Сделай Сам Свою Работу на 5

О том, как развивается ваш малыш от года до двух





Большой или маленький?

Каждый месяц тело малыша меняется: ножки становятся более крепкими, руки - ловкими, появляются первые зубки. Каждое изменение (то есть взросление) дает ребенку возможность освоить новые движения, подчинить себе новые предметы. Еще совсем недавно малыш только ждал, пока его перенесут на другое место, а теперь он может сам переползти от надоевших игрушек в другой угол комнаты, где спрятаны интереснейшие мамины вещи... Пройдет еще немного времени - и уже получится дойти, даже добежать, до двери, лестницы и до того заветного угла! Уйдут в прошлое те времена, когда ребенку приходилось успевать за маминой рукой (вовремя открывать рот и ловить ложку с супом или кашей), теперь можно смело зажать ложку в кулаке и справиться с супом самостоятельно. Повзрослевшие пальчики помогут заснуть пуговицу в петельку, карандаш - в дырку, попробуют нажать на все кнопки (и не только кнопки), а что-то постараются сразу отвинтить... Теперь каждый раз, когда малыш добьется какой-либо цели, он будет переживать осознание своей взрослости и самостоятельности ("я сам!", "я большой!"), в которых заложена основа гордости, уважения к себе, уверенность в своих силах и правах.



Этапы взросления

Самостоятельность как свойство личности начинает формироваться примерно в год, когда у малыша появляется возможность передвигаться и удерживать предметы, а также заявлять о себе словами. Иногда этот процесс начинается немного раньше времени, а в некоторых случаях задерживается. Как бы то ни было, сначала ребенок воспринимает свои успехи как целостное переживание своего собственного "Я". Он не понимает, что у него "всего лишь" получается удержать ложку или что он "всего лишь" дошел от стенки до стула. Этот опыт дает ему право на вывод: "Я уже большой".

После того как у малыша получилось попасть ложкой в рот, ему начинает казаться, что он может проявить самостоятельность и в чем-то другом, что, конечно, не всегда совпадает с его реальными возможностями. Однако, руководствуясь именно этим чувством, он пытается завладеть столовым ножом или старается навести порядок на столе... и оказывается сильно разочарован своими неудачами и вашими запретами, ведь только что он был совсем большим, а теперь опять стал маленьким!



Мудрые взрослые позволяют ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. Если у малыша хорошо получается управлять своим телом: пальчики хорошо слушаются, ноги крепко и надежно держат, а взрослые при этом принимают самостоятельность ребенка, признают за ним право на ошибку, к трем годам он приобретет уверенность в себе и осознает, что "я сам - это хорошо". В дальнейшем он будет чувствовать себя увереннее в достижении целей, в умении договариваться с другими людьми и сможет получить удовольствие от дела, которым занят в данный момент времени.

Переживания родителей № 1

Часто взрослых пугают попытки ребенка проявить самостоятельность. Их раздражает неловкость малыша и то, что у него ничего не получается как следует, а от этого вокруг так много беспорядка. Более того, поведение маленького человечка бывает им не совсем понятно: то он, как взрослый, настаивает на своем, а то оказывается совершенно беспомощным перед простейшей задачей. Почувствовав такое отношение к себе, малыш может испытать довольно сильное чувство стыда или неловкости от своей неуклюжести и незадачливости и отказаться от попыток настаивать на своей самостоятельности.



Кроме того, настойчивые попытки взрослых усовершенствовать действия малыша, помочь ему добиться большей точности, аккуратности, только ухудшают положение, заставляют испытывать замешательство и неловкость. Если же раздражение взрослого ко всему прочему сопровождается насмешками и иронией, то ребенок может надолго отказаться от попыток действовать самостоятельно. В такой ситуации некоторые дети решат, что лучше навсегда остаться маленьким, чем слушать обидные папины упреки ("что это за руки-крюки!"), а многие постараются изо всех сил как можно скорее стать большими и сильными. И в том и в другом случае у ребенка формируется чувство стыда за свою неловкость. Ему стыдно "быть маленьким", и это ощущение мешает его отделению от матери и делает его более зависимым от взрослых.

Переживания родителей № 2

Иногда взрослые по-другому относятся к росткам самостоятельности ребенка. Они так рады, что малыш начал что-то делать сам, что готовы как можно скорее поверить в его "взрослость" и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. "Наш Денис такой молодец, он уже давно ест сам!" - с гордостью говорят родители. Но малышу важно не только проявлять свою самостоятельность, ему нужно получать помощь окружающих и одновременно иметь возможность побыть маленьким, чтобы еще некоторое время погреться под лучами родительского внимания и заботы. Иначе решение "я сам" будет связано с таким печальным переживанием, как: "Я один, и никого нет рядом, кто бы меня покормил, утешил, взял на ручки, дал бы возможность побыть маленьким". И вместо радости и уверенности в себе самостоятельность оказывается с окрашенной чувством одиночества и безнадежности.

Что можно посоветовать таким родителям? Набраться побольше терпения, поскольку период становления самостоятельности довольно длителен и всегда требует от взрослых активного присутствия. Нужно не только хвалить или поправлять ребенка, очень важно с ним сотрудничать и помогать ему делом: поддержать за ручку, помочь пролезть под столом или справиться с пуговицами и шнурками. Тогда у малыша в душе сложится правильная картинка взаимоотношений с близкими ему людьми: "Я сам, но мы - вместе, потому что мы нужны друг другу".

Если взрослые пытаются во что бы то ни стало изменить или исправить действия ребенка (заставляют его брать ложку по-другому, предлагают подниматься и спускаться по лестнице так, как им кажется более удобным) это может вызвать бурный протест малыша. В некоторых случаях он даже захочет отказаться от попыток осваивать предложенный вид деятельности и надолго переложит кормление или спуск по лестнице на взрослых. Лучше дождаться того времени, когда ребенок будет выполнять эти действия более уверенно, и только после этого обучить его более удобным способам включать свет или проводить линии фломастером по бумаге.

Наталия Кедрова, психолог-психотерапевт

О том, как развивается ваш малыш от года до двух

Не знаю как вам, ну а мне этот возраст кажется наиболее симпатичным. Не то, чтобы другие были наименее хороши, просто в год малыш начинает вести себя иначе, нежели прежде. Рассуждения “по-взрослому” в сочетании с маленьким ростом и ещё плохо выговариваемыми словами не могут никого оставить равнодушным. Но запаситесь терпением, т.к. в самом начале второго года жизни вашего чада происходят потрясающие события, поэтому сидеть, сложа руки, вам вряд ли удастся. Наверное, для всех родителей самым долгожданным и волнующим событием становится момент, когда ребёнок совершает первые шаги и лепечет первые слова. Чтобы ему было проще входить в мир взрослых, позволяйте ему проявлять самостоятельность, естественно под вашим неуклонным присмотром.

Если малыш любит забираться высоко (на стулья, столы и т.д.) – можно устроить в его комнатке небольшой спортивный зал с качелями, лесенками и прочими игровыми снарядами. Всё это должно быть очень устойчивое, а на полу предполагается мягкое покрытие.

Если вам ещё не доводилось обедать всей семьёй, то сейчас самое время попробовать. Вам понадобится сиденье для ребёнка, прикрепляемое к столу или стулу. Запаситесь специальными пластиковыми столовыми приборами для малыша. Ничего страшного, если первое время всё вокруг будет залито и заляпано едой, через пару недель ваши ожидания увенчаются успехом, а совместная трапеза будет в радость не только вашему ребёнку, но и вам!

Самыми первыми словами вашего малыша, скорее всего, станут “мама” и “папа”, и произнесёт он их в возрасте около года. С этого момента всё больше и больше слов он будет запоминать, и к концу второго года способен будет строить простейшие фразы, и выговаривать около 200 слов. Чтобы малышу было проще начать говорить, внимательно слушайте его, называйте окружающие предметы, отвечайте ему не коверкая слова, чтобы ребёнок слышал их правильное звучание. Конечно же, нужно читать малышу сказки и стишки, показывая картинки и рассказывая о том, что на них изображено. Вы увидите, что ваш ребёнок сам с удовольствием будет говорить о том, что видит, подражая вам, пусть пока ещё на своём языке. Главное, чтобы ему это доставляло удовольствие

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.