Упражнения в практической жизни
М. Монтессори
МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛ
ЧАСТЬ 1
Школа для малышей
Содержание
Предисловие
2. Упражнения в практической жизни
2.1. Введение
2.2. Переливание воды (1)
Переливание воды (2)
2.3. Рамки с застежками
2.4. Чистка металла
2.5. Уход за срезанными живыми цветами
2.6. Ходьба по линии
2.7. Упражнения в тишине
2.8. Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни
3. Материалы для развития чувств
3.1. Введение
3.2. Материалы для различения размеров
3.2.1. Розовая башня
3.2.2. Коричневая лестница
3.2.3. Красные штанги
3.2.4. Блоки с цилиндрами-вкладышами
3.2.5. Цветные цилиндры
3.3. Материалы для различения цвета
3.3.1. Цветные таблички
3.4. Материалы для различения формы
3.4.1. Геометрический комод
3.4.2. Биологический комод
3.4.3. Конструктивные треугольники
3.4.4. Геометрические тела
3.5. Материалы для различения структуры поверхностей и материалов
3.5.1. Клавишная доска (шероховатый—гладкий)
3.5.2. Доска для ощупывания (крупный — мелкий)
3.5.3. Ящик с кусочками тканей
3.6. Материалы для различения веса
3.6.1. Тяжелые таблички
3.7. Материалы для различения шумов и звуков
3.7.1. Шумящие коробки
3.7.2. Звоночки
3.8. Материалы для различения запахов
3.8.1. Коробочки с запахами
3.9. Материалы для различения вкусовых качеств
3.9.1. Вкусовые банки
3.10. Материалы для восприятия температурных различий
3.10.1. Теплые кувшины
4. Математические материалы
4.1. Введение
4.2. Введение в мир чисел от 0 до 10
4.2.1. Числовые штанги с табличками чисел
4.2.2. Цифры из шершавой бумаги
4.2.3. Веретена
4.2.4. Цифры и кружки
4.3. Введение в десятичную систему
4.3.1. Золотой материал из бусин
4.3.2. Числовой материал
4.3.3. Комбинации Золотого материала из бусин с числовым материалом
4.4. Введение понятия числа
4.4.1. Башня из разноцветных бусин
4.4.2. Понятие о числах от 11 до 19. Бусины и двойные доски. Ящик 1
4.4.3. Понятие о числах от 11 до 99. Бусины и двойные доски. Ящик 2
4.5. Цепочки из бусин — линейные числа
4.5.1. Короткие цепочки
4.5.2. Цепочка из ста бусин
4.5.3. Цепочка из тысячи бусин
5. Материалы для развития речи
5.1. Введение
5.2. Металлические фигуры-вкладыши
5.3. Буквы из шершавой бумаги
5.4. Подвижный алфавит
Эта книжка появилась на свет в год возрождения Монтессори-педагогики в России. Несколько наших учителей и психологов с помощью своих голландских друзей создали в Москве Российский Монтессори-Центр и маленькую модельную школу. Дидактические материалы прислала в подарок фирма "Nienhuis". 20 детей трех-четырех лет стали приходить в школу каждое утро на свободные занятия. А вечером Центр заполняли учителя, желавшие познакомиться с Монтессори-методом. Кропотливая работа по изучению и возрождению педагогики Марии Монтессори очень скоро привела к пониманию, что это не есть повышение профессиональной квалификации учителя, но сознательное его саморазвитие, особое состояние души и особый космический взгляд на ребенка.
Марию Монтессори нельзя назвать великим философом, психологом или методологом — известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Было бы сложно назвать кого-либо, кто равен ей в этом синтезе. Марию Монтессори интересовала вся жизнь ребенка — со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.
Обращение ребенка к учителю «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ» стало символом педагогики Марии Монтессори, которая призывала «сделать свободным развитие человека» и в этом видела избавление от недостатка индивидуальности в нем. Она работала с детьми без повелительного наклонения и с самого маленького возраста предоставляла волю их самостоятельным действиям, особым, глубоко личным мироощущениям. Она рассматривала педагогов как исследователей-наблюдателей. «Если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей»,—писала Мария Монтессори.
Предисловие
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала XX века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.
Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости
развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально-эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствую возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт. Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы
сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный от превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, и это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Приглашаем вас войти в Монтессори-класс, где и создается подготовительная среда — царство кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников.
Упражнения в практической жизни
Введение
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельны и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.
Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс
движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы или ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитель проводит занятие или упражнение медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.
Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
— направляют стремление детей действовать в разумном русле;
— координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
— способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
— развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой.
Переливание воды (1)
Материал:
поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка.
Цель;
развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.
Возраст:
около трех лет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|