|
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов
Практические занятия -12 ч
№ раздела
дисциплины
| Тема практического занятия
| Количество часов
|
| Механизмы возникновения стресса
Задание
- Составить словарь основных терминов и понятий.
- Законспектировать первоисточник: Г. Селье. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.
Обсуждение основных положений книги Г. Селье
.
|
|
| Профессия педагога как стрессоопасная профессия
Профессия педагога как «стрессоопасная» профессия. Синдром опустошения: понятие, причины, признаки. Стадии синдрома опустошения.
Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов. Эмоциональное выгорание как проявление профессиональной деформации личности.
Диагностический инструментарий для оценки различных видов профессиональной деформации педагогов.
Задание для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с результатами тестирования педагогов с целью изучения феноменов «эмоционального выгорания», «синдрома опустошения». Представьте интерпретацию результатов диагностического обследования и сформулируйте выводы.
|
|
| Технологии снятия профессионально-педагогических стрессов
Управление стрессом. Приемы, помогающие прервать процесс опустошения: прием выражения эмоций и чувств; прием отвлечения; прием учета биоритмов; прием ограничения и контроля. Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса. Правила поведения в острой стрессовой ситуации. Технологии снятия стресса.
Задание:
познакомиться с программами профилактики стрессов в педагогической деятельности. Разработать рекомендации для педагогов образовательных учреждений по управлению стрессом.
Задания для самостоятельной работы
1. Провести микроисследование на выявление причин эмоционального выгорания педагогов.
2 Создать банк упражнений, направленных на эмоционально-волевую подготовку педагога.
3. Создать банк релаксационных упражнений, способствующих снижению эмоциональной напряженности педагогов.
4.. Разработать перспективный план работы педагога-психолога по профилактике стрессов в педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения.
5. Разработать сценарий мероприятия для воспитателей ДОУ по профилактике стресса в педагогической деятельности.
|
| Литература
1. Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979. -123 с.
2. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2.-С. 87-95.
3. . Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии.- 1994.- № 6- С. 54-67.
.4. . Захарова Л.Н., Сергеюк П.И., Кузъминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 1994. - С. 178-202.
5. Горобец Т.Н., Жданов О.И. Стресс: сущность, функции, значение // Мир психологии. - 2008. - № 4 (56). - С. 45-53.
Дополнительная
1. Леонова А.Б.Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики до коррекции // Психол. журнал.- 2004. .- № 2. -С. 75-86.
2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.-256 с.
Приложение 1.
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов
Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности нами проведены психологические исследования среди 218 педагогов школ г. Омска, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25 лет), преподающих разные предметы.
В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.
У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%. Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течение учебного года было установлено следующее:
- 56% педагогов 2 раза в год испытывают данное состояние,
- 21 % - 3-4 раза в год;
- 15% - более 5 раз;
- 8 % - не испытывают вообще.
Таким образом, можно сделать вывод,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней.
Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице:
Перечень психических процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (в %)
Раздражительность
| 62,5
| Разочарование
| 56,25
| Обида
| 56,25
| Досада
|
| Апатия
|
| Подавленность
| 43,75
| Беспомощность
| 37,5
| Угнетенность
| 37,5
| Опустошенность
| 37,5
| Горечь
| 37,5
| Отчаяние
| 37,5
| Конфликтность
| 31,2
| Стресс
| 31,2
| Безысходность
|
|
Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ), показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.
Стоит отметить, что 12% опрашиваемых не смогли назвать никаких способов саморегуляции СЭВ. Это может свидетельствовать о пассивности и об отсутствии внутреннего осознания способов саморегуляции своих состояний, о низкой психологической культуре педагогов.
Подводя общий итог, следует отметить, что проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:
• высокая эмоциональная включенность в деятельность;
• жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год);
• отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
• жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности;
• неотрегулированность организационных момен тов в педагогической деятельности (нагрузка, распи сание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).
Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмо ционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги начальной школы — 17,7%). Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.
Небольшой процент педагогов (6-8%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:
• я высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку (34%);
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);
• жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);
• организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);
• ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).
Таким образом,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|