Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ





ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ

ПАМЯТИ У ЧЕЛОВЕКА

 

Важнейший фактор индивидуального приспособления человека к изменениям внешней среды - это способность на основе запечатления и хранения информации об этих изменениях менять свое поведение в соответствии с приобретенным опытом. Память человека является основой его психического развития, лежит в основе мышления и сознания. По временным характеристикам различают кратковременную и долговременную память. Кратковременную память характеризуют объем и быстрота запоминания информации, прочность сохранения и точность воспроизведения того, что было в прошлом опыте.

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

 

Для определения объема кратковременной слуховой памяти используются таблицы из однозначных цифр, один из вариантов которых приведен.

 

№ ряда Количество цифр в ряду Количество цифр в ряду
                           
                       
                   
               
           
       
   

 



Для определения объема кратковременной слуховой памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, которое может усвоить человек с одного предъявления и точно воспроизвести. Экспериментатор зачитывает первый ряд цифр. Испытуемые прослушивают этот ряд полностью, а затем записывают его в своей тетради. Затем экспериментатор диктует второй ряд. Испытуемые прослушивают его, а затем записывают и т.д. После того, как записаны все ряды цифр, экспериментатор вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки правильности воспроизведения рядов цифр. Если первый, второй и третий ряды цифр записаны верно, а в четвертом ряду обнаружены ошибки (изменен порядок цифр, величина ряда, неверно записана цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду, т.е. пяти.



 

Объем кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7, по­этому, подсчитав свой объем памяти, сравните его со средним значением объема

кратковременной слуховой памяти.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

 

Для определения объема кратковременной зрительной памяти используют рисунки, подобные приведенным ниже.

 

               
                 
               
                 
                 

Рис.1. Таблица для определения объема кратковременной зрительной памяти

Внимательно посмотрите на левый рисунок в течение 10 с. Потом закройте его, посмотрите на правый и попытайтесь узнать фигуры, которые были изображены на левом рисунке. Число фигур, усвоенных с первого раза, будет характеризовать объем зрительной памяти.

Этот прием можно использовать для тренировки памяти. Надо заготовить не-сколько листков бумаги с пустыми клетками по величине левого рисунка. Взгляните на рисунок, затем изобразите по памяти все, что запомнили. Потом взгляните еще раз и опять зарисуйте. Так до тех пор, пока не запомните всего.



Объем кратковременной зрительной памяти, как и слуховой, в норме составляет в среднем 7 символов.

 

Сравнивая результаты первого и второго опытов, можно установить, какой тип памяти у Вас преобладает. Тренировками можно улучшить «отстающий» параметр. В то же время знание сильной стороны своей памяти позволит в работе сделать упор именно на нее.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ

ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Произвольное внимание развивается при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. Так, оператор, сле-дящий за появлением на экране определенной информации, обладает большой ус-тойчивостью внимания; у телеграфистов, воспринимающих информацию на слух и запоминающих ее, развивается объем внимания; водитель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, рычаги и пульт управления и т. д.).

Для определения некоторых показателей внимания необходимы специальные таблицы с изображением перепутанных кривых линий, рисунок с двойственным изображением, секундомеры.

Студенты образуют пары испытуемый - экспериментатор. Экспериментаторы быстро, в течение 1-2 мин, рисуют каждый для своего испытуемого по одной таб-лице такого типа, как указано на рис. 2, и раздают их испытуемым. Испытуемые по команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь указкой или каранда-шом, а только с помощью глаз находят конец каждой линии и помечают ее соответ-ствующим номером, как это показано для линий 1 и 2 на рис. 1. Через 3 мин. экспериментаторы прерывают работу испытуемых и, проверив ее, оценивают степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 мин концов линий. Произвольное внимание считается устойчивым, если работа выполнена без ошибок.

Далее испытуемым предъявляют рисунки с двойственным изображением, на-пример, "портрет" молодой и старой женщин (рис.3). По секундомеру экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. О степени переключаемости внимания судят по количеству секунд, затраченных на опознание образов: чем быстрее человек видит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания.

Занесите в тетрадь результаты определения степени устойчивости и переклю­чаемости внимания всех студентов вашей группы и рассчитайте среднегрупповые значения. Проведите оценку своих собственных данных относительно среднегруп-повых значений. Укажите вид профессиональной деятельности, требующей развития изучаемых свойств в таком сочетании, в каком это обнаружено у Вас лично.

 

Рис.2. Рисунок с изображением перепутанных кривых линий

Рис. 3. Рисунок с двойственным изображением

Библиографический список

1. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.: Лист, 1996.

2. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности. М.: Знание, 1981.

3. Руководство к лабораторным работам по гигиене труда: Учеб. пособие. / Под ред. В.Ф. Кириллова. М.: Медицина, 1983.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.