Сделай Сам Свою Работу на 5

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Темы практических занятий

Практическое занятие 1

Сатиры А. Кантемира

План:

1. Эстетические взгляды А. Кантемира.

2. Общая характеристика сатир А. Кантемира (I – IX): тематика, жанровые разновидности.

3. Ораторские приёмы сатир А. Кантемира (кольцевая композиция, диалогичность, устная разговорная речь и др.). Черты драматического действия в сатирах.

4. Тема, публицистический пафос, актуальность содержания «Сатиры 1. На хулящих учения. К уму своему».

5. Композиция «Сатиры 1»: зачин, обращения к условному адресату сатирического послания, портреты-обличения, обобщающие заключения.

6. Приёмы создания образов в сатирах А. Кантемира (антитеза конкретно-бытового и идеологического, портретная характеристика). Место автора в сатирах. Авторские «Примечания».

7. Роль А. Кантемира в истории русской литературы. В.Г. Белинский о сатире А. Кантемира.

 

Вопросы и задания:

1. Опишите всех персонажей I, II Сатир А. Кантемира, выпишите цитаты-самохарактеристики. Укажите особенности речи действующих лиц.

2. Проанализируйте примечания А.Д. Кантемира к сатирам III и VII. Чем была вызвана их необходимость? В какой степени эти комментарии помогли вам понять содержание указанных произведений? Из каких областей знания они почерпнуты?

3. Определите жанрово-композиционное своеобразие сатиры А.Д. Кантемира (двучастное строение вступления, деление текста на отдельные части, соотношение монолога, диалога и авторских примечаний и комментариев).

4. Как решается А.Д. Кантемиром проблема литературного образа-маски (портретная детализация, речевая характеристика, гипербола, авторская ирония, имя персонажа)?

5. Выпишите вульгаризмы из первых двух сатир А.Д. Кантемира. Объясните их художественную роль.

6. Какое место занимает стихотворная сатира в русской литературе XVIII в.? Установите связь сатир А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова и В.В. Капниста в отношении объектов сатирического отображения. Чем они отличаются в жанрово-стилевом отношении?

 

Литература:

Тексты:



А. Кантемир Стихотворения (любое изд.).

1. Русская литература XI – XVIII вв. – М.: Худож. лит., 1988. – С. 252-256.

2. Русская литература XVIII века:хрестоматия / сост. Г.П. Макогоненко. – Л. :Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1970. – С. 60-74.

3. Русская литература XVIII века, 1700 – 1775: хрестоматия / сост. В.А. Западов. – М. :Просвещение, 1979. – С. 63-82.

Учебники:

1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века / О.Б. Лебедева. – М. :Высш. шк. ; Изд. центр «Академия», 2000. –С. 59-72.

2. МосквичёваГ.В. Русский классицизм. Учебн. пособ. для студ. / Г.В. Москвичёва. – М. : Просвещение, 1986. – С. 96-112.

 

Критическая и научно-исследовательская литература:

Основная:

1. Западов А.В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков) / А.В. Западов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 32-61.

2. Крашенинникова О.А. «Пишу по должности гражданина…» (Проблемы национального самопознания в творчестве А.Д. Кантемира) / О.А. Крашенинникова // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 227-255.

3. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века / Ю.В. Стенник. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. – С. 11, 54-91.

4. Щеглов Ю.К. Антиох Кантемир и стихотворная сатира / Ю.К. Щеглов. – СПб. : Гиперион, 2004. – 717, [1] с. – (Филологическая библиотека).

Дополнительная:

1. Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей. 1. Кантемир / В.Г. Белинский // Белинский В.Г. Собр. соч. : в 9 т. – М. : Современник, 1981. – Т.7. – С. 282-300.

2.Растягаев А.В. Житийная топика в прозе писателей XVIII столетия (Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин): моногр. / А.В. Растягаев. – Самара: Книга, 2009. – 291 с.

3.Западов А.В. Подвиг Антиоха Кантемира: истор. роман / А.В. Западов. – М.: Сов писатель, 1988. – 301, [3] с.

 

 

Практическое занятие 2

Идейно-художественное своеобразие ломоносовской оды

План:

1. Ода в системе жанров классицизма. Характеристика оды в «Эпистоле о стихотворстве» А. Сумарокова. Какие свойства одического стиля пародирует А. Сумароков в своих «вздорных одах»?

2. М. Ломоносов о назначении поэзии («Разговор с Анакреонтом»).

3. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. Ломоносова:

· тематика оды. Политические и социальные идеалы М. Ломоносова. Образ просвещённого монарха. Темы родины, науки, национальных талантов. Программность содержания оды;

· художественные приёмы создания героя (Пётр I, Елизавета Петровна). Идеализация, гиперболизм, роль мифологических образов;

· образ России. Природа, особенности её изображения;

· построение оды. Зачин и финал, лирический принцип связи и соотношения частей;

· приёмы создания высокого стиля. Лексические, синтаксические, изобразительные средства. Стихотворный размер, рифмовка (привлечь трактат М. Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства»).

4. Широта тематики и проблематики од М.В. Ломоносова («На взятие Хотина», «Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…» и др.).

5. Значение опытов М.В. Ломоносова в жанре оды.

Вопросы и задания:

1. Определите и объясните позицию А.Д. Кантемира в вопросе о силлабо-тонической системе русского стиха. Прочтите для этой цели его работу «Письмо Харитона Макентина».

2. Что нового внёс М.В. Ломоносов в теорию русского стиха? Какие из его предложений не получили реализации в его собственной поэтической практике и в дальнейшем развитии русского стиха?

3. Какую роль играют античные божества и герои в одах М.В. Ломоносова? Приведите несколько примеров.

4. В чём заключается историко-литературная роль оды М.В. Ломоносова «На взятие Хотина»? Как поэтически осмыслены исторические события, лежащие в её основе?

5. Можно ли проследить в одах М.В. Ломоносова единство в изображении пространства и времени?

6. Раскройте символические особенности антитезы «свет – тьма» в одическом творчестве М.В. Ломоносова.

7. Выявите стилевые признаки высокого слога в одах М.К. Ломоносова на сюжетно-композиционном и лексико-синтаксическом уровне.

8. Обозначьте буквами способ рифмовки в строфах похвальных од М.В. Ломоносова.

Литература:

Тексты:

М. Ломоносов. Оды. Теоретические сочинения.

А. Сумароков. Теория стихотворства. «Вздорные оды» (См.: Русская литература XVIII века. 1700 – 1775. Хрестоматия / сост. В.А. Западов. – М.: Просвещение, 1979).

 

Учебники:

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 453 с.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века / О.Б. Лебедева. – М. :Высш. шк. ; Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.

3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. Учебн. пособ. для студ. / Г.В. Москвичёва. – М. : Просвещение, 1986. – 189, [2] с.

 

Критическая и научно-исследовательская литература:

Основная:

1. Баландин Р.К. Михаил Ломоносов / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2011. – 350, [1] с.

2. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей / В.П. Вомперский. – М. : РГБ, 2008. – 209, [1] с.

2. Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов. Державин / А.В. Западов. – М. : Изд-во МГУ, 1979. – С. 32-79.

3. Кошелев В.А. М.В. Ломоносов в жизни и творчестве : учеб.пособ. / В.А. Кошелев, А.В. Кошелев. – М. : Рус.слово, 2012. – 161, [6] с.

4. О творчестве Ломоносова. Критика и исследования / сост. Т.П. Аранзон. – М. : Фонд поддержки эконом.разв. стран СНГ, 2008. – 203, [1] с. – (Ломоносовская б-ка).

5. Салова С.А. Утро русской анакреонтики: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков / С.А. Салова; Башкир.гос. ун-т; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М. : МАКС Пресс, 2005. – 263 с.

6. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М. : Наука, 1977.

7. Шубинский В.И. Ломоносов / В.И. Шубинский. – М. : Молод.гвардия, 2010. – 469, [2] с.

Дополнительная:

1. Моисеева Г.Н. Ломоносов и древнерусская литература / Г.Н. Моисеева. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. – 297 с.

2. Новик В.К. М.В. Ломоносов, личность и образы (XVIII– XXI вв.) – Изд. 2-е, испр. и доп. / В.К. Новик. – М.: Физ. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – 124 с.

3. Степанов Ю.Г. Михаил Васильевич Ломоносов / Ю.Г. Степанов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 95, [1] с.

4. Ломоносовская энциклопедия: в 3 т. / сост. С.Г. Богородская и др. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2011.

5. Осипов В.И. Философия М.В. Ломоносова / Федерал. агенство по образов., Гос. образ.учрежд. высш. проф. образования «Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». – Архангельск :Поморск. ун-т, 2009. – 136, [1] с.

6. Карпеев Е.П. М.В. Ломоносов / Е.П. Карпеев. – М. : АСТ и др., 2008. – 188, [2] с.

7. Лебедев Е.Н. Ломоносов / Е.Н. Лебедев. – М.: ОГИ, 2008. – 747, [1] с.

Практическое занятие 3

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»

План:

1. Проблема жанра комедии в русской литературе XVIII века. Роль западноевропейской драматургии в развитии «слёзной» комедии в России.

2. Действующие лица комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Имена-характеристики и авторские ремарки, их роль в творческом замысле пьесы.

3. Жанр комедии «Недоросль»: традиции и своеобразие. Серьёзное и комическое начала в пьесе. Специфика смеха Д.И. Фонвизина.

4. Композиция пьесы «Недоросль». Сюжетные линии, группировка образов комедии. Внешний и внутренний конфликты и их решение. Проблема просвещения ума и сердца.

5. Речевая характеристика персонажей в комедии «Недоросль». Язык Д.И. Фонвизина.

6. Авторское присутствие в пьесах.

7. Рецепция комедии современниками и последующими поколениями читателей и критиков.

 

Вопросы и задания:

1. Выпишите цитаты, наиболее ярко характеризующие персонажей пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» (Митрофанушка, г-жа Простакова, г-н Простаков, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, Стародум, Правдин, Милон, Софья). Какой принцип положен в основу группировки персонажей?

2. Как проявляются в сюжетике «Недоросля» Д.И. Фонвизина жанровые тенденции психологической «серьёзной» драмы и любовно-бытовой комедии?

3. Письменно ответьте на вопрос: «Как семантика родовой фамилии Скотининых реализуется в речевой характеристике бытовых героев?»

4. Выстройте типологию персонажей комедии. Есть ли отличия в художественных подходах к изображению каждого типа персонажей?

5. Составьте словарь абстрактных понятий в речи героев-идеологов.

6. Выпишите каламбуры и назовите их функции в комедии «Недоросль».

Литература:

Тексты:

Фонвизин Д.И. Комедии (любое изд.).

Учебники:

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 296-305.

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVII Iвека / О.Б. Лебедева. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2006. – С. 229-263.

3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. Учебн. пособ. для студ. / Г.В. Москвичёва. – М.: Просвещение, 1986. – С. 113-150.

Критическая и научно-исследовательская литература:

Основная:

1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века / П.Н. Берков. – Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – С. 117-132, 212-241.

2. Д.И. Фонвизин. Комедии : анализ текста и др. / авт.-сост. А.Г. Криуля, Т.В. Павловец. – 7-е изд. – М. : Дрофа, 2007. – 94 с.

3. Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина / И.В. Исакович. – Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1979. – С. 28-116.

4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь / Г.П. Макогоненко. – М. ; Л. : Просвещение, 1961. – 352 с.

5. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин / С.Б. Рассадин. – М. : Просвещение, 1985. – С. 83-91.

6. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века / Ю.В. Стенник. – Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. – С. 291-347.

Дополнительная:

1. Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина. Опыт исторического объяснения учебной пьесы / В.О. Ключевский //Ключевский В.О. Соч. : в 9 т. – М. : Просвещение, 1990. – Т. IX. – С. 55-77.

2. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: биография писателя / Л.И. Кулакова. – М. ; Л. : Просвещение, 1966. – 245 с.

3. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века : генезис и поэтика жанра / О.Б. Лебедева. – Томск : Изд-во ТГУ, 1996. – С. 111-135, 184-225.

4. Никишов Ю.М. Фонвизин : классицист и (или) реалист? : моногр. / Ю.М. Никишов ; Федер. агенство по образов.; Гос. образ. учрежд. высш. проф. образ. «Тверской гос. ун-т». – Тверь :Тверск. гос. ун-т, 2010. – 175 с.

5. Турбин В.Н. А судьи кто? О единстве проблематики «Недоросля», «Горя от ума» и «Грозы» / В.Н. Турбин // Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избр. соч. – М. : Худож. лит., 1989. – С. 15-72.

6. Фонвизин в русской критике. Пособ. для учит. / вст. ст., подбор текстов и примеч. П.Е. Шамеса. – М. : ГИХЛ, 1958. – 303 с.

 

 

Практическое занятие 4



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.