Методические рекомендации по написанию реферата
Социология
Вопросы для самостоятельного изучения по дисциплине
«Социология»
1. Место социологии в системе современного научного знания.
2. Основные законы, категории и функции социологии.
3. Основные направления развития макросоциологии ХХ в: конфликтология (Ч.Р.Миллс, Р.Дарендорф, К.Болдинг, Л.Козер)
4. Основные направления развития макросоциологии ХХ в: технологический детерминизм: (Р.Арон, У.Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер).
5. Основные направления развития макросоциологии ХХ вв: неоэволюционизм (Л.Уайт, Дж. Стюард, Дж. Мердок).
6. Основные направления развития макросоциологии ХХ в: структурализм (К.Леви-Стросс, М.Фуко).
7. Основные направления развития макросоциологии ХХ в: неомарксизм (М.Хорхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас)
8. Основные теории микросоциологии: концепция «определенной ситуации» (У.Томас), символический интеракционизм (Дж.Г.Мид, Г.Блумер).
9. Основные теории микросоциологии: теория обмена (Д.Хоуманс, П.Блау), драматургический подход (И.Гоффман), психоаналитическая теория (З.Фрейд).
10. Основные теории микросоциологии: радикальный и умеренный эмпиризм (Д.Ландберг, П.Лазерсфельд, С.Стаффер), бихевиоризм (Ч.Мэрриам, Г.Лассуэл).
11. Основные теории микросоциологии: феноменологическая социология (А.Шюц), феноменологическая социология знания (П.Бергер, Т.Лукман), этнометодология (Г.Гарфинкель, А.Сикурел, Д.Дуглас).
12. Человек и природа. Характеристика среды жизни и потребностей человека. Природно-географические условия социальной жизни
13. Общество и природа. Социальная экология как наука. Структура социальной экологии. Теоретические основы инвайроментализма.
14. Характеристика основных индикаторов экосоциального состояния планеты.
15. Основные этапы социализации личности (подходы к выделению этапов социализации Ж.Пиаже Р.Гоулда, О.Брима).
16. Различия в процессе социализации личности. Социальные общности: понятие, основные характеристики, типология.
17. Социальные организации: определение, элементы, управление организациями.
18. Социально-демографическая структура общества: параметры определения численности населения. Динамика численности населения планеты, социально-демографическая политика: сравнительный анализ мирового опыта.
19. Этнические общности: понятие, виды, основные характеристики. Национальные отношения: понятия, факторы, характеристики.
20. Этническая структура общества. Национальный конфликт: понятие, предпосылки, основные типы.
21. Мораль как регулятор жизнедеятельности людей. Мораль и нравственность.
22. Социальный контроль: понятие и механизмы. Виды социального контроля. Понятие и разновидности санкций.
23. Понятие о социальной девиации. Причины девиантного поведения личностей и социальных групп.
24. Типология девиантного поведения.
25. Социальная девиация как процесс развития.
26. Проблема социальной адаптации и ресоциализаци.
27. Религия как форма общественного сознания: понятие и функции религии в обществе.
28. Политические идеологии как формы общественного сознания. Содержание основных мировых идеологий.
29. Право как регулятор жизнедеятельности общества. Право в системе социальных норм. Признаки и функции права.
30. Экономические институты общества: понятие, типология, основные тенденции развития.
31. Социальное содержание экономической деятельности. Основные проблемы социологии труда и экономической деятельности.
32. Хозяйственная культура как основа процесса производства.
33. Институты сервиса в обществе: содержание и типология.
34. Основные проблемы взаимодействия государства и общества.
35. Гражданское общество: понятие, структура.
36. Политическая партия как разновидность социальной организации. Природа политической партии, признаки, типология.
37. Общественные организации: виды, содержание и функции в обществе.
38. Религиозные организации в обществе:
39. Социальное развитие и социальный прогресс. Социальные изменения и социальная стабильность.
40. Глобальные проблемы современности: краткая характеристика. Основные тенденции и перспективы развития социума на современном этапе.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Реферат по социологии представляет собой одну из форм приобщения студентов к научно-исследовательской работе в виде самостоятельного изучения, критического осмысления, анализа, обобщения, типологизации и т.д. различного вида информативных источников, касающихся всего спектра проблем современного общества. Также в процессе написания реферата предполагается развитие самостоятельного творческого мышления и приобретение навыков подготовки, проведения социологического исследования, обработки и анализа его результатов. В зависимости от специфики темы, желания и возможностей студента, работа может представлять собой как чисто теоретическое, так и теоретико-эмпирическое исследование.
Всю работу над рефератом можно представить как последовательное прохождение 5 этапов:
1. выбор темы;
2. подбор и изучение литературы;
3. составление плана реферата;
4. сбор, обработка и интерпретация теоретического и эмпирического материала;
5. написание реферата.
1 этап – выбор темы.Выбор темы реферата осуществляется студентом из числа тех, которые рекомендованы кафедрой в зависимости от собственных интересов, предпочтений и возможностей.
2 этап – подбор и изучение литературы. При подборе, определении и изучении литературы по теме реферата рекомендуется, прежде всего, внимательно изучить и проработать лекцию по разделу, в который входит тема реферата, а если такая лекция не была прочитана, то рекомендуется тщательно изучить соответствующий раздел учебника. Это значительно облегчит последующую работу по подбору и изучению литературы по теме реферата.
Начинать работу по подбору литературы следует с изучения перечня основной литературы по данной теме в методических рекомендациях кафедры, также следует использовать библиографические каталоги, которые делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них источники систематизированы по отраслям знания. При отборе литературы надо найти в систематическом каталоге соответствующий раздел, а в нем – тему, соответствующую теме реферата, и зафиксировать себе нужные источники.
Работа с литературой начинается со знакомства, просмотра и выборочного чтения с целью общего представления изучаемой проблемы и структуры будущего реферата.
Изучение периодической литературы целесообразно начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы выбранной темы, а затем уже переходить к анализу более ранних изданий. Изучая литературу, необходимо вникать в ее содержание, параллельно делать выписки наиболее значимых положений, определений, доказательств, фактов, теоретических выводов и статистических данных для того, чтобы в последующем не возвращаться к прочитанному. Такие формы работы помогут лучше усвоить материал, мысленно представить последовательность его изложения в будущей работе. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Изучая литературу по выбранной теме, можно столкнуться с различными точками зрения по изучаемым вопросам. В данном случае рекомендуется изложить существующие в социологической литературе аспекты, дать им самостоятельную оценку и высказать свое мнение по данному вопросу.
3 этап – составление плана реферата. После подбора и изучения необходимой литературы студент должен составить окончательный план реферата. План – это основы будущей работы, он тесно связан с ее структурой. План реферата должен включать: введение, основную часть (изложение содержания темы по главам и параграфам, заключение, список используемой литературы, приложение (если предусмотрено).
- Во Введении необходимо раскрыть актуальность изучаемой темы, степень ее разработанности в отечественной и зарубежной социологии, обосновать собственный выбор данной темы исследования, обозначить рабочую гипотезу, цели и задачи исследования, краткий анализ используемых методов.
- В основной части раскрывается содержание проблемы, анализируются научные подходы, сопоставляются теоретические и эмпирические данные. Материал следует излагать последовательно, логично, доказательно. В тексте работы параграфы следует разделять, давая им подзаголовки, чтобы было видно, где начинается и где заканчивается их освещение. Однако, это не должно нарушать связи между ними. Излагать их следует так, чтобы один параграф вытекал из другого. Все вопросы в этой части работы должны быть раскрыты достаточно полно. Раскрытие содержания должно быть научно аргументированным и доказательным, а не декларативным. Студенту надлежит руководствоваться принципом единства теории и практики. Это означает, что теоретические положения и выводы должны основываться на конкретном фактологическом материале. Для того, чтобы иметь правильное представление о тех или иных социальных явлениях и процессах, желательно их рассматривать в историческом аспекте, использовать зарубежный опыт разрешения определенных социологических проблем в его адаптации к отечественным условиям. В реферате студент на основе изученной литературы должен определить свою позицию по дискуссионным вопросам, аргументировать ее, изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать им критическую оценку. Это придает работе полемический, творческий характер.
- В Заключении следует представить выводы по каждому пункту основной части реферата и высказать свои теоретические предположения и конкретные предложения относительно возможного состояния изучаемой проблемы в будущем.
- Подбор информативных источников по теме студент осуществляет самостоятельно. Общее количество используемых источников должно быть не менее 10. Их список располагается после Заключения и оформляется в соответствии со стандартными требованиями к работам подобного рода: в алфавитном порядке - первоисточники, научные монографии, сборники научных трудов, учебники и учебные пособия, статьи в научных изданиях, статьи в периодической печати.
- Приложение (если оно предусмотрено) может включать: цитаты и другие виды выписок из первоисточников, таблицы, схемы, графики, диаграммы, рабочий инструментарий (бланки анкет, интервью, рабочие программы и т.д.)
4. этап - сбор, обработка и интерпретация теоретического и эмпирического материала. Сбор, обработка и интерпретация фактологического материала является важным этапом написания реферата. Используя факты и цифры, можно подтвердить теоретические положения, сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлении, о закономерностях социальной жизни. Такой анализ в значительной степени обогащает содержание реферата.
К сбору фактологического материала следует подходить внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. Источниками фактологических данных могут быть статистические сборники, справочники, газеты и журналы, различные приложения, информационные бюллетени, книги, брошюры, статьи, каналы электронной информации и др. Эти сведения рекомендуется оформлять в реферате в виде записей в строку, схем, диаграмм, графиков, таблиц, что должно придать работе наглядность и убедительность.
При обработке полученного материала студент должен систематизировать его по разделам, выдвинуть и обосновать свои гипотезы, определит свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме, уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы, формулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования.
5 этап – написание реферата. После подбора и изучения литературы, составления плана, сбора, обработки и интерпретации фактологического материала, следует приступать к написанию реферата. Данный этап работы является самым трудоемким и ответственным, так как здесь необходимо проявить умения самостоятельного мышления, анализа, обобщения, конкретизации, систематизации, типологизации, оценки, формулировки конкретных теоретических и практических рекомендаций.
Одним из главных требований, предъявляемым к студентам при написании реферата, является самостоятельное и творческое его выполнение. Поэтому для полного и правильного раскрытия выбранной темы необходимо, прежде всего, изучить научные работы по данной теме как российских, так и зарубежных исследователей, нормативные документы, статистические данные, результаты социологических исследований, научные статьи, имеющие отношения к теме реферата.
Важно, чтобы текст работы был изложен понятным языком, основные положения темы были правильно и четко сформулированы. Также следует соблюдать общепринятое единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений, цитат. Существуют различные приемы использования цитат. Можно привести цитату дословно, а затем самостоятельно развить ее основные положения. Возможен и другой прием -сначала рассмотреть некоторые дискуссионные вопросы, затем обосновать свою точку зрения, и затем подтвердить это цитатами из источников.
При использовании цитат не следует перегружать ими реферат. Цитата должна быть короткой и непосредственно связана с текстом. Чтобы уменьшить цитату без ущерба для смысла, можно с помощью многоточия отсечь конец фразы или пропустить несколько слов, заменив их многоточием, либо начать с какой-либо части фразы, поставив впереди многоточие. Возможно подробное изложение первоисточника, близко к тексту, но не дословно. В таком случае кавычки не требуются, а после цифры в сноске ставится начальное слово «См.:» и далее указывается первоисточник.
Тематика рефератов по дисциплине «Социология»
1. Место социологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Роль социологии в управлении обществом.
3. Социальная мысль античности и Древнего Востока.
4. Роль мифов в осмыслении общественных отношений в Древнем мире.
5. Социальные воззрения в Средние века и эпоху Возрождения
6. Религия и ее роль в осмыслении общественной жизни.
7. Основные социологические взгляды О.Конта.
8. Эволюционистская социология Г.Спенсера.
9. Э.Дюркгейм и его воззрение на общество как особую духовную реальность.
10. Социологическая концепция М.Вебера.
11. Социологическая система П.А.Сорокина.
12. Русская социологическая мысль ХIХ – начала ХХ вв.
13. Исторические условия и теоретические предпосылки развития русской социологической школы.
14. Марксизм и современная социологическая мысль.
15. Этапы развития представлений об объекте социологии.
16. Экологическая ситуация в стране: состояние, проблемы и пути их решения.
17. Состояние экологического сознания и тенденции его развития.
18. Экологическая деятельность человека и его роль в охране окружающей среды.
19. Сущность и компоненты экологической культуры.
20. Проблема человека в социологии.
21. Типология и структура личности в социологии.
22. Социализация и ее роль в формировании личности.
23. Ценности и их роль в социализации личности.
24. Проблема самореализации личности в современных условиях.
25. Стереотипы социальной идентификации в российском обществе.
26. Демографическая структура: сущность, состояние в российском обществе.
27. Демографическая политика государства: анализ мирового опыта.
28. Современные проблемы профессиональной структуры.
29. Специфика стратификационной системы современной России.
30. Проблема неравенства: история и современность
31. Социальный слой и особенности его исследования.
32. Средний класс современной России: генезис, этапы становления.
33. Маргинальность как фактор конфликтности общества.
34. Тенденции в развитии современной семьи.
35. Проблемы современной российской семьи.
36. Основные причины кризиса современной семьи.
37. Семейные группы: характеристика ситуации и пути ее разрешения.
38. Национальные отношения в современном мире.
39. Национальная политика как способ гармонизации межэтнических отношений.
40. Национально-государственное устройство России: проблемы и перспективы.
41. Особенности развития этнической культуры в современных условиях.
42. Национализм как социально-психологическое явление.
43. Конфликт поколений как социокультурный феномен.
44. Связь поколений как основа непрерывности человеческой истории и культуры.
45. Молодежная субкультура: основные характеристики.
46. Современные ориентации российской молодежи.
47. Сравнительный анализ традиционных и современных ценностей культуры.
48. Современное видение проблем национальной культуры.
49. Массовая культура как социальный феномен.
50. Культурный конфликт и формы его проявления в современном российском обществе.
51. Нравственная культура и ее потенциал в современных условиях
52. Проблема российской ментальности: история и современность.
53. Советская и постсоветская культура в исторической динамике.
54. Проблема легитимности политической власти в современном российском обществе.
55. Особенности политической культуры современной России.
56. Роль семьи в процессе политической социализации личности.
57. Негативные тенденции в процессе политической социализации в современной России.
58. Специфика современной российской партийной системы.
59. Роль политической идеологии как формы массового сознания на современном этапе.
60. Социологический анализ российской политической элиты.
61. Гражданское общество как объект изучения социологии.
62. Правовое сознание, его сущность и особенности.
63. Правовой нигилизм и формы его проявления.
64. Подростковая девиантность: причины и основные проявления.
65. Социальный контроль как необходимое условие стабильности общества.
66. Социологическая интерпретация феномена социальной смерти
67. Критерии прогресса и регресса исторического развития общества.
68. Тенденции развития общества в ХХI веке.
69. Общечеловеческие ценности: история и современность.
70. Россия и глобальные социальные процессы.
Образец оформления титульного листа
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|