Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование прокурорского надзора с 1917 по 1991 гг.





В 1917г . – упразднение Царской прокуратуры.

28 мая 1922 – ввели новую Прокуратуру. (Положением) Эта дата считается датой создания прокуратуры в РФ, спустя 200 лет после учреждения Петром 1 пр-ры в России.в связи с распадом советского государства и аннулированием советского законодательства возникла необходимость принятия целого ряда рос-их фед-ых законов , в числе котрых был ФЗ от 17.01.1992г. О прокуратуре РФ. данный закон в точности повторяет положения, установленные в законе О прокуратуре 1979г.

Смена в России политического режима революционным путем повлекла упразднение прокуратуры Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР № 1 от 24 ноября 1917 г. "О суде". Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя Чрезвычайная комиссия (ВЧК).

Однако построение нового общества обусловливало объективную необходимость обеспечения законности на единой организационной и правовой основе. Созданию новой прокуратуры предшествовала дискуссия по вопросу построения прокуратуры по принципу единоначалия либо двойного подчинения (центральной прокурорской власти и губернским исполнительным комитетам). 1 января 1922 г. был опубликован первый проект декрета о прокуратуре, в котором ее создание предполагалось в системе Министерства юстиции.



28 мая 1922 г. III сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре, сформулировав принцип единства законности для всех союзных республик и особо отметив, что прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с з-ном.

В соответствии с Положением прокуратуру возглавлял Прокурор Республики, который одновременно являлся Народным комиссаром юстиции. Организационно прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции. Структура отдела прокуратуры Наркомюста РСФСРизначально была установлена Положением о Народном комиссариате юстиции (Декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 г.) и включала подотделы:

1) общего управления и личного состава прокурорского надзора;

2) общего надзора;

3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы;

4) государственного обвинения со следственной частью.



Положение о прокурорском надзоре послужило основанием создания военной прокуратуры с целью осуществления прокурорских функций в отношении учреждений и должностных лиц военного ведомства.

Военные прокуроры

- состояли при революционных трибуналах и военно-транспортных революционных трибуналах и

- непосредственно подчинялись помощнику Прокурора Республики, состоявшему при Верховном трибунале ВЦИК.

- назначались на должность, перемещались и увольнялись исключительно Прокурором Республики.

В последующем в соответствии с развитием вооруженных сил и иных войск, применительно к их орг. структуре развивались и органы военной прокуратуры.

Создавались трудовые (1924), природоохранительные (1984–1985) и другие специализированные прокуратуры.

* 11 ноября 1922 г. ВЦИК принял Положение о судопроизводстве РСФСР. В нем отмечалось, что деятельность следователей, учреждаемых в отделе прокуратуры НКЮ для производства расследований по важнейшим делам, поднадзорна органам прокуратуры.

* 16 ноября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет, в котором было определено, что никакие органы власти не могут производить аресты прокуроров, их помощников и следователей без предварительного разрешения Прокурора Республики, что явилось гарантом их независимости и наделяло их особым правовым статусом.

* 8 марта 1923 г. СНК РСФСР принял постановление, в котором содержалось предписание соответствующим должностным лицам "довести до сведения всех наркоматов о том, что лица прокурорского надзора по своей должности должны быть пропускаемы во все помещения подведомственных им учреждений, для чего наркоматам надлежит издать соответствующие распоряжения по своим ведомствам".



* После образования Союза ССР первые принятые Основы судоустройства СССР и Союзных республик(утверждены II сессией ЦИК СССР 29 октября 1924 г.) устанавливалипостроение органов прокуратуры на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действие на основе издаваемых республиками актов. Прокурор республики был подотчетен и подведомствен верховным органам своей республики.

* 20 августа 1926 г. ЦИК и СНК СССР утверждено Положение о военных трибуналах, действовавшее с изменениями и дополнениями в течение сорока лет.

* 19 ноября 1926 г. ВЦИК утвердил Положение о судопроизводстве РСФСР, в котором определил правовой статусследователей органов прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельностьпри принятии конкретных решений и в то же время поднадзорность органам прокуратуры.

* Положение о Верховном Суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК

СССР от 24 июля 1929 г., устанавливало, что прокуратуры входили структурно в состав Верховного Суда СССР, в котором существовала прокуратура Верховного Суда СССР. Такое положение прокуратуры не соответствовало ее статусу как самостоятельного гос. органа.

* Приобретение самостоятельности прокуратурысвязано спостановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июня 1933 г. "Об учреждении Прокуратуры СССР", которым былаучреждена Прокуратура СССР и одновременно упразднена прокуратура Верховного Суда РФ.

* Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР,где определялись функции прокуратуры, отрасли прокурорского надзора(общий надзор, надзор за исполнением законов судебными органами, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за законностью действий органов гос. безопасности, милиции, исполнительно-трудовых учреждений), порядок их осуществления, структура органов.

В структуру аппаратов Прокуратуры СССР входили:

- Главная военная прокуратура;

- Главная прокуратура ж/д транспорта;

- Главная прокуратура вод. транспорта;

- отдел общего надзора;

- уголовно-судебный отдел;

- гражданско-судебный отдел;

- следственный отдел;

- отдел по специальным делам;

- отдел по надзору за местами заключ-я;

- отдел по жалобам;

- отдел кадров;

- группа учета и инф-ции;

- особый сектор;

- управление делами;

- секретариат.

Дан. структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры с рядом изменений просущ-ла вплоть до распада СССР в 1991 г.

Первым Прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов. При Прокуроре СССР состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспекторы и консультанты.

* Утвержденная 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституция СССРвозложила на Прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР (ст. 113).Конституционное закрепление получили принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора.

* В соответствии с Законом СССР от 19 марта 1946 г. "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального про-

курора СССР", принятым ВС СССР, Прокурор СССР стал именоваться Генеральным прокурором.

* В период с 1930-х по начало 1950-х гг.прокурорский надзор был существенно снижен, а в области надзора за органами государственной безопасности он вообще был сведен к нулю.

* 24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР.Положение обязывало всех прокуроров опротестовать противоречащие закону приказы и другие правовые акты, необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов, предусматривало обязанность прокуроров вносить представления об устранении нарушений закона и причин, способствующих этим нарушениям.

* 7 апреля 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление "О структуре центрального аппарата Прокуратуры СССР". Указом ПВС СССР от 27 февраля 1959 г. "Об образовании коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик" образованы Коллегии в прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик.

* В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они начали воссоздаваться в составе отдельных

прокуратур краев и областей, а в 1980-х гг. их система была практически восстановлена.

* 24 февраля 1964 г. ПВС СССР утвердил Положение о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов Прокуратуры СССР, в котором в систематизированном виде изложены порядок и основания применения мер поощрения и наложения взысканий на указанных лиц.

* 14 декабря 1966 г. Указом ПВС СССР было утверждено Положение о военной прокуратуре, в котором были определены система и структура органов военной прокуратуры, полномочия военных прокуроров, разграничение их компетенции с компетенцией территориальных прокуроров, оно действовало до 1981 г.

* Принятая в 1977 г. Верховным Советом СССР Конституция СССРсодержала подробный перечень органов, за точным и единообразным исполнением законов которыми осуществляли надзор прокуроры (ст. 164). В ст. 168 К. СССР было закреплено, что прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Ген. прокурору СССР.

* Конституция СССР 1977 г. послужила правовым основанием принятия Закона от 30 ноября 1979 г. "О Прокуратуре СССР", который действовал до 1991 г. (распада СССР) и принятия законов о прокуратуре в бывших союзных республиках. В Законе 1979 г.

- получил закрепление принцип демократии и гласности в деятельности органов прокуратуры,

- были расширены пределы прокур. надзора за исполнением законов (особенно в области охр. прав и законных интересов граждан),

- более четко регламентированы задачи и полномочия прокуроров применительно к каждой из отраслей надзорной деятельности.

- Закон впервые установил, что принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, и в иных предусмотренных законом случаях приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста (ст. 25).

* 28 октября 1980 г. Указом ПВС СССР было утверждено Положение о классных чинах работников органов Прокуратуры СССР.

* Указом ПВС СССР от 4 августа 1981 г. утверждено Положение о военной прокуратуре, которое отражает специфику деятельности органов военной прокуратуры в Вооруженных Силах, определяет ее задачи, основные направления деятельности, объекты надзора, полномочия Главного военного прокурора и нижестоящих прокуроров, порядок организации и комплектования военных прокуратур, назначения на должности военных прокуроров и следователей военных прокуратур.

Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации (СКП России) — бывший орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивавший в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве. 15 января 2011 года СКП РФ прекратил свое существование в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации.

 

 

4. Прокуратура Российской Федерации после распада СССР.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.