может помочь ему, используя наводящие вопросы: (ребенку) «Вот у тебя мама. Где она будет находиться? Будет ли она сидеть или стоять? Как она держит руки? Куда она смотрит? Какое у нее при этом лицо? Где будет располагаться отец? Как он стоит (сидит...)? Касается ли он твоей мамы? Куда он смотрит?... А сейчас помести меня на то место, где будешь располагаться ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Каково выражение моего лица?».
«Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с «материалом», учитывая то, что им также нужно будет выступать в роли скульптора. В результате каждый член семьи должен изваять свою скульптуру «семейной реальности», отражающую эмоциональную ситуацию в семье на данный момент.
2. Этап обсуждения скульптуры. После завершения скульптуры семьи наступает следующая фаза работы — обсуждение полученных результатов, что предполагает получение ответов на следующие вопросы терапевта:
□ скульптору: «Придумайте название вашему произведению»;
□ каждому члену семьи: «Как Вы чувствуете себя на этом месте среди Ваших родственников?»;
□ всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура? Что в ней вас особенно удивило?»;
□ каждому члену семьи: «Знали ли Вы раньше, что скульптор воспринимает Вас так, как он это изобразил?»;
□ всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья именно такая, как это изображено в скульптуре?»;
□ скульптору или семье: «Что бы вы хотели изменить в жизни вашей семьи?»
В процессе построения и обсуждения скульптур терапевт фиксирует в специальных бланках пространственное расположение членов семьи и направления их взглядов, обращая внимание на дистанцию между фигурами в каждой скульптуре. На основании сделанных наблюдений, учитывая особенности всех созданных скульптур, на данном этапе можно более или менее адекватно оценить степень эмоциональной близости (сплоченности) между членами семьи, которая представлена здесь как дистанция между фигурами скульптуры, определить наличие межпоколенных коалиций и альянсов между членами семьи, выявить аутсайдеров семейной системы, основные конфликты.
3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об идеальной семье. После того как каждый член семьи создаст «реальную» семейную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, их можно по- Процесс ваяния и полученные в результате скульптуры помогают клиентам осознать свои позиции в семье, в то же время предоставляя уникальную возможность создать единый для всех членов образ идеальной семьи.
Рекомендации по использованию:данная техника может быть использована в работе с отдельными подсистемами семьи (супружеской, детско-родительской, сиблинговой), с нуклеарной семьей в полном составе, а также с ядерной семьей с привлечением членов расширенной семьи. Техника «Семейная скульптура» с успехом может применяться и при индивидуальной работе, фокусом которой являются семейные проблемы клиента.
Техника «Семейная скульптура» — эффективное средство диагностики и интервенции в случаях работы с семьями, склонными к манипулированию, а также в случаях с недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков членов семьи, затрудняющим процесс обсуждения проблемной ситуации на приеме у психолога.
«Семейная хореография»
Цель:изменение взаимоотношений в нуклеарной семье, обнаружение взаимосвязи симптома идентифицированного пациента и основных паттернов взаимоотношений в семье; выявление циркулярных последовательностей семейного взаимодействия с последующим прерыванием дисфункционального циклического поведения.
Историческая справка:техника «Семейная хореография» представляет собой модифицированный вариант техники «Семейная скульптура». Подобная модификация была предложена Д. Кантором, Ф. Баал и Ф. Балл (Бостонский институт семьи), а также П. Пэпп (Институт семьи Аккермана). Однако в то время как результатом семейного скульптурирования является своеобразный «срез» структуры семейной системы (статическая картина), техника «Семейная хореография» нацелена на описание динамических аспектов функционирования семьи.
Процедура проведения
Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутствующих на приеме членов семьи таким образом, чтобы полученная «картина», или сцена, отражала характер внутрисемейных отношений в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.
Этапы проведения техники
1. Изображение актуальной ситуации в семье и ее разыгрывание. Инструкция:«Разместите членов своей семьи в данном пространстве так,
чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем все вместе попробуйте оживить сцену и проиграть ее без слов».
2.Изображение идеальной ситуации в семье и ее разыгрывание. После того как сцена предыдущего этапа разыграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом терапевт работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой, изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.
3.Изображение и разыгрывание сцен преодоления проблемной ситуации. Психотерапевт может попросить членов семьи несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем он советует им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.
4. Обсуждение. Когда все сцены будут проиграны, начинается обсуждение. Для того чтобы более четко идентифицировать проблему семьи, психотерапевт может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения всемье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один итот же: «Каково быть в этом положении в семье, какие чувства возникают у Вас по отношению к другим членам семьи?»
Рекомендации по использованию:данная техника представляет собой довольно гибкий инструмент: она может быть изменена в зависимости от конкретных паттернов взаимодействия, существующих в данной семейной системе.
«Семейное пространство»
Цель:диагностика внутрисемейных отношений, проведение интервенции с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального использования пространства. Техника «Семейное пространство» также может быть использована для выявления особенностей ролевого поведения и мифотворчества в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия вданной семье, а также для прояснения конечных целей терапевтического процесса.
Историческая справка:первоначально техника «Семейное пространство», разработанная Копперсмитом в 1980 году, использовалась в рамках обучающих терапевтических программ с целью повышения профессиональной компетенции начинающих терапевтов. Она позволяла будущим специалистам в области семейной терапии осознать особенности психологической ситуации всвоей собственной семье и характер ее функционирования. В дальнейшем техника стала использоваться семейными терапевтами в работе с реальными семьями.
Необходимые материалы:большой лист бумаги, фломастеры или карандаши.
Процедура проведения
Существуют различные варианты проведения данной техники:
1. Отец и мать рисуют план их родительских домов, а дети в это время слушают и наблюдают за работой родителей.
Родителям предлагается следующая инструкция:«Нарисуйте план-схему дома (квартиры), в котором вы жили вместе со своими родителями, отображая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Если вы несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, то нарисуйте план того дома, который вам наиболее запомнился». Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:
1. «Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у Вас та или иная комната.
2. Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи звуки, цвета и людей в этой комнате.
3. Была ли в Вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?
4. Когда члены Вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате Вы встречались?
5. Были ли в доме (квартире) комнаты, в которые Вам было запрещено заходить? О Было ли у Вас какое-то особенное место в доме (квартире)?
6. Попытайтесь как можно яснее вспомнить, как в Вашем родительском доме решались вопросы близости и отдаленности.
7. Как был расположен Ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет? (Как была расположена Ваша квартира: в каком доме, на каком этаже, куда выходили окна?)
8. Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме (квартире).
9. Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи».
Вопросы терапевта направлены на выявление особенностей взаимоотношений между членами родительских семей обоих супругов, а также норм и правил, которые оказались позаимствованными из родительских семей обоих супругов.
Использование данного варианта позволяет обозначить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными подсистемами. Совместная деятельность родителей подчеркивает уникальность их положения в семейной системе, тогда как детям отводится роль обучающихся наблюдателей. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи и способствует сплочению ее членов.
2. Дети рисуют план дома (квартиры), в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей. В данном варианте проведения техники психолог выделяет и поддерживает сиблинговую подсистему.
3. Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут. Психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты внутренние и/или внешние границы. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет прояснять внутрисемейные границы.
Рекомендации по использованию:техника «Семейное пространство» может использоваться в работе как с отдельными семьями, так и в семейно-групповой психотерапии, а также в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы, внимание может фокусироваться на актуальных семейных конфликтах либо на истории семьи. Методика не может быть включена в работу с маленькими детьми.
«Соломенная башня»
Цель:наблюдение «здесь и теперь» за взаимодействием членов семьи; установление иерархии, лидерства, коалиций в семье; выявление изолированных членов семьи; изучение характера взаимной поддержки, умения договариваться и других динамических свойств семейной системы.
Историческая справка:данная техника использовалась в групповой терапии, пока в 1984 году она не была адаптирована Л. Пекманом для работы с семейной системой.
Необходимые материалы:соломка для коктейлей, скотч. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя набор из скотча и листов бумаги формата АЗ (или газет), которые могут быть свернуты в трубочки или использоваться другим способом, который придумывает семья. Могут быть предложены и другие материалы, например, прутья разломанного веника, пустые коробки и др.
Процедура проведения
Клиентов просят взять необходимые материалы и вместе построить башню (либо дом).
Инструкция:«Вам необходимо из этих соломинок (газет, прутиков, листов бумаги) построить башню (дом). При построении башни (дома) попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня (дом) должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10—15 минут». Далее дается рекомендация: первые 5 минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье.
Понаблюдав за происходящим в течение 8—15 мин, психолог может вмешаться в процесс: давать советы, объяснять происходящее, присоединяться к какой-то из подсистем и др.
Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также предложить иной способ взаимоотношений в работе с семейными треугольниками.
Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение руководить конструированием или строительством башни изолированному члену семьи, идентифицированному пациенту или маленькому ребенку. После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства. При этом анализируется роль каждого в используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.
Рекомендации по использованию:данная техника может быть включена в работу с семьей как диагностический, так и терапевтический инструментарий. Реализуя диагностические цели, психолог наблюдает за способами взаимодействия при выполнении семьей совместных действий по построению башни (дома). В этой ситуации члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни. Техника позволяет выявить иерархию, альянсы и треугольники, внутрисемейные границы и др. В тех случаях, когда терапевт внедряется в семейную систему при помощи предписаний и указаний, эта техника используется в качестве инструмента терапевтических интервенций, позволяющего изменить существующее равновесие.
Структурные техники
«Семейный ритуал»
Цель:структурная перестройка семьи путем изменения правил ее существования и нарушения устойчивых способов взаимодействия ее членов (определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировка общения, ослабление межпоколенных коалиций, усиление альянсов
Процедура проведения
Семейный ритуал — это система действий, совместно выработанных членами семьи, определяющая в строгой последовательности их поведение в особых для семьи ситуациях. Ритуалы служат для регулирования функционирования семьи, координируя поведение каждого для осуществления общей цели, тем самым способствуя повышению внутрисемейной сплоченности. Примерами семейных ритуалов могут быть совместные семейные завтраки, во время которых члены семьи могут пожелать друг другу счастливого дня, рассказать свои сны, поделиться планами на текущий день; похороны и траурные церемонии; дни рождения; свадьбы; годовщины; окончание института и другие значимые для данной семьи события, подготовка и празднование которых осуществляется всей семьей.
Техника «Семейный ритуал» предполагает создание психологом своеобразного ритуала, который предписывается семье без каких-либо объяснений. При этом для членов семьи строго определяются конкретные действия, их последовательность, время и место выполнения.
Данная техника парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных форм семейного взаимодействия. Ритуал функционирует на уровне метакоммуникаций и потому вызывает меньше сопротивлений, чем прямая интерпретация симптома. С помощью данной техники психолог, следуя за семьей, может постепенно изменять качество семейных отношений.
Для того чтобы подобрать подходящий для семьи ритуал, психологу следует выявить мифы, поддерживающие ее существование и необходимые для ее сохранения, и хорошо представлять себе особенности функционирования данной семейной системы. С этой целью он должен подробно исследовать историю семьи в нескольких поколениях, изучить особенности ее динамики. Лишь после этого можно приступать к разработке семейного ритуала, способного изменить существующую систему посредством введения новых норм и правил. Если семья соглашается действовать в соответствии с предписанным ритуалом и принимает новые правила, то создается возможность для изменений в функционировании всей семейной системы.
Алгоритм применения техники «Семейный ритуал»
1. Анализ семейной истории, выявление особенностей функционирования данной семьи и создание для нее ритуала.
2. Получение от членов семьи твердого заверения в том, что они будут следовать тому предписанию, которое им собирается дать психолог.
3. Подробное объяснение предписания (оно может быть представлено для каждого члена семьи в письменном виде).
Частью ритуала может быть чтение полученного предписания одним из членов семьи всем остальным в каком-то определенном месте и в определенное время.
Рекомендациипо использованию:техника «Семейный ритуал» особенно эффективна в работе:
· с ригидными семьями;
· с молодыми семьями;
· с семьями, имеющими носителя психической патологии;
· с семьями с недостаточным уровнем внутренней организации;
· с семьями, где имеются приемные дети;
· с семьями, переживающими утрату (смерть одного из членов семьи).
Поведенческие техники
«Родительский семинар»
Цель: изменение отношения родителей к целям, задачам и средствам воспитания; обучение навыкам перцепции семейных отношений и интеракций; изменение представлений о ребенке; расширение диапазона воспитательных приемов; получение новой информации о семье и детско-родительских отношениях.
Процедура проведения
Техника «Родительский семинар» проводится в форме групповых занятий, на которых присутствуют один или оба родителя. В работе используются следующие приемы:
1 лекция;
2.групповаядискуссия; 3. библиотерапия;
4. анонимные трудные ситуации.
Лекция. Темы лекций должны соответствовать потребностям и интересам участников семинара. Поэтому необходимо собрать предварительную информацию об ожиданиях участников, характере их проблем и затруднений (например, на предварительной встрече либо на первой встрече во время выяснения целей прихода на семинар).
Возможные темы лекций:
· Факторы супружеского благополучия.
· Современные проблемы воспитания детей.
· Ребенок из неполной семьи.
· Методы воспитания детей в семье.
· Как любить ребенка.
· Зависимости у детей (компьютерная и телевизионная зависимость, Интернет-зависимость; алкогольная, наркотическая и пищевая зависимости и др.).
Главным в изложении указанных тем является простота, эмоциональность в изложении, наличие живых, ясных примеров, обращения к аудитории.
Групповая дискуссия. По мнению А. С. Спиваковской, во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев. Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по темам, предложенным самими родителями.
Дискуссия может быть организована с целью выработки у участников группы оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Между тем главные задачи групповой дискуссии заключаются в повышении уровня мотивации и вовлеченности участников группы в обсуждение предложенных проблем; развитие креативности при решении сложных, нестандартных ситуаций; использование воспитательных и терапевтических ресурсов группы.
Библиотерапия. Родителям для домашнего прочтения предлагается специально подобранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Ведущий семинара может предоставить подборку статей и книг в электронном варианте или на бумажных носителях. Во время последующих встреч обсуждаются основные идеи прочитанных статей и книг. Родители могут изложить собственную точку зрения на предложенные для обсуждения темы и проблемы, поделиться своим опытом.
Анонимные трудные ситуации. Данный прием используется для активизации групповой дискуссии, повышения мотивации участников к разрешению типичных проблемных ситуаций новыми способами, к реализации творческого подхода в воспитании детей.
Психолог предлагает обсудить такие ситуации взаимодействия родителей с детьми, когда воспитательные приемы не приводят к успеху. Подбор ситуаций для обсуждения и анализа должен осуществляться с учетом запросов участников.
Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт, а также объяснить, почему герои приведенного примера не достигли успеха в установлении контакта со своим ребенком. После того как все высказались, предложенная ситуация анализируется и обобщается психологом.
Рекомендации по использованию:технику рекомендуется использовать в группе, состоящей из 8—12 человек. В том случае, если родители неоднократно и безуспешно пытались изменить существующую в семье ситуацию, групповая работа поможет задействовать дополнительные ресурсы благодаря действию таких терапевтических факторов группы, как альтруизм, вселение надежды, информирование, универсальность переживаний и др. Участие в семинаре позволяет родителям обнаружить собственные воспитательные возможности, расширить диапазон используемых средств и методов, получить поддержку от группы, посмотреть на различные сложные ситуации «со стороны», выработать новые пути и способы разрешения семейных конфликтов.
«Конструктивный спор»
Цель: восстановление каналов коммуникации и разрешение супружеских конфликтов. Техника предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично друг для друга обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.
Историческая справка:техника «Конструктивный спор» представляет собой модификацию техники «Честная борьба» (Г. Р. Бах и П. Уиден), выполненную С. Кратохвилом.
Г. Р. Бах и П. Уиден считали, что нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа»)приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи. Вследствие этого последние часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Поэтому с целью оптимизации супружеских отношений авторами была предложена техника «Честная борьба». Правила ее проведения, методика обучения супругов, а также оценка эффективности выполнения техники осуществляется по 12 параметрам. В дальнейшем количество параметров оценки эффективности было сокращено С. Кратохвилом.
Процедура проведения
1. Предварительная подготовка супругов. Техника может использоваться супругами для преодоления своих разногласий только после прохождения специальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 человек (супругам необходимо посетить не менее 6-8 занятий продолжительностью 2 часа каждое). В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли. После того как они идентифицировались с предписанными им ролями, они начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распределения обязанностей в семье, доминирования—подчинения и др.
2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидетелей (детей, родственников, друзей, близких и т. д.). В день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора могут быть непредсказуемы: он может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.
3. Правило момента проведения конструктивного спора. Согласно этому правилу, конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.
4. Правило оповещения партнера. Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.
5. Правило конструктивного выхода из спора. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стремление «наказать» партнера.
С. Кратохвил выделяет три фазы конструктивного спора, каждая из которых проводится по определенным правилам:
· Вводная фаза: правило «Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора».
· Средняя фаза: правило «Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй».
· Финальная фаза: правило «Признай свои ошибки и найди положительное в партнере».
Общая продолжительность конструктивного спора не должна превышать 10-15 минут, а финальной фазы 1,5-2 мин. Если супруги продолжают критиковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем).
По окончании конструктивного спора по определенным критериям и позициям оцениваются его стиль и результаты. Г. Р. Бах и П. Уиден оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4 по каждому параметру.
При оценке стиля спора участники получают «+1» или «—1» балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимальное количество баллов — «+4» или минимальное — «—4». На каждом сеансе групповой терапии супружеские пары имеют возможность узнать особенности стиля своего спора и его результативность.
Стиль спора
Параметры
| Стиль спора
| «+»
| «—»
| Стиль спора
| 1. Конкретность
| В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь»
|
|
| Обобщение: поведение называется «типичным» («ты всегда...»), ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу
| 2. Вовлеченность
| Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары»
|
|
| Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и тд.
| 3. Коммуникация
| Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая обратная связь
|
|
| Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
| 4. «Честная борьба»
| Не допускаются «удары ниже пояса», и принимается во внимание, сколько может вынести партнер
|
|
| Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
| Подсчет очков Общий счет
| Также заполняется бланк «Результат спора». По каждой позиции начисляется «+1» либо «—1» балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются. В результате максимальная сумма для пары составляет «+8» баллов, а минимальная — «—8». Набранные баллы являются фактором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия.
Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения следующих правил «честной игры»:
· Высказывания партнеров по спору должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь».
· Участники должны воздерживаться от обобщений типа: «Ты никогда не слушаешь».
· Участники должны воздерживаться от упоминания о прошлых обидах, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефект речи и др.
· Необходимо воздерживаться от критики родственников: «Ты такая же глупая, как и твоя мать», «Ты такой же рохля, как и твой отец».
· В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком.
Результат спора
Параметры
| Результат спора
| «+»
| «-»
| Результат спора
| 1. Информативность
| Партнеры что-то узнали или получили, научились чему-то новому
|
|
| Не узнали ничего нового
| 2. Отреагиро-вание
| Исчезла напряженность, уменьшилась злобность, выяснены претензии
|
|
| Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
| 3. Сближение
| Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство
|
|
| Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
| 4. Улучшение
| Устранены проблемы, расширение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее
|
|
| Ничего не решено, партнер не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить
| Подсчет очков Общий счет
| Рекомендации по использованию: техника «Конструктивный спор» может применяться при работе с супружескими парами, характеризующимися высоким уровнем конфликтности, неумением договариваться и конструктивно обращаться с агрессией, которая может возникать по отношению к партнеру.
Техника содействует росту культуры выражения агрессии у супругов, что в последующем может стать моделью поведения для всех остальных членов семьи. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи иррационального страха перед выражением агрессии со стороны других: такие члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что полностью правы. Обучение технике «Конструктивного спора» в таком случае обеспечивает «устойчивость» в ситуациях, связанных с выражением агрессии, формируя умение в подобных условиях находить приемлемую линию поведения.
«Супружеская конференция» и «Семейный совет»
Цель: предоставление членам семьи возможности свободно общаться между собой; обучение конструктивным способам взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций: поиск новых ресурсов для улучшения функционирования семьи.
Процедура проведения
Техники «Супружеская конференция» и «Семейный совет» используются для улучшения качества внутрисемейных взаимоотношений. Они представляют собой регулярно проводимые встречи психолога с супругами или всеми членами семьи, в рамках которых создаются условия для улучшения семейных интеракций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|