ТемаЗ.1 Педагогическая деятельность
Преподаватель: Баркалова Ольга Николаевна
Доцент, кандидат исторических наук
barkalova.olya@gmail.com
«Методика преподавания в высшей школе»
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Методика преподавания в высшей школе»:
• подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно исследовательской деятельности.
Задачи дисциплины:
• реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам;
• разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
• выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
• формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
• проведение исследований частных и общих проблем высшего профессионального образования.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): компетенция этического поведения. Знание требований
профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения; компетенция преподавательской деятельности.
Способность реализовывать для различных образовательных аудиторий образовательные курсы и программы с использованием современных образовательных технологий;
В результате изучения дисциплины «Методика преподавания в высшей школе» студенты должны
Знать:
основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
• основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической
деятельности;
• правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
• иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
Уметь:
• использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области, ее взаимосвязей с другими науками;
• излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
• использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
Владеть:
• методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
• основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
• методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
• основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
• методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
• методами эмоциональной саморегуляции;
Раздел1 Введение в методику
Тема 1.1 Предмет и задачи педагогики высшей школы
Понятийный аппарат методологии и методики преподавания.
Методология и ее уровни в педагогической науке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, задачи, функции педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Связь педагогики с другими науками. Структура современной педагогической науки.
Тема 1.2Сущностное определение высшего образования
Образование в современном мире и его проблемы. Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования. Философское рассмотрение проблем образования
в наше время. Субъективный опыт человека и объективизированный опыт человечества в образовании. Усвоение объективизированного опыта и образование. Парадигмы управляемого усвоения. Закон сохранения информации, необходимой для отбора, и сфера образования.
Раздел 2 Методологические аспекты обучения
Тема 2.1 Становления научных методологических теорий
Методологические аспекты становления научных теорий в образовании. Образование как сфера социальной практики и предмет теории. Современные педагогические и психологические теории учения (обучения) и их сравнительная роль в организации образования. Развивающие функции традиционной и инновационной стратегий организации образования.
Тема 2.2 Принципы дидактики
Общие принципы дидактики. Реализация общих принципов дидактики в конкретных предметных методиках обучения.
Тема 2.3 Педагогические методы исследования в практической деятельности
Методы педагогики. Понятие «методология» и ее уровнях в педагогической науке. Методологические принципы педагогических исследований. Система методов и методика педагогического исследования Организация педагогического исследования. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.
Тема 2.4 Образование и педагогический процесс
Образовательная система : цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Управление образовательными системами. Понятие и сущность содержания образования. Образование как педагогический процесс. Воспитательная, образовательная и развивающая функции обучения. Источники и факторы содержания образования. Стратегия развития вариативного образования.
Тема 2.5 Педагогический процесс.
Исторические представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Педагогический процесс как система, его сущность. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
Тема 2.6 Общие формы организации учебной деятельности
Понятие о формах организации обучения, развитие и основания их классификации. Общая характеристика традиционных. Лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачёт, экзамен. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса. Инновационные формы и методы обучения в высшей школе. Современные педагогические технологии. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Тема 2.7 Методы, приёмы, средства организации педагогического процесса
Понятие и сущность методов и приемов обучения, их классификация. Понятие о средствах обучения. Методы формирования сознания, организации деятельности, стимулирования мотивации деятельности и поведения, контроля эффективности педагогического процесса. Взаимосвязь методов и условий их оптимального выбора.
Раздел 3 Педагогическая деятельность преподавателя
ТемаЗ.1 Педагогическая деятельность
Общая характеристика педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Нравственно-психологический образ педагога; формирование педагогического мастерства. Обучающийся как
субъект учебной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|