Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по выполнению устного анализа эссе Г.К. Честертона «Человек и его газета»





ГИЛБЕРТ КИТ ЧЕСТЕРТОН

Практическое занятие № 1

Гилберт К. Честертон: журналистика, «разбудившая читателя газет»

План

1. Гилберт Кит Честертон (Gilbert K. Chesterton) — писатель в газете. «The Daily News» (1901 — 1905), «Illustrated London News» (1905 — 1936), «G.K.’s Weekly» (1925).

2. Автор и читатель в эссе «Человек и его газета».

3. «Я всегда был и, по-видимому, навсегда останусь журналистом».

Задание

1. Прочитайте произведения Г.К. Честертона «За бойкое перо», «Человек и его газета», «Настоящий журналист», «Сердитый автор прощается с читателем», «Засилье плохой журналистики». Выделите в текстах цитаты, касающиеся специфики журналистской профессии. Что такое, по мнению автора, плохая журналистика? Как вы понимаете ключевой тезис-парадокс Г.К. Честертона: «Дайте нам легкомысленную журналистику, и мы спасем Англию»? Определите идейную направленность произведения «Настоящий журналист», раскрыв смысловое значение заголовка. Выявите публицистические приемы в произведении «Сердитый автор прощается с читателем».

2. Выявите способ авторского присутствия в эссе «Человек и его газета». Для чего Г.К. Честертон в деталях описывает свою встречу с читателем газеты? Почему автор говорит о нем как о человеке, а не как о читателе? Что позволяет автору выйти на уровень типизации? Какой публицистический образ возникает в тексте?



3. Охарактеризуйте, в чем индивидуальность почерка Г.К. Честертона. Как вы думаете, почему, ведя активную литературную деятельность, он относил себя к журналистам? Что нового привнес, на ваш взгляд, Г.К. Честертон в газетную журналистику начала XX века? Почему критика отзывалась о Г.К. Честертоне как о журналисте, который «разбудил читателя газет»?

Литература

1. Аверинцев С.С. Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия / С.С. Аверинцев // Г.К. Честертон. Писатель в газете: Худож. публицистика. — М.: Прогресс, 1984. — С. 329-342.

2. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. — М.: Мысль, 1982. — 176 с.

3. Тепляшина А.Н. Что такое публицистика / А.Н. Тепляшина // Сатирические жанры современной публицистики: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2000. — 95 с.

4. Трауберг Н.Л. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона / Н.Л. Трауберг // Г.К. Честертон. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1990. — С. 5-20.



5. Честертон Г.К. Писатель в газете: Худож. публицистика. Пер. с англ. / Послесл. С.С. Аверинцева. — М.: Прогресс, 1984. — 384 с.

 

КОММЕНТАРИЙ

Г.К. Честертон (1874 — 1936) вошел в историю газетной журналистики как блестящий колумнист и эссеист, который не только открыл новую форму общения с читателем, но и сам стал открытием века. Пронзительность честертоновской мысли, нацеленной на эмоциональное сопереживание и интеллектуальное сотворчество читателя, рождает характерное свойство диалогичности текста. Его эссеистика, соединяющая в себе гражданскую публицистичность и пластику художественного образа, парадоксальность и здравомыслие, занимает ведущее место в пространстве культуры XX века. В конце 1890-х годов, в период англо-бурской войны (1899 — 1902), Г.К. Честертон выбирает в качестве трибуны оппозиционную консервативную английскую прессу («The Daily Telegraph», «Speaker»). Ироничная, одухотворенная личностью автора художественная публицистика с первых шагов свидетельствует о выходе профессионального журнализма на новый уровень.

По словам Н.Л. Трауберг, переводчика и исследователя творчества Г.К. Честертона, первый сборник газетных эссе «Защитник» («The Defendant») 1901 года «принес ему на самой грани веков всеанглийскую славу» [136, с. 8]. Г.К. Честертон признается в одном из писем: «Я и впрямь думаю, что совершу переворот в журналистике, введя в газетные статьи поэтическую прозу», и принимает предложение о сотрудничестве с газетой левых либеральных взглядов «The Daily News». Газетные публикации 1901 — 1911 годов составят основу сборников эссе «Разноликие персонажи» («Varied Types») 1903 года, «Непустяшные пустяки» («Tremendous Trifles») 1909 года, «Смятения и шатания» («Alarms and Discursions») 1910 года, «Людская смесь» («A Miscellany of Men») 1912 года. В первом десятилетии XX века также выходят и другие сборники эссе Г.К. Честертона — «Еретики» («Heretics») 1905 года, «При всем при том» («All Things Considered») 1908 года, «Что стряслось с миром?» («What’s Wrong with the World») 1910 года.



Под рубрикой «Блокнот» в «Illustrated London News» с 1905 года по 1936 год из-под его «бойкого пера» выходит свыше полутора тысяч эссе, очерков, колонок. Журналист Г.К. Честертон равно не приемлет «извращение истины» [148, с. 228] и «однообразную прерию печатных слов» [148, с. 172]. Ряд эссе Г.К. Честертона содержат не утратившие по сей день актуальности размышления о специфике газеты, о природе факта, о назначении журналистской профессии: «Заниматься журналистикой — значит уметь ежечасно черпать из повседневной жизни яркие впечатления и делиться ими с читателем, не допуская ни слова фальши»; «Журналистика сделалась бы куда более честным занятием, откажись она от присущих ей резонерства и важности»; «Журналистика по сути своей не может быть точной. Она может быть честной, а если так, то она не станет скрывать, более того — открыто признает свою неизбежную неточность» («За бойкое перо»); «Журналистика и литература вещи разные, но есть хорошая и есть плохая журналистика...» («Засилье плохой журналистики») и др.

Эссе — органичная форма воплощения честертоновской мысли. По оценке К. Зацепина, «именно к эссе как наиболее аутентичной возможности прозаического высказывания чаще всего обращались поэты» [64, с. 192]. Г.К. Честертон был поэтом в отношении к прозе жизни: «Вся природа ритмична, как музыка; цивилизации приходится много потрудиться, чтобы этот ритм сбить. Весь мир говорит стихами; только мы в надсадной нашей простоте ухитряемся говорить прозой» [148, с. 238]. Точности ради поясним, что Г.К. Честертон не относил себя к поэтам. Вот точка зрения самого автора: «…поэты — это не те, кто пишет стихи или вообще что-нибудь пишет. Поэты — те, кому воображение и культура помогают понять и выразить чувства других людей» [148, с. 130]. Введя, по личному признанию, в газетные статьи «поэтическую прозу», эссеист Г.К. Честертон стирает тусклый налет пыли уныния и презрения с предметов быта — и укрупняет их до аспектов бытия. Он вступает в полноценный доверительный диалог с читателем Англии начала XX века, которая «в то время вступила в ту полосу всезнайства, всеотрицания и вседозволенности, последствия которой мир еще и сейчас не расхлебал» [137]. Идея порождения нового человека, или сверхчеловека, витающая в умах современников Г.К. Честертона (вспомним его полемику с Б. Шоу), охваченных прогрессом цивилизации, представляется ему абсурдной, поскольку он стоит на прочном фундаменте ценностей простого человека: «Все, что основано на нем, бессмертно; все, что основано на мифе о сверхчеловеке, гибнет вместе с породившими его цивилизациями» [148, с. 70]. В социально-историческом контексте начала XX века, когда мир находился на пороге больших потрясений, слова Г.К. Честертона звучат пророчески.

Целостность, многогранность, мыслеобразность эссеистики Г.К. Честертона скреплена цельностью личности самого автора. По точному наблюдению А. Ливерганта, Г.К. Честертон — эссеист во всем, что бы он ни писал [148, с. 6]. Личность автора зиждется на прочном ценностном фундаменте, дающем духовную пищу «всеобъемлющему “я”, которое образует бесконечно раздвигающийся горизонт эссеистического мышления» [159] от быта — к бытию, от проблемы бытовой — к проблеме общебытийной. При этом «раскрывается параллелизм разных уровней бытия, его аналогическая структура» [там же], сущность вещей проступает в результате сотворчества, взаимодействия авторского опыта познания с читательским опытом. Мы отчетливо видим, как происходит органичное совпадение жанра, формы, содержания, миросозерцания эссе с мировоззрением самого автора: «Эссеизм не стирает, а напротив, заостряет грани образа, понятия, опыта, чтобы воссоздать многогранность, многомерность человеческого во всем его объеме» [161, с. 376]. Воплощение целостного эссеистического мыслеобраза через сопряжение мысли, образа и понятия с восхождением на качественно новый уровень самосознания позволяет «констатировать динамику точки зрения читателя относительно позиции автора» [141, с. 167], заинтересованного в изменении духовно-нравственных координат этой точки зрения в системе читательских ценностей. Г.К. Честертон вступает в диалог с читателем, всякий раз намереваясь открыть ему — как близкому по духу человеку — истину жизни, смысл бытия: «Одна из бесчисленных и диких шуток истины в том, что мы не узнаем ничего, пока не поймем своего невежества» [148, с. 70].

Предвестник новой журналистики, Г.К. Честертон ищет не нового человека и даже не нового учения: «...если бы нам удалось прорвать пелену привычки и увидеть звезды, как видит их ребенок, мы обошлись бы без нового откровения» [148, с. 42]. Его откровение — в возврате человеческой цивилизации к самой себе, «к радостям повседневности», к ценностям, непостижимая глубина которых сокрыта в их подлинной простоте, осмысление которых позволит избежать участи «великой цивилизации язычников», умершей «от хлеба, зрелищ и неумения увидеть домашних богов» [Цит. по: 137]. Внедряя в газетную практику поэтическую прозу, пронизанную нормами человеческой морали, Г.К. Честертон был, как ни парадоксально, исключением из правил: «Бесприютный скепсис нашего времени довел нас до ощущения, что нравственность — дело вкуса, психологическая причуда…» [148, 81]. В «Автобиографии» он писал: «Своим успехом... я обязан тому, что почтительно и кротко выслушивал добрые советы самых лучших, крупных журналистов и делал все наоборот» [Цит. по: 149].

Методические рекомендации по выполнению устного анализа эссе Г.К. Честертона «Человек и его газета»

1. Выявите способы присутствия автора в тексте.

2. Назовите стилистические средства, при помощи которых автор характеризует газету.

3. Найдите образы, которые раскрывают характер и эмоциональное состояние читателя газеты.

4. Перечислите, какие художественные приемы использует автор для выражения основной идеи произведения (параллелизм, антитеза и др.).

5. Выявите в тексте характерные для эссеистики Г.К. Честертона свойства интертекстуальности, диалогичности, парадоксальности, иронии.

6. Определите композиционный прием, используемый автором. Каких целей при этом он достигает?

7. Раскройте смысловое содержание заголовка и идейно-тематическое своеобразие произведения.

8. Выявите возникающий в тексте публицистический образ. Можно ли увидеть в нем художественный символ? Выявите «четыре типа отношений автора и читателя» (А.Н. Тепляшина) на примере эссе Г.К. Честертона. В чем выражено особенное отношение автора к читателю?

Практическое занятие № 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.