|
Схема основных уровней управления
1 уровень - управление и управленцы высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.
2 уровень - управление среднего звена или управленческий уровень (управление людьми).
3 уровень - технический уровень (подчиненные).
У истоков социологии управления в начале XX в. стояли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, Т. Эмирсон; из отечественных - Афанасьев, Пригожин, Шетель, Гвишиани; из ГУУ - В.Н. Князев, Филлипов, Красовский.
Социология - взаимодействие различных социальных групп.
Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, т.е. включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.
Социология исследует:
· Социально-экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.
· Совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.
· Организационно-технические и социальные аспекты общественного производства.
· Различные управленческие структуры в обществе.
· Системы и механизмы в сфере общественного производства.
· Различные методы и принципы стимулирования и мотивации трудовой деятельности.
Социология управления:
· Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.
· Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.
· Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.
· Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.
Задачи социологии управления:
1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.
Платон выделяет два стиля управления: политический и тиранический. Если гражданевыполняют свои функции в обществе и соблюдают законы, то стиль управления государством должен быть мягкий (политический); если же в обществе нет должного порядка и гармоничных взаимоотношений, то используется стиль управления, основанный на силе (тиранический). Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с развитием общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, индустриальном обществах. В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В рабовладельческом обществе возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления – политических, правовых, нравственных, религиозных, призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер. В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящаяэлита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров - наемных специалистов по управлению различными областями деятельности. Если рассматривать возникновение управления, как области научного исследования, в 1911 году вышла книга Тейлора "Основы научного менеджмента". Усложнение производства требовало высококвалифицированных инженеров-механиков. В связи с этим на производство пришли специально подготовленные, думающие люди. Их интересовали не только технические операции, но и сам процесс организации труда на предприятии. Классическая или административная школа в управлении с 1920 по 1950 г.г. - родоначальником Анри Файоль. Цель - создание универсальных принципов управления. Одним из недостатков классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Стиль управления и кадры. Среди существующих в современном менеджменте подходов к определению стилей руководства наиболее общей и самой распространенной остается типология, различающая ориентированный на задачу, личностно-ориентированный, авторитарный, демократический, нейтральный стили деятельности руководителя. - Руководитель, ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, критикует малоэффективную работу сотрудников; настоящий подход основывается на стремлении руководителя достичь максимальной производительности с помощью «сверхэффективного» труда всех сотрудников.- Если для руководителя на первом месте находятся сотрудники с их проблемами и ожиданиями, то его стиль можно назвать личностно-ориентированным. - При эксплуататорско-авторитарном стиле управления мотивация людей осуществляется в основном самой угрозой наказания, использование для этого поощрения ограничено. Все решения руководитель принимает сам.- Благожелательно-авторитарный.Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, относятся к ним снисходительно. В качестве мотивации подчиненных они применяют поощрения и не стесняются использовать их идеи.- Консультативно-демократический стиль.Руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними при решений производственных вопросов, а также учитывает их идеи при принятии управленческих решений. Внимательно прислушиваясь к мнению сотрудников, руководитель обобщает существующие точки зрения и вырабатывает общую позицию.- Групповой стильхарактерен тем, что руководитель ведет себя демократично, всецело доверяя своим подчиненным.
Социальное неравенство. Источники соц.неравенства. Теории соц.неравенства.
Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Теории неравенства.
В своем труде "Государство" Платонутверждал, что правильное государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутренюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).
Аристотель в "Политике" также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента : один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают претупниками, а другие мошенниками.
Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность пораждает бунт и преступления там, где нет стреднего класса и бедных огромное большиноство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. А. выступал как против власти бедняков, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.
По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно, как К. Маркс, не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.
Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер ( 1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о "трех автономных измерениях стратификации". Он подчеркивал, что "классы", "статусные группы" и "партии" - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что, по Веберу, класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.
Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной "классовой ситуации". Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.
У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов:
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации. 2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев. 3. Лишенные собственности "белые воротнички": технические специалисты и интеллигенция. 4. Администраторы и менеджеры. 5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интелектуалы. 5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п. 5.2 "Коммерческий класс", т.е. предприниматели. Классы - это "конфликтующие социальные группировки или группы социального конфликта, основанные на участии или неучастии в отправлении власти в императивно координированных ассоциациях". Отношения управления и организации являются коренной причиной социального неравенства людей. Существует 4 причины неравенства: 1) естественное (биологическое) разнообразие склонностей, интересов, характеров людей и социальных групп. 2) естественное (интеллектуальное) разнообразия талантов, способностей, дарований. 3) социальная дифференциация (по горизонтали) примерно равноценных позиций. 4) социальное расслоения (по вертикали в соответствии с престижем, богатством и социокультурным фоном), проявившегося в иерархии социального статуса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|