Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация педагогических программных средств





Гуманитарно-правовой факультет

Контрольная работа

по дисциплине

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Выполнил: студент

заочного отделения
Тятая А.В.

 

Проверил:

ст. преподаватель

Кононова Н.Н.

Воронеж 2016

Содержание

1. Классификация педагогических программных средств

2. Компьютерные учебные среды (миры): понятие ,функции, примеры

Список литературы

Классификация педагогических программных средств

 

В настоящее время нет единой классификации педагогических программных средств. Рассмотрим некоторые их них.

Машбиц Е.И. отмечает, что многие авторы выделяют пять типов обучающих программ:

а) тренировочные,

б) наставнические,

в) проблемного обучения,

г) имитационные и моделирующие,

д) игровые.

Программы первого типа предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже усвоен. Они широко используются для отработки математических навыков, упражнений по переводу с иностранного языка и т.д. Многие из них составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берётся подкрепление правильного ответа. Компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если учащийся дал правильное решение, ему сообщается об этом. Если ответ неправильный, ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляют возможность запросить помощь.



Программы этого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических средств, т.е. управление учебным процессом осуществляется по ответу (ход решения задачи не анализируется) . Правда, компьютер обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации и в типе ответа: многие системы позволяют вводить конструируемые ответы (т. е. вводить слова и даже фразы), правда с некоторыми ограничениями.

Программы второго типа ориентированы преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них также работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвлённой программой. И хотя в этих программах после предъявления информации обучаемому задаются вопросы, т.е. обучение ведется в форме диалога, однако по большей части ведется так называемый фатический диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, он создает лишь видимость общения.



Программы третьего типа построены в основном на идеях и принципах когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление деятельностью учащихся. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи и учащиеся побуждаются решать их путем проб и ошибок.

В программах четвертого типа в качестве средства обучения используется моделирование, а в программах пятого типа — игры. Нередко в обучающие программы включаются как те, так и другие средства.

Существуют и другие подходы к классификации обучающих программ. Так, Дж. Скандура (J. M. Scandura, 1983) выделяет три типа обучающих программ: 1) закрепляющие (drill-and-practice), 2) наставнические (tutorial), по усвоению новых знаний, 3) имитационные, с педагогическим моделированием.

Дж. Чемберс и Дж. Шпрехер (J.A. Chambers, J.W. Sprecher, 1983) различают пять типов обучающих программ (они называют их стратегиями обучения): 1) закрепляющие (drill) 2) тестирующие (test), 3) исследовательские, запрашивающие (inquire), 4) с имитационным моделированием (simulation), 5) наставнические по обучению законченному фрагменту учебной программы (tutorial). Эти авторы не выделяют игровых программ в качестве самостоятельных, считая, что игровые компоненты могут присутствовать в любом типе обучающих программ. Они также отмечают, что и выделенные ими программы содержат общие элементы.



Т. О'Ши и его коллеги (Т. O'Shea et al., 1984) предлагают выделять три типа программ. К первому типу авторы относят программы, в которых помимо предъявления учебного материала осуществляется контроль за его усвоением. Программы второго типа позволяют обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей. Программы этого типа обеспечивают закрепление учебного материала, а также выдают учащемуся необходимую информацию. К программам третьего типа авторы относят те, в которые входят экспертные системы, в частности программы на моделирование и игровые. В последних экспертную функцию выполняют стратегии игры против обучаемого.

По степени сложности проектирования обучающие программы распределяются этими авторами следующим образом: 1) предъявляющие фрагменты учебного материала, 2) проверяющие, 3) демонстрирующие, 4) игровые, 5) запрашивающие, 6) закрепляющие, 7) моделирующие, 8) запрашиваемые, 9) с проблемно-ориентированным контролем в экспертной системе и 10) с комплексной формой обучения, предполагающие применение различных стратегий и допускающие разнообразные вопросы со стороны обучаемого.

Следует отметить, что в последнее время предпринимаются попытки создать научную основу для классификации обучающих программ. По-видимому, наиболее существенное ограничение представленных попыток связано с тем, что авторы подобных классификаций стремятся найти для них одно основание. Так, Дж. Веллингтон (J. J. Wellington, 1985) за основу классификации обучающих программ взял степень управления обучаемым своими действиями, которую, как полагает автор, можно упорядочить в некотором континууме, крайние точки которого составляют полностью контролируемые извне действия учащегося и его абсолютно самостоятельные действия. Автор выделяет четыре группы программ, различающихся степенью управления действиями учащегося.

К первой группе относятся тренировочные (skill-and-drill) и наставнические (tutorial) программы, реализующие прямое управление. Тренировочные программы предназначены для тестирования и закрепления знаний, умений и навыков. Наставнические позволяют обучать знаниям и умениям через фиксацию небольших разделов учебного материала и обеспечение обратной связи на каждом шаге обучения. К этой же группе автор относит такие электронно-технические средства обучения, как видеотерминал с большим экраном для демонстрации изучаемых явлений.

Вторую группу составляют программы с менее жестким управлением со стороны компьютера, когда часть обучающих функций возлагается на учащегося. К таким программам относятся игровые и имитационные.

Третью группу составляют программы, позволяющие использовать компьютер как средство учебной деятельности, т.е. обеспечивающие автоматический поиск информации и включающие системы обработки текста.

Наконец, к четвертому типу относятся программы, обеспечивающие обучение, при котором, говоря словами С. Пейперта, «не компьютер программирует учащегося, а, наоборот, учащийся программирует компьютер». Близкую к указанной классификацию обучающих программ предложила Европейская ассоциация обучения учителей, хотя в основу её положен иной принцип: на одном полюсе в ней помещаются программы для учения, а на другом — обучения. Отметим, что указанные классификации, по сути, мало чем отличаются от классификации, предложенной Лауером, С. Пейпертом и другими, при которой выделяются три основные функции компьютера — педагога, средства (tool) и наставляемого (tutee).

Ни одну из указанных классификаций нельзя считать приемлемой, поскольку отнесённые к одному и тому же типу обучающие программы могут иметь принципиальные различия, а одна и та же обучающая программа может быть отнесена сразу к нескольким типам. Как мы полагаем, научно обоснованная классификация обучающих программ должна быть многоаспектной и многоуровневой и при её разработке необходимо учитывать следующие особенности программ:

 

1. Допускают они или нет непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером.

 

2. Охватываются ими или нет все функции, необходимые для законченного фрагмента обучения. Если не все, то какие именно функции (демонстрация требуемой деятельности, управление решением задач на закрепление усвоенного материала, контроль и т.д.) возлагаются на компьютер.

 

3. Какого типа предъявление учебного задания предполагается в них: а) обычное предъявление условий задачи, б) погружение в задание, когда учащийся сразу может видеть результат каждого из своих действий; в) погружение в ситуацию задания — производственную, социальную, историческую.

 

4. Допускается в них диалог или нет.

 

5. Допускается ли управление со стороны учащегося (может ли учащийся сам сформулировать некоторую задачу и обеспечивает ли компьютер помощь в ее решении)

 

6. Учитываются в них или нет индивидуальные особенности, и если да, то обеспечивается ли рефлексивное управление».

 

Батышев С.Я. исходя из возможностей новых информационных средств обучения описывает классификацию педагогических программных средств:

обучающие программные средства, методическое назначение которых сообщение суммы знаний, формирование навыков и (или) умений учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью,

программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом,

информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства для формирования навыков и умений по систематизации информации, имитационные программные средства (системы), представляющие определённый аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик, моделирующие программные средства, предназначенные для создания моделей объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных»),демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия), досуговые программные средства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.