|
Вдыхаемый воздух. Осуществление анимического существа
Мы рассмотрели изменение физического тела при помощи пищи и возбуждающих.
Теперь мы дошли до изменения астрального тела атмосферным воздухом, ароматами и веществами летучими, способными к соединению с вдыхаемым воздухом и непосредственному действию на легкие.
Мы напомним сказанное об отношении атмосферного воздуха к астральным флюидам и его оживляющих свойствах, действующих на земные существа. Необходимо запомнить, что вдыхаемый воздух влияет на быстрое изменение состава крови, и вследствие этого действие, производимое им на организм через посредство легких, должно быть основательно изучено. Пища и возбуждающие, прежде чем войдут в состав крови, должны пройти через разные органы, тогда как вдыхаемые летучие вещества влияют немедленно на кровь и даже в ту самую минуту, когда кровяной шарик подвергается оживляющему действию вдыхаемого атмосферного воздуха.
Нам надо рассмотреть три случая:
1) Действие воздуха на кровь с точки зрения нервной силы.
2) Дыхательный ритм и изменения, которые может произвести в нем человеческая воля.
3) Действие возбудительных веществ, благовоний и летучих веществ, каковы эфир и хлороформ, на астральное тело.
Ознакомясь со способом употребления пищи и возбуждающих, изучающий примется за эту вторую фазу подготовительных работ. Пробежав или быстро поднявшись на высоту нескольких этажей, вы запыхались, вы вознаграждаете быстрым дыханием растрату органических сил, сердце бьется сильнее, и большее количество крови, чем в обыкновенное время, попадает в нервные центры, вследствие этого нервная сила вырабатывается в большем количестве, чтобы вознаградить потери. Дыхание действует как меха, а между тем дыхательный ритм связан с сердечным центром, и каждое учащение дыхания тотчас же отражается на этом последнем.
Такое наблюдение, которое каждый может проверить благодаря явлениям вдыхания, дает нам ключ сознательного действия воли на астральное тело посредством дыхания. И действительно, быстрое дыхание действует возбудительно на нервные центры. Дыхание медленное с перерывами, напротив, успокаивает возбуждение нервных центров, и в этом заключается аналогия дыхательного ритма с состоянием пустого или полного желудка, со всеми его психическими последствиями. Этим определяется влияние дыхательного ритма.
Дыхание, или циркуляция воздуха, производится с промежутком между вдыханием и выдыханием, когда воздух поступает в легкие и обратно. Первый период, когда воздух вдыхается в легкие и после короткого промежутка — выдыхается, что и представляет второй период. Маленькое наблюдение укажет, что сердце вторит ему, но с более частыми промежутками, в минуту считается 20 дыханий и 60 биений. Но схема дыхания аналогична схеме сердцебиения с большими и меньшими перебоями.
Легкое и сердце можно применить к системе двух зубчатых колес, зацепляющих друг друга, что обнаруживается в том, что всякое ускорение дыхания сопровождается усилением сердцебиения, а следовательно, и циркуляции крови.
Дыхание, таким образом, служит для восстановления потерянного равновесия организма.
Если возбуждение истощило запас нервной силы, то она немедленно восстанавливается дыханием, если это возможно, дыхание возместит динамизм и исключит ненужные частицы, но для этого следует хорошо распределить дыхательные ритмы. Чтобы достичь такого результата, надо сделать дыхание медленным и глубоким, потому что быстрое дыхание произведет обратное действие, увеличив возбуждение, оно произведет быструю и сильную реакцию: от этого происходит окончательное опьянение лиц, вышедших на свежий воздух прямо с попойки.
Практические опыты развития дыхания должны клониться к увеличению промежутков между вдыханием и выдыханием.
Учение индийских йогов говорит об этом пункте таким образом: «Следует уменьшать постепенно количество выдыхаемой углекислоты».
Маг должен делать часто глубокие (большие) вдыхания и наблюдать действие их на свой организм, каждое важное действие должно быть предшествуемо тремя глубокими вдохами, и при этом надо думать о том, что предпринимаешь. Действие дыхания как интеллектуального возбудителя еще усиливается при движении. Вот почему прогулки после еды легко заменяют возбуждающее. Мы позже увидим, как ритмы дыхания должны быть регулированы в предшествующий важному магическому опыту день. Вдыхаемый воздух, в общем, только пища астрального тела, а мы знаем, что, кроме пищи, есть вещества, способные действовать не только на инстинктивный, но и на прочие центры человеческого существа — это возбудительные.
Ранее мы изучали приблизительное время действия каждого из возбуждающих и узнали, что время это довольно продолжительно. Существуют также вещества, способные возбуждать астральное тело, — существо оживляющее. Эти вещества входят в организм вместе с вдыхаемым воздухом — это благовония.
Можно бы составить целый список таких благовоний, согласно их действию на центры инстинктивный, жизненный и умственный, но мы сохраним эти подробности для более полного сочинения.
Тип благовоний, мускус, извлекается из животного царства и сильно и быстро действует на жизненный центр в такой степени, что может заменять иногда красоту. Мускус производит на жизненную силу действие алкоголя, и если они оба соединяются, то импульсивное существо подвергается такому увлечению, которому почти ни одна воля не может противиться. В особенности если ее не поддержит музыка.
Употребление эфира и особенно хлороформа как веществ, заменяющих в анатомическом центре то, чем является в физическом алкоголь, может нам дать ключ к действию возбуждающих такого рода.
Существо, вдыхающее хлороформ, испытывает и проявляет те же симптомы, как принявшее алкоголь в большом количестве, но действия эти проявляются в несколько минут, тогда как состояние опьянения алкоголем довольно продолжительно.
Впрочем, механизм действия почти один и тот же у всех возбуждающих.
Изнеможение, упадок сил, которые производит хлороформ, и бесчувствие нескольких часов являются результатом первоначального перевозбуждения нервных центров, как это ясно показывает период возбуждения, предшествующий настоящему сну. Этот период аналогичен, хотя и не тождествен, гипнотическому сну, немедленный результат возбуждения одного из органов чувств или, вернее говоря, одного из психических центров человека.
Промежуток, который отделяет действие мускуса от действия хлороформа, дает нам возможность составить классификацию благовоний. Несколько современных изыскателей, во главе с изобретателем ольфактометра — Шарлем Анри, пошли по этому пути.
В общем, изучающий должен запомнить, что действие избираемого благовония, или летучего вещества, зависит от его происхождения, от минерального, растительного или животного царства, но если один из центров человеческого существа был возбужден, то другие центры большей частью к нему присоединяются, от этого происходит затруднение в их классификации. Изучающий должен запомнить три главных типа благовония по характеру их действий. Ладан с аналогичными веществами, действующими на существо психическое, представляет возбуждающее для ума.
Мускус, действующий на жизненное существо, оказывает влияние на инстинкты.
Табачный дым, главное свойство которого действовать на инстинкты, при легком возбуждении ума.
Фимиам — возбуждает к молитве.
Мускус — к любви.
Табачный дым — ко сну. Вот три вспомогательных средства, управлением которых не мешает заняться.
Тем, кто предполагает, что действием эфира трудно управлять, мы посоветуем табачный дым, влияние которого медленно и его легче наблюдать, чем действие эфира.
Об ощущениях. Развитие психического существа
Цель магического развития — совершенное подчинение существа импульсивного человеку-воли. Маг не должен поддаваться никакому увлечению или возбуждению и должен тотчас же им противостоять. Мы сказали, как питание и дыхание этому способствуют, и теперь остается рассмотреть человеческие ощущения с главной точки зрения. Вы иногда встречаете людей, говорящих: «Я не могу видеть жабы», а другой не переносит запаха лилии. Итак, все ощущения инстинктивного отвращения или возбуждения должны быть безжалостно уничтожены изучающим. Этот процесс очень легкий при тренировке воли. Органы чувств, с философской точки зрения, должны рассматриваться как разные проявления одной силы, таким же образом различные звуки арфы, издаваемые струнами различной длины и различной силы натяжения, производятся одним веществом. Однако, для более ясного объяснения, сохраним разделение, напомнив, что осязание и вкус относятся более к физическому телу и к инстинктам, обоняние — к телу астральному и центру жизненному, слух — к телу психическому и центру умственному, а зрение — к человеку-воли. Прибавим еще несколько слов о каждом из этих чувств.
Осязание
Каково бы ни было ощущение, произведенное прикосновением к животному или другому телу, надо смотреть на него совершенно безразлично и в особенности без антипатии, если таковая была ранее. Для сбережения осязания необходима чистота, как, впрочем, и для всех органов, поэтому мы советуем изучающим принимать почти совершенно холодные ванны ежедневно по утрам, а после них втирание в кожу масла или еще лучше опрыскивание настоем железняка (verbene).
Как бы то ни было, этот режим необходим в течение 8 дней, предшествующих значительным магическим операциям.
Вкус
Надо стараться любить кушанья вообще, не различая вкусных и невкусных блюд, то же и относительно питья: молока и пива. Эта привычка, по-видимому пустая, имеет большое значение для подавления инстинктов, которые в противном случае не подчиняются воле мага. Надо помнить, что вкус есть единое чувство, находящееся в непосредственном отношении с инстинктивным центром. Надо также привыкнуть разнообразить часы еды и постепенно уменьшать количество пищи. Привычка воспитывать импульсивное существо чрезвычайно вредна и, подобно рефлексам, тормозит действие самой сильной воли.
Обоняние
Привычка постоянного обоняния благовоний должна быть уничтожена, потому что лишаетесь возможности определять действие различных запахов на жизненный центр. Необходимо также постараться преодолеть существующую антипатию к какому-либо пахучему цветку, потому что эта антипатия происходит от рефлекса. Когда мы говорим о преодолении чувства антипатии, это не значит, что надо заменить ее симпатией, мы желаем только такого развития воли, которое подавляло бы проявление импульсивных антипатий.
Слух
Развитие слуха — вещь самая необходимая для мага, так как слух и зрение составляют ключ к эстетическим чувствам, поэтому следует развивать в себе наклонность к музыке. Теоретическая работа, кофе за несколько часов, разговоры и рассуждения о музыке облегчат дело. Никогда не надо разочаровываться в успехе и наблюдать постепенность.
Трудом и постоянным старанием достигнешь понимания ритма, столь необходимого для интеллектуального развития.
Зрение
Преимущественно утреннее посещение музеев и размышление над трудами артистического творчества развивают эстетический вкус. Этому весьма способствует употребление чая. Но главное, на что маг должен обратить свое внимание, это сохранение хладнокровия при виде предметов странных и необычайных. Эти ощущения могут явиться, но должны быть моментально подавлены силой воли. Большая часть опытов древних посвящений заключалась именно в этом, и вот почему развитие зрения имеет такое важное значение. Главное, чего должен бояться маг, — это потери хладнокровия. Потерять голову — это предоставить на произвол, без контроля воли, существо импульсивное и бессмертный дух страху, испытываемому существом смертным при виде сверхъестественного явления, так как существа астрального мира могут только посредством страха действовать на мага, уединенного в своем кругу и магически вооруженного. Поэтому маг, предающийся опытам, должен быть мужествен, чтобы не получить поражения мозга с продолжительным обмороком. В этом случае мужество гораздо важнее науки.
Вот истинные примеры случаев при вызывании: два молодых индуса, предаваясь изучению Магии, задумали произвести вызывание и, приготовившись в течение нескольких дней, расположились на опушке леса. Войдя в круг, они начали произносить заклинания. В ту же минуту они увидели разъяренного быка с опущенными рогами, мчавшегося прямо на них. Один из вызывавших так испугался, что выскочил из круга и упал в обморок, а другой, сохранив хладнокровие, не тронулся с места и понял, что имеет дело с галлюцинацией. Обморок первого из них продолжался довольно долго. Этот случай был описан в журнале «Theosophist», издававшемся в Мадрасе.
Но вот и другой, такого же рода.
В 1892 году один из членов нашего общества, хорошо знакомый с операциями, сопровождал одного экспериментатора в окрестностях Лиона. Круг был начертан на перекрестке трех дорог. Вызывание началось ровно в полночь. Вскоре показался экипаж, мчавшийся на них во весь опор по одной из дорог. Молодой человек от светящихся фонарей, топота лошадей и щелканья бича так испугался, что хотел выскочить из круга, но экспериментатор удержал его силой. Это видение было не более как такая же галлюцинация, как и в первом случае.
Понятно, что развитие зрения и постоянный контроль воли над чувствами необходимы для производящих вызовы. Но надо прибавить, что подобные случаи при вызываниях очень редки, большинство же не требуют ни приготовлений, ни развития. От мага требуется, чтобы он давал себе отчет в ощущениях, открывающих дверь для человеческого существа к Природе.
Музыка
Мы видели, что наряду с каждым веществом, входящим в организм в виде пищи или воздуха, существуют возбудительные средства, влияющие на центры органической жизни. Теперь посмотрим, существует ли для ощущений что-либо подобное? Разумеется, это ритмы и такт, примененные к ощущениям в виде музыки. Слух находится в непосредственном сношении с интеллектуальным центром, и слуховые впечатления, исходящие от другого человека или иного источника, достигают непосредственно этого интеллектуального центра. Современное воспитание глухонемых, когда зрение, высшее чувство, заменяет слух, показывает, что можно влиять не непосредственно на психический центр.
Музыка действует непосредственно на душу, и духовенство обратило на это внимание, подобно древним посвятителям. Но психический центр воспринимает, поскольку он развит, и большая разница в оценке музыки рабочим, мещанином или светским человеком. Иначе говоря, существует различного рода музыка для каждого класса общества. Таким образом, чисто инстинктивный человек предпочтет в музыке шарманку или полковой марш. Тогда как ремесленник или мелкий чиновник найдут удовольствие, слушая граммофон в каком-нибудь кафе-ресторане, где табачный дым и улыбки местных дам дополняют наполовину инстинктивные и частью анимические ощущения. Но настоящий музыкант, попавший в эту среду, будет чувствовать себя очень неуютно и возмутится грубостью нравов. Следовательно, то, что восхищает невежду, будет мучением для артиста.
Музыка в качестве возбудительного интеллектуального центра так разнообразна, что может быть применена для услаждения всех классов людей, каково бы ни было их развитие, поэтому можно судить, как важна она для мага в качестве возбуждающего.
Можно классифицировать музыку различным образом, рассматривая ее с точки зрения троякого действия на органические центры оркестра, под видом существа, одаренного тройной сущностью: состоящего из корпусов инструментов (деревянных ящиков), одухотворенных (медь) и разумных (струны) — глава которого будет дух, или, наоборот, когда занимаются ритмами и мерой, или, наконец, когда классифицируют музыку по той среде, на которую она влияет, и тогда мы увидим большой отдел музыки инстинктивной, представляющей: шансонетки, бальные танцы и кафе-ресторанную музыку, музыку анимического центра, являющую преимущественно национальные и военные мотивы, вплоть до комических оперетток включительно, и наконец, музыку интеллектуального центра, заключающуюся для толпы в романсе, а для артистов — в операх Вагнера. Каждый из этих родов имеет по три подразделения.
Таким образом, медленные и торжественные пассажи, в соединении с курением ладана, должны быть особенно изучены магом с точки зрения высшего порыва души в молитве.
Поэзия
Поэзия — есть музыка слова и должна быть изучаема с точки зрения ритма и соотношений, но мы возвратимся к этому предмету впоследствии.
Заключение
Воля при помощи выбора ощущений и веществ, вдыхаемых, проникающих в человеческое чувство, может изменять его стремления увеличением и уменьшением органических сил.
Употребление возбуждающих средств ускоряет это действие, но лишь на короткое время, тогда как труд и учение делают его продолжительным. К тому же привычка к труду — вещь прекрасная, а к возбуждающим — очень опасная.
Имея в своем распоряжении пищу и возбудительные средства, маг в отношении своего организма, как музыкант на инструменте, взяв известную ноту, получит желаемый результат.
Следовательно, надо знать всегда цель действия, и тогда можно поступать безбоязненно
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|