Сделай Сам Свою Работу на 5

Теоритическая модел К.Маркса.





Объект, предмет функции социологии.

Объект – это общественное явление, отношения, процессы, мнения.

Функции:

-гносеологическая (позновательная)

-критическая ф-ия (оценивает общество)

-ценностная (соц.задает систему ценностей общества)

-прогностическая (соц. прогноз)

-идеологическая

 

Специфика общества как социол.

Два вида реальности:

-объективная (мир вокруг нас)

-субъективная (мир сознания(идеальный, духовный мир))

-соц. реальность – это все то, что имеет отношение к обществу.

Три подхода к соц.реальности:

1.Общество-это объективно мат.реальность (все экономисты: Смит, Рикардо, К.Маркс)

2.Общество-это субъективно духовная реальность (предст: Соловьев, Бердяев,Сорокин)-в обществе преобл. духовн. ценности.

3.Общ.-это субъективно-объективная реальность, т.е. синтез первого и второго (Маркс, Парсонс, Вебер, Бурдье)

Социальная реальность – это выделившаяся из природы часть реальности функционирующая по своим законам, это система взаимодействия и коммуникации между людьми, это система соц.институтов.

 

 

Основные модели социогенеза.

Социогенез-процесс формирования человека и человечества, как особого вида.



Три основных отличия человека: прямохождение; кисть приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Две основные модели антропогенеза: креационизм(человек – Божье творение или творение инопланетян у уфологов) и эвалюционизм (человек – результат природной эволюции)

Важнейшие эволюционные теории:

-трудовая (человек своим трудом изменяя природу, становится разумным и соц.существом)

-игровая (утилитарно избыточная и свободнотворческая активность создает человеческий мир и развивает самого человека)

-психоаналитическая (создавая табу, призванные сдерживать его неумеренные бессознательные влечения, человек становится сдержанным животным, то есть социализируется)

-семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, приспосабливая к речевым конспектам).

 

Теоритическая модел К.Маркса.

К.Маркс-общество это система обществ. отношений.



Общество состоит из базиса (экономические отношения, кот включ.: тип производства, призвод. силы, производ. отношения) и надстройки (это соц.культура, политика, идеология, религия, право, дех.жизнь)

История общ. – эо смена общественно экономических формаций:

-первобытнообщинная

-рабовладельческая

-феодально-сословная

-буржуазно капиталистическая

-камунистическая

Механизм смены информации-революции

 

 

7.теоритическая модель общества Т.Пар

 

Общество-это совокупность единичных соц.действий. Действие совершает автор выполняя свою соц.роль: цель действия соц.ситуация, средство действия, соц. нормы.

Залогом интеграции общества-А-адоптация;G-цели;I-интеграция;L-латентность. сфера общ.-А-Средства

экономика-G-деньги

политика-I-власть

право закон признания

Социали –L- общ. признания,

зация лидерство

 

8.Понимание общества

 

Общество-это система соц.действий.

Соц.действие=субъективный смысл+ожидание реакций от другого.

Выделяет 4 вида соц.действий:

1.Аффективное соц.дейст.-проиисх.на основе эмоций, чувств как нерациональная реакция.

2.традиционное побуждается традициями, обычаями это по другому соц.автоматизм, т.е. неосмысленное следование нормам как все.

3.Ценностно нормативная-это осознанное следование принятым в обществ………

4.Целерациональное-это следование целям в обществе выбирая оптимальное средство для их достижения.

 

9.Пон-ния общество и соц.пространство.

 

Социальное пространство-это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно.



По мнению Бурдье особенностью общества является то, что оформляющие его структурысуществуют в двух видах: как «реальность первого порядка»(«виды капитала»-распределение материальных ресурсов и средств, присвоение престижных в социальном плане благ и ценностей; как «реальность второго порядка», существующая в представлениях, в схемах мышления и поведения, как символическая матрица практической деятельности, поведения, мышления.

 

10-11.Культура как предмет социол.ислед. Подходы к опред. Культуры. Функции и типы куль-ры.

 

Культура-сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы:

2 базовых подхода:

1.универсально-рационалистический: культура-царство разума, справедливости и закона.

2.Эстетико-мифологический: культура-иррационально-мистическая, индивидуально-множественная.

Современные стратегии:

-аксиологическая: культура-система общезначимых самодостаточных ценностей. Значим не предмет, а ценность, которую он представляет.

-семиотическая: культура-система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку.

-психоаналитическая: культура- «сверх – я», то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии система значимых эталонов и запретов.

-деятельносная: культура-продукт человеческой деятельности.

-игровая: культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас.

-экзистенциально-диалогическая: культура-арена диалога уникальных творческих личностей.

 

12.Личность как соц.система.

 

Личность-это система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.

Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Личность является носителем социальных качеств, свойственных всей социальной структуре.

 

13.Основные качества и особен. Личности.

 

В личности как в капле воды отроажаются основные качества всего общества:

-самосознание: познание сомого себя. Эмоционально-оценочного отношения к себе, саморегуляция.

-сомооценка: оценка самого себя, своих потребностей.

-активность: способность самостоятельно и энергично действовать.

-интересы: осозннаные мотивы деятельности.

-направленность: осознанное преобладающее отношение личности к соц.реальности, к основным ценностям общества и своему месту в нем.

-убеждения: элементы мировоззрения, придающие людям уверенность.

-установки

-идентичность

-иминдж.

Соц.Значимые особенности:

-целостность

-открытость

-изменчивость

-рефлексивность

-саморазвитие

-саморегуляция.

 

14.Основные типы лич-ти и их хар-ка.

 

Следует отметить, что каждый тип личности проявл.непостоянно, изредка.

Типы личности:

-гипертимный-не доводит начатые дела до конца, но при этом инициативны, активны, жизнерадосны

-циклоидный-частые перемены в настроении

-дистимный-замкнуты по своей натуре

-возбудимый-неумеют находить общий язык с окружающими.

-педантичный- серьезный, аккуратный с ровным настроением

-застревающий- склонен к нравоучениям, обидчив, чувствителен к социальной несправедливости.

-тревожный- неуверен в себе, не решителен.

-эмотивный- стремится общаться в кругу своих друзей, слезливы, ранимы.

-демонстративный- жаждет доминировать

-экзальтирванный- свойственна влюбчивость, альтруизм, развит художественный вкус.

-экстравертированный – открыт для общения, всегда готов прити на помощь

-интровертированный – замкнут, склонен к философствованию.

 

15.Социализация личности, сущность, стадии, факторы.

 

Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.

Социализация индивида делиться на несколько стадий: детство, юность, зрелость, старость.

Два фактора социализации личности:

1.Социальная адаптация (процесс приспособления индивида к новым соц.условиям)

2.Интернализация (включение соц.норм, ценностей и т.п. во внутренний мир чел-ка)

 

16.Социальный статус личности.

 

Социальный статус-это общее положение личности в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

Например статус врача дает индивиду право заниматься врачебной практикой.

Каждая личность имеет множество соц.статусов: индивид может одновременно быть ребенком, менеджером, отцом, мужем и т.д.

Статусы бывают предписанными и приобретенными.

 

17.Понятие социальной роли ее структура и виды.

 

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Виды социальных ролей: в зависимости от норм ожиданий:

1.представляемые роли

2.субъективные роли

3.играемые роли

Нормативная структура исполнения соц.роли.

1.описание поведения, характерного для данной роли

2.предписание-требования к поведению

3.оценки исполнения предписанной роли

4.санкций за нарушение предписанных требований

Для реализации социального статуса человек исполниет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека.

 

 

18.Социально-территориальная структура общества.

 

Социально-территориальная структура определяется по характеристике исторически сложившихся территориальных общностей людей, характеризующихся общими условиями жизнедеятельности, социокультурными традициями.

Элементами социально-территориальной структуры являются активно взаимодействующие друг с другом социально-экономические типы территориальных общностей.

Территориальные группы разделяются на два типа – поселенческие и региональные.

 

19.Этнонациональная структура общества.

 

Этнос- это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии.

Для этноса характерна наличие симпатии или антипатии к другим этносам (свои-чужие)

В качестве общепринятой классификации этносов в социологии выступает выделение трех их видов:

-1.племя-характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями.

2.народность-это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей.

3.нация-полиэтническая социальная общность людей.

 

 

20.Социальные организации:сущность и техноло.

 

Социальные организации – это социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

Структуры и методы управления социальной организацией явл.предметом аналитических исследований и прогностических разработок.

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свои историю, культуру, технологию, персонал.

 

21.Соц.институты, структура, функции, типы.

 

Социальные институты – это сложившиеся устойчивые формы связей, отношений и организаций совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение потребностей индивидов, социальных групп и общества в целом.

Три основных подхода к понятию «соц.инст.»: нормативный, деятельностный, организационный.

Социальные институты (экономические, политические, стратификации, родства, культурные) выполняют след. функции:

-создают возможность их членам удовлетворять различные потребности.

-регулируют действия членов в рамках социальных отношений с помощью норм, санкций.

-обеспечивают устойчивость общественной жизни и воспроизводство обществ.отношений.

-интегрируют действия индивидов, обеспечивая внутреннюю сплоченность общности.

 

22.Понятии соц.процессов.

 

Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма соц.взаимодейсвия. Внешними чертами соц.процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов.

 

23.Соц.поведение и его виды.

 

Социальное поведение – действия чел-ка среди людей и относительно людей (я и ты, я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия.

У социального поведения множество разновидностей:

-адекватное поведение (делится на конформное, ответственное, помогающее, правильное и слитное поведение)

-неадекватное поведение (делится на виктимное, девиантное, делинквентное, демонстративное, конфликтное о ошибочное поведение)

- намеренное и непреднамеренное

- осознанное и неосознанное.

 

24.Соц. контроль и его специфика.

 

Социальныц контроль – это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормотивного регулирования.

Основная задача соц.контроля – создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение соц.стабильности и ВТО же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распозновать отклонения от соц. норм деятельности.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого.

 

 

25.Соц.управление и его особенности.

 

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект)

Соц.управление имеет ряд отличительных особенностей:

1.управление людьми. Соц.управление может сводиться только к руководству людьми.

2.действие человека носят сознательный, целесообразный волевой характер. Способность подчинять чужую волю называют власть.

3.высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации.

4.управление людьми осуществляется сознательно.

5.человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передовать ее путем социального воспитания.

 

 

26.Социологический опрос и интервью как методы социологии.

 

Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Этапы соцопроса могут быть описаны след.образом: концептуализация, схематизация, подготовка инструментария, планирование, построение выборки, инструктаж, обработка, анализ, составление отчета.

Роль интервьюера очень велика: от его личности зависит, насколько он будет соблюдать инстуктаж зависят результаты исследования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.