Сделай Сам Свою Работу на 5

Возникновение социологии.





Родился во Франции, в Монпелье в1798 году в семье чиновника, получил естественнонаучное образование в Политехнической школе в Париже. Несколько лет был секретарем Сен-Симона, затем экзаменатором и репетитором в той же школе. Умер в одиночестве и безвестности в 1857 году.

Огюст Конт считается «отцом социологии» – он поставил задачу классификации наук и определения места социологии в ней. По мнению Конта, в процессе исторического развития происходила аккумуляция позитивного знания человечества в различных областях науки. По нарастанию сложности он расположил науки так: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. В рамках социальных исследований Конт выделял социальную физику (социологию) и органическую физику, физиологию (науку об индивиде).

Конт первым задумался о применении научного метода для изучения общества, считая, что с помощью науки можно обнаружить скрытые законы, управляющие всем обществом. Эту науку он и назвал социальной физикой, которую затем в 4-м томе «Курса позитивной философии» переименовывает социологией.

В рамках социологии Конт обосновал два основных направления: социальную статику (идея порядка) и социальную динамику (идея прогресса).



Социальная статика описывает общество как социальный организм, в котором части (институты) органично связаны друг с другом, аналогично живым организмам. Эту связь Конт называл солидарностью.

Проявляя интерес к социальной динамике, Конт исходил из закона трех стадий: каждое направление человеческого знания проходит три стадии

1. на теологической стадии человек религиозен, верит в сверхъестественные силы, определяющие все события.

2. на метафизической стадии он объясняет все, используя лишь абстрактные философские понятия и стремясь постичь причины всех явлений и процессов.

3. на позитивной стадии перестает искать причины явлений, ограничиваясь наблюдением за явлениями и выявлением постоянных связей между ними

Эти стадии соответствуют трем типам общества: военному, юридическому, индустриальному.

Закон трех стадий можно представить в виде схемы:

Стадия Опора на: Первоначало Движущая сила Правящие круги
Теологическая Чувства Религия Безграничный авторитет Монарх и двор
Метафизическая Рассудок Природа Спад роли авторитета Народ
Позитивная Положительное знание Позитивная наука Знание Банкиры

 



Вторым основателем позитивизма многие социологи считают английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера (1820-1903). Он автор органической теории и один из авторов социал-дарвинизма.

Родился в Дерби в центральной Англии, получил домашнее образование под руководством отца и дяди. С раннего возраста проявлял интерес к науке, в 17 лет начал работать на ж/дороге между Лондоном и Бирмингемом, где получил профессию инженера. Работа на ж/д компанию продолжалась несколько лет, после чего началась его длительная карьера редактора и писателя. Изучая окаменелости, найденные при прокладке рельсов, Спенсер заинтересовался процессом эволюции.

В теории Спенсера выделяются три взаимосвязанные концепции:

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ выделял 3 вида развития:

- интеграция, т.е. переход от простого к сложному,

- дифференциация, т.е. переход от однородного к разнородному,

- упорядочение, т.е. переход от аморфности к четкости.

ОРГАНИЦИЗМ общество уподоблялось биологическому организму, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) частям организма (сердцу, нервной системе и т.д.), каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.

СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ: будучи под сильным влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина, Спенсер решил применить ее и к человеческому обществу.

Стержень его главного труда «Основания социологии» составляет систематически проведенная аналогия между биологическими и социальными организмами. Спенсер считал, что подобно биологическим организмам общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Те, что адаптируются лучше выживают дольше. Т.о., «естественный отбор путем борьбы за существование» происходит в обществе так же, как и среди животных. В то же время процесс адаптации вызывает усложнение общества в целом, т.к. его части становятся все более специализированными. Общества, т.о., развиваются от относительно простого состояния, при котором все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с несхожими, не взаимозаменяемыми и потому взаимозависимыми элементами. Как голова должна думать и командовать, а руки и ноги – исполнять, так и в обществе разделены функции между разными институтами и классами.



Любая революция нарушает естественный порядок и естественную эволюцию, ибо если малограмотные классы становятся правящими, то это аналогично тому, как если бы руки-ноги захотели командовать головой; и если головой забивать гвозди возможно, хоть и малопродуктивно, то думать руками и ногами физически невозможно.

Спенсер был и против реформ, считая, что гуманность только выиграет, если мы избавимся от неприспособленных индивидов путем естественного отбора, и что правительства не должны вмешиваться в этот процесс (например, помогать бедным).

Расово антропологическая школа.Одним из основателей был французский философ Жозеф Гобино. Он был одним из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда «О неравенстве человеческих рас». Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации – «чистота расы», которую, однако, никогда не удается сохранить долго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни и приводят к «вырождению человека», а вместе с тем и к распаду всей социальной структуры.

Расовая концепция Ж.Гобино была подвергнута убедительной критике Алексисом де Токвилем, выдающимся французским политологом, министром иностранных дел Франции в 1848 году, у которого Гобино работал секретарем в канцелярии.

Вклад Маркса и Энгельса.Труды германского ученого, публициста Маркса, прожившего большую часть жизни в Англии на средства немецкого капиталиста Энгельса, охватывают несколько областей социологии. Более всего Маркс известен своими взглядами на отношения между экономикой и иными социальными институтами. Общественно-экономическая формация (общество на определенной ступени развития) определяется экономическим базисом (производственными отношениями), в основе развития общества лежит способ производства, в котором производственные отношения сами в конечном счете зависят от уровня развития производительных сил (а в их рамках – от развития техники).

В основе выделения социальных классов лежат производственные отношения. Те, кто владеет средствами производства, контролирует их и пользуется продуктами, образуют один класс, а те, кто зависит только от своего собственного труда, формируют другой. По Марксу, отношения производства обязательно предполагают конфликт, поскольку владельцы средств производства (капиталисты) интенсивно эксплуатируют рабочих, присваивая продукт их труда. Этот конфликт проанализирован в теории социального изменения. Маркс утверждает, что классовая борьба является двигателем истории: растущая буржуазия свергла феодальную аристократию и сама также свергается рабочим классом.

4. Формирование методов и категорий социологии.Большой вклад в создание понятийно-категориального аппарата социологии внес Эмиль Дюркгейм (1858-1917), создатель французской социологической школы. Достижения:

1. стремился обосновать специфику объекта социологии и ее не сводимость к другим наукам о человеке. Предметом социологии, по мнению Д., выступают социальные факты, обладающие двумя основными признаками: независимостью от индивидуального сознания и принудительной силой по отношению к индивиду. Социология изучает не индивида, а коллектив, не индивидуально-особенное, а коллективно-всеобщее.

2. представил свою структуру социологической науки: социальная морфология (изучение социальной географии и демографии, т.е. географических основ народов в ее отношении к социальным организациям, а также народонаселения, его объема, плотности, территориального расселения); социальная физиология (или социальные нормы или «коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное или общее сознание), включающая в себя отрасли социологии: социологию религию, моральную, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую социологию; общую социологию (метатеория).

3. создал теорию самоубийств, используя свой метод (изучение социального факта как внешнего по отношению к индивиду, признание существования особой реальности – общественной, определяющей поведение индивида и не зависящей от его воли). Исходя из этого выдвинул социальные, а не индивидуальные психологические объяснения суицида и его классификацию:

- эгоистическое – следствие ослабления воздействия социальных норм на индивида.

- альтруистическое – результат крайнего поглощения индивида обществом.

- аномическое – порождаемое ценностно-нормативным кризисом в обществе.

- фаталистическое вызванное чрезмерной социальной регуляцией, вследствие чего человек не видит перед собой будущего (пример массовые самоубийства рабов)

4. автор функциональной теории, явившейся предтечей структурно-функционального анализа Т.Парсонса.

В противовес социологизму Дюркгейма в этот же период развивается и такое методологическое течение, как психологизм. Здесь выделяют две школы:

1) психологический эволюционизм, разрабатывался Л.Уордом и Ф.Гиддингсом. Уорд выделял такие побудительные мотивы поведения социальных групп и личностей:

- предохранительные положительные (стремление к удовольствию)

отрицательные (стремление избежать страданий)

- воспроизводящие прямые (половые и любовные желания)

непрямые (родительские и родственные чувства)

Ф.Гиддингс выделял две силы «искусственного выбора»:

- социализирующие: страсти и стремления индивидов, природные условия

- социальные силы: общественное мнение и закон.

2) психологическая школа, представители Г.Тард (психология подражания) и Г.Лебон (концепция групповой психологии).

Г.Тард выделял три основных социальных процесса: подражание, оппозиция и адаптация. Главная движущая сила – стремление людей к подражанию, отношения «ученик-учитель», подражание низних слоев общества высшим.

Лебон особое внимание уделял толпе, провозгласил современную эпоху началом упадка цивилизации, эрой толпы. Черты толпы: заражение общей идеей, внушаемость, подражательность, бездумное следование за лидерами, сознание своей мощи, утрата ответственности, нетерпимость, образование у индивидов в толпе своего рода коллективной души, благодаря которой они чувствуют, мыслят, действуют иначе, чем каждый из них в отдельности.

Решающее значение на западную социологию ХХ века оказал социолог Макс Вебер (1864-1920, Германия).

1. создал и развил концепцию понимающей социологии: надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

2. разработал концепцию идеальных типов. «Идеальный» означает чистый, абстрактный, нежели лишенный недостатков. Смысл идеальной типизации– в конструировании образов-схем, позволяющих упорядочивать факты и социальные явления. Аналогично таким (не существующим в природе) явлениям, как идеальный газ, абсолютный ноль, абсолютно чистое вещество, абсолютно черное тело, шар, плоскость, прямая, точка, которые являются лишь удобными для ученых абстракциями, Вебер рассматривает античность, феодализм, капитализм, бюрократию, авторитет не как объективно существующие явления, а как собирательные понятия, способы идеальной типизации.

3. выделил типы социального действия:

целерациональное действие – это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, учитывая возможную реакцию других людей на свои действия (коммерсант, стремящийся заработать денег, инженер, строящий мост).

Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения (капитан тонущего корабля).

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства (футболист-удар сопернику, потеряв над собой контроль).

Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, ставшими внутренней натурой человека.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, автор психоанализа. Суть его социологических позиций в следующем: в душе каждого человека существует серьезное противоречие между подсознанием (подлинной сущностью человека, его биологическими потребностями в самосохранении и продолжении рода) и сознанием (т.е. навязанными ему извне обществом нормами). Невозможность удовлетворить биологические потребности из-за мешающих этому социальных норм ведет к фрустрации, угнетенному состоянию, вызванному постоянной неудовлетворенности. Фрустрация приводит или к сумасшествию и иным срывам, или к сублимации, замещению неудовлетворенных биологических желаний иными, «более высокими» социальными, например, стремлением к самореализации и самоутверждению в других сферах. Так возникают культура, спорт, политики, наука, искусство.

5. Социология в 30-50 е годы ХХ века. На третьем этапе наиболее значительной теоретической концепцией выступает структурно-функциональная теория Т.Парсонса.

Общество – это система, которая всегда стремится к достижению абсолютного равновесия как главного условия своего самосохранения. Нарушение равновесия конфликтами и противоречиями может привести к гибели системы.

Понятие «функция» – одно из важнейших в его теории. Любая система в целях выживания осуществляет 4 функции: адаптация, целедостижение, интеграция, латентность. Для их реализации нужны определенные структурные элементы. В обществе – это подсистемы: экономика выполняет ф.адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества), политика – ф.целедостижения (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения). Культура и право – ф. интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества). Институты социализации – семья, школа, церковь и т.д. – латентную функцию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

6. Современный этап развития социологии. Основными тенденциями развития современной западной социологии являются:

- полицентрализация социологии (вместо одного лидера США);

- жесткое разделение теорий и направлений на неопозитивистские и гуманитаристские;

- расширение объектного диапазона исследований;

- появление междисциплинарных наук типа экономической социологии , социобиологии и т.д.,

- интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов;

- усиление интереса к прикладной социологии;

- широкая популяризация социологического знания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.