Сделай Сам Свою Работу на 5

Развивать или развлекать?





Система Монтессори. А учит кто?

Система Марии Монтессори сейчас очень популярна в России. Открыты центры в больших и малых городах. Новосибирск не исключение. И, как водится, появилось много развивающих центров, которые работают по этой уникальной системе. Но, к сожалению не везде то, что предлагается, можно назвать системой Монтессори.

Давайте попробуем разобраться, где же есть система, а где её нет. Первый вопрос, который нужно задать педагогу развивающего центра, в который Вы пришли с малышом, где им получено Монтессори образование. Если педагог ссылается на своё педагогическое образование, этого не достаточно. Если вам демонстрируют документ о прохождении двухнедельных курсов повышения квалификации, этого тоже маловато, но уже кое-что. Если педагог прошёл обучение по программе Международной Ассоциации Монтессори педагогики, это замечательно.

Второй вопрос – как долго существует центр. Понятно, что «возраст» организации говорит о многом. Если центру один - два года, готовьтесь к тому, что Вы вместе с педагогом будете идти тернистым путём проб и ошибок. Это интересно, но Вы должны быть готовы к этому. К сожалению, и центры с солидным стажем иногда работают так, что назвать это системой Монтессори можно только с большими оговорками.



Поэтому третий вопрос, который следует задать педагогу, чем для него лично является система. Какой смысл он вкладывает в свою деятельность, какой цели хочет достичь, работая с детьми. Шаблонность или искренность ответа даст Вам представление о личности педагога, в руки которого Вы отдадите развитие своего малыша. Будет ли это формальное следование «от и до» принятым в центре правилам, или индивидуальность Вашего малыша будет понята и принята.

А теперь о том, как должен выглядеть класс Монтессори. Помещение, где занимаются дети должно быть просторным. На полках должны быть расположены все методические материалы. Причём так, чтобы ребёнок мог сам выбрать тот материал, который ему понравился. Если Вы увидели класс, заставленный полками так, что ребёнок вынужден протискиваться между ними, то здесь нарушается один из важных принципов системы – свобода выбора ребёнком места для занятий. В тесном классе дети обычно толпятся около полок и работают там же. Нарушается и ещё один принцип – свобода передвижения ребёнка по классу. И самое важное: ребёнок не может сосредоточиться на своей работе, поэкспериментировать, сделать своё маленькое открытие, решить свою, неведомую нам, взрослым, задачу. То есть невозможно то, зачем вся эта система и была придумана.



Теперь о тех дидактических материалах, без которых система Монтессори невозможна. Существует классический комплект материалов Монтессори, который делится на пять групп: материалы практической жизни, сенсорные материалы, математические, речевые и материалы, дающие ребёнку представление об окружающем мире. Для деток до 3-х лет обычно бывают представлены материалы практической жизни, сенсорные материалы и материалы, предназначенные для развития речи.

 

Так что, если в классе Вы не увидели Розовую башню – символ системы Монтессори, вкладышей Монтессори или геометрических тел, то самое время задать следующий вопрос: где приобретались дидактические материалы? В России материалы Монтессори изготавливают в Омске и Санкт-Петербурге. Эти материалы делают по стандартам Международной Ассоциации Монтессори. Так что, если Вам назвали эти города, значит всё в порядке.

Стоит обратить внимание и на то, как проходят занятия в классе. Педагог Монтессори наблюдает за детьми, чтобы выяснить, в каком направлении идёт развитие каждого ребёнка. Отслеживает сиюминутный интерес ребёнка, помогает ему этот интерес удовлетворить или предлагает материал из зоны ближайшего развития. Если же Вы услышали от педагога: «не так», «неправильно», «тебе ещё рано», «хватит уже с этим работать, возьми вот это», значит, Вы попали не туда.



Педагог Монтессори важная фигура в системе. Стать им нельзя, даже получив хорошее Монтессори образование. Необходимо работать не менее года под руководством опытного наставника. Стандартных ситуаций в системе не бывает. Умение решать их, не нарушая принципов Монтессори, даётся опытом и желанием.

 

Игра - залог успеха

Успешность. Волшебное слово, побуждающее сегодняшних родителей подыскивать развивающий центр для своего только что родившегося малыша. Учить читать и считать с пелёнок по Доману, по Зайцеву, узнавать, нельзя ли заниматься по системе Монтессори с трёх месяцев, чтобы не прозевать того момента, с которого эта самая успешность и начинается.

Ещё пару десятков лет назад во главу угла успешности ставился интеллект, уровень образования и наличие блестящих знаний по специальности. Сейчас же немаловажной составляющей успеха становится интеллект эмоциональный. Попросту говоря, то,насколько человек способен различать чужие и выражать свои эмоции ииспользовать эти умения во взаимоотношениях с окружающими. Поэтому можете быть уверены: развивая эмоциональный интеллект малыша сегодня, вы закладываете фундамент его будущей успешности. И начинается всё, конечно, с игры, такой естественной для ребёнка.

А театрализованные игры – стихия, захватывающая не только детей, но и взрослых. Здесь важно поймать«возраст театра» - момент, когда малыш не просто хочет, а жаждет подражать.Психологи говорят об особенном «драматическом инстинкте», когда для нормального развития ребёнку необходимо играть и преображать действительность.

Природа таким образом тренирует способности малыша. Учит его ориентироваться в социальных отношениях, обнаруживать и усваивать тонкости и сложности будущей взрослой жизни. Дети обладают уникальным даром – получать искреннее удовольствие в процессе такого обучения.

После трёх лет большинство малышей в состоянии ощутить разницу между реальностью и вымыслом, настоящим и тем, что происходит «понарошку». В театрализованной игре у малыша наступает особая возможность таинственного превращения себя, настоящего, в сказочного персонажа. Как только ребёнок надевает немудрёный импровизированный костюм своего героя, он в этого героя и превращается.

Это своеобразный и таинственный процесстран сформации. И теперь не ребёнок, а сказочный персонаж - добрый, злой,плохой, хороший – живёт своей жизнью. Главное в таком спектакле – экспромт, пусть ребёнок делает и говорит, что хочет. То, что просится наружу, но не может выплеснуться. Мешают усвоенные ребёнком запреты или робость и неуверенность. Ребёнок может прожить в своём герое то, что не может себе позволить в реальной жизни, или просто ещё не имеет такого опыта. Малыш может прожить несколько эмоциональных состояний, научится их называть, демонстрировать, узнавать эти состояния у других и, что очень важно, у себя.

Изображая положительного персонажа, ребёнок, быть может, впервые ощутит радость отвозможности помогать, защищать слабого, делиться. Потом позже, после игры можно поговорить о том, как помочь «хорошему» в какой-нибудь другой, не похожей, ситуации. Подумать, как помочь «плохому». Может быть, у него какая-то неприятность или его никто нелюбит - не зря ведь он такой злой. Дети очень отзывчивы, добры и готовы придумывать невероятные варианты помощи. Такие разговоры формируют дальнейшие позитивные действия ребёнка.

Сюжет для такой театрализованной игры может быть создан по мотивам коротких детских сказок. Героев тоже недолжно быть много. Достаточно трёх-четырёх, но массовка всегда бывает многочисленной. Это позволяет безболезненно подключать детей, которые не смогли с самого начала принять участие в игре, или тех, кто ещё не готов к сложной роли.

Понятно, что роли не должны закрепляться за детьми. Ребёнок может выбрать роль по настроению, по состоянию или по считалке. И, конечно же, импровизация. В таких театральных играх сюжетная линия иногда петляет так, что трудно уловить первоначальный вариант. Если просто понаблюдать за детьми, не вмешиваясь, поражает, как логично и разумно они выстраивают игру, как совершенствуют её походу.

В результате ребёнок узнаёт лучше самого себя, начинает понимать, что происходит внутри него, и как с этим справляться, учится понимать чувства окружающих, готовится к эмоциональному взрослению, получая при этом ещё и максимум удовольствия.

 

Директор Новосибирского Монтессори Центра

Боброва Наталья Борисовна

 

 

Развивать или развлекать?

Моя подруга любит путешествовать. Иногда два раза в год. Путешествует давно и каждый раз берёт с собой сына, сейчас ему 11 лет. И вот, что её стало беспокоить. Мальчик стал ныть по поводу того, что ему скучно, нечем заняться, ну и так далее. Что его ещё могло взбодрить, так это мультики, которые он сморит по многу раз.

Недавно разговаривала с подругой, учительницей начальных классов. Учитель она, что называется, «от Бога». И с детьми работает уже больше 20 лет. Так что изменения, происходящие с детьми, ей хорошо видны. Она в этом году набрала новый первый класс. И опять, как четыре года назад, увидела детей, которые сидят за партами, как в амфитеатре цирка, в ожидании представления. Они пришли в школу за развлечениями, и нетерпеливо ждут начала спектакля «Урок в школе».

Опрос выпускников 2007 -2009 годов показал, что дети хотели бы работать в крупных компаниях с начальной зарплатой 75000 руб. Причём это определялось не тем, сколько я стою, а тем, сколько я хочу тратить. А выпускники 2010 года готовы жить «по пути», по обстоятельствам - это так же, как путешествовать «автостопом», только по жизни.

Почему я привожу эти печальные примеры? Да потому, что причина во всех этих случаях одна. Сплошь и рядом с самого раннего детства детей начинают развлекать по поводу и без повода. Забывая, что главная задача взрослых – дать ребёнку возможность развиваться через его деятельность. Через его участие в жизни взрослых, через ощущение своей значимости и важности для окружающих. Делать свои маленькие и большие открытия. Видеть результат и наращивать уверенность в своих силах – это путь, позволяющий ребёнку двигаться дальше с интересом и уверенностью, что в следующий раз опять всё получится. Возможно, не сразу, но получится.

Маленькие дети легко променяют мультик, где зачастую они не понимают смысла, а видят только двигающиеся картинки, на глажение настоящим утюгом или мытьё посуды.

При условии, что и утюг, и посуда будут настоящими. Маленькие дети хотят работать, поэтому не стоит эту их естественную потребность заменять навязанными развлечениями. Если честно признаться, и у телевизора мы ребёнка усаживаем, и к аниматорам в отеле пристраиваем, чтобы не мешал. Сложнее вместе с ребёнком почитать или что-то вместе смастерить. Или просто погулять по осеннему лесу, где ребёнок может столько нового узнать от папы или мамы.

А результат такого общения трудно переоценить. Во-первых, вы формируете доверие ребёнка к Вам, и это сослужит Вам хорошую службу в переходном периоде ребёнка. Во-вторых, Вы даёте ему понимание того, что в мире кроме аниматоров есть на что посмотреть, что реальный мир намного интересней придуманного.

Я не против развлечений, это тоже составляющая развития. Я против замещения развития суррогатными развлечениями. А результаты этого замещения я перечислила в начале статьи.

 

Сегодня моё утро началось с посещения класса Монтессори. Дети, как трудолюбивые пчёлки, уже окунулись в работу. И класс, в самом деле, стал похож на улей: целесообразная и организованная созидательная деятельность ребят, возраста от 3-х до 7-ми лет. Глядя на них, я подумала, что эти дети умеют и любят работать сами. Они умеют и других вовлечь в пространство своей деятельности. Им не бывает скучно. И, как показывает многолетний опыт, не будет скучно никогда. И это уже свойство их личности.

И ещё вспомнилась фраза, услышанная на недавнем психологическом семинаре: «Готовьтесь к тому, что подрастает поколение бездельников». Вы хотите этого? Я – нет!

 

Директор Новосибирского Монтессори Центра

Боброва Наталья Борисовна

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.