Сделай Сам Свою Работу на 5

Сфера компетенции Ростехнадзора





Тема1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Правовые, экономические и социальные основы безопасной эксплуатации ОПО определяются принятым Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.,

Мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.



Статья 2. Опасные производственные объекты

 

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Приложение 1

 

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества (указанные в приложении 2 «Классификация опасных производственных объектов – классы опасности(4) №22-ФЗ от 04.03.2013г.»:



а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно - восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, (пыли)-убрали, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющиеся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:



средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 Мегапаскаля;

А) пара , газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающих температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы (в метрополитенах), канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самовозгоранию и самовозгоранию.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения, другие обязательные требования установленные Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и нормативно-техническими документами.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать

нормам в области:

ü защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,

ü санитарно - эпидемиологического благополучия населения,

ü охраны окружающей природной среды,

ü экологической безопасности,

ü пожарной безопасности,

ü охраны труда,

ü строительства,

ü а также требованиям государственных стандартов.

 

Тема 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

 

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

 

 

Сфера компетенции Ростехнадзора

Охрана окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия ( в том числе в области общения с отходами производства и потребления);

Безопасное ведение работ, связанных с пользованием недр;

Промышленная безопасность;

Безопасность при использовании атомной энергии ( за исключением деятельности связанной с использованием ядерным оружием, и ядерных энергетических установок военного назначения);

Безопасность электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых);

Безопасность гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;

Безопасность производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.

 

Полномочия Ростехнадзора в области промышленной безопасности:

Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих:

Требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и к ведению этого реестра;

Порядок оформления декларации промышленной безопасности ОПО и перечень включаемых в нее сведений;

Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утрат Взрывчатых Веществ промышленного назначения;

Порядок регистрации экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения ЭПБ(экспертиза промышленной безопасности);

НПА(нормативно правовые акты) по другим вопросам в установленной сфере деятельности.

Осуществление контроля за:

Соблюдением требований ПБ при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО;

Соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

Горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях.

Выдача лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и охраны недр

Выдает разрешения на:

Применение конкретных видов (типов) технических устройств на ОПО;

Застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода;

Применение ВВ промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

Регистрирует ОПО и ведет государственный реестр этих объектов;

Согласовывает условия лицензий, технические проекты на пользование недрами, на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативных потерь полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке;

Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.

 

 

Тема 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ,

ПРИМЕНЯЕМЫМ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ.

 

Статья7. Технические устройства, применяемые на

опасном производственном объекте

ü Обязательная сертификация технических устройств, включенных в Перечень.

ü Сертификацию проводит организации, аккредитованные ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) в области промышленной безопасности.

ü Правила проведения сертификации устанавливает ФОИВ по стандартизации в области промышленной безопасности

ü Порядок и условия применения технических устройств устанавливаются правительством.

ü Технические устройства в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности.

 

О применении технических устройств на опасных производственных объектах (Постановление Правительства от 25.12.1998 №1540)

Технические устройства должны:

ü Соответствовать требованиям промышленной безопасности;

ü Проходить приемочные испытания;

ü Иметь техническую документацию, в которой указываются условия и требования эксплуатации, методика проведения контрольных испытаний, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования.

 

 

1. Правила эксплуатации оборудования

работающего под давлением.

В организации, эксплуатирующей сосуды, работающие под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкции для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов и ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов.

К обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов.

Подготовка и проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должны проводиться в учебных заведениях, а также на курсах, специально создаваемых организациями.

Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения с указанием наименования, параметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены.

Периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. Внеочередная проверка знаний проводится:

- при переходе в другую организацию;

- в случае внесения изменения в инструкцию по режиму работы и безопасному обслуживанию сосуда;

- по требованию инспектора Госгортехнадзора России.

При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев персонал, обслуживающий сосуды, после проверки знаний должен перед допуском к самостоятельной работе пройти стажировку для восстановления практических навыков.

Результаты проверки знаний обслуживающего персонала оформляются протоколом за подписью председателя и членов комиссии с отметкой в удостоверении.

Допуск персонала к самостоятельному обслуживанию сосудов оформляется приказом по организации или распоряжением по цеху.

Организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. Для сосудов (автоклавов) с быстросъемными крышками в указанной инструкции должен быть отражен порядок хранения и применения ключа-марки. Инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу.

Схемы включения сосудов должны быть вывешены на рабочих местах.

1. Прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий.

 

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация эксплуатирующая ОПО обязана:

- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПЛАС, ПЛАРН, учебно- тренировочные занятия);

- заключать с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников предприятия;

-иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

- обучать работников действиям в случаи аварии или инцидента на ОПО;

- создавать системы наблюдения, оповещения, связи в случаи аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Дополнительный материал

 

 

Тема 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

 

Ответственность за организацию и осуществлении производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации, а также лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте устанавливают:

- Задачи производственного контроля;

-Требования к лицам, ответственным за организацию производственного контроля;

- Порядок представления информации об организации производственного контроля;

- Содержание представленной информации.

 

Основные задачи производственного контроля.

Обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

Анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем орган6изации проведения соответствующих экспертиз;

Разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

Координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

Контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

Контроль за соблюдением технологической дисциплины.

 

Осуществление производственного контроля

Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенные решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.

 

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:

На одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации – если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;

На специалиста назначенного работника – если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;

На руководителя службы производственного контроля – если численность занятых на опасных производственных объекта работников составляет более 500 человек.

 

Требования к работнику производственного контроля

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля должен иметь:

высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;

стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на ОПО отрасли;

удостоверение подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

 

Обязанности и права работника, ответственного за осуществление

производственного контроля:

определяются в положении о производственном контроле, утвержденном руководителем организации, и в заключаемом с ним договоре (контракте), а также в должностных инструкциях.

 

Тема 7. Порядок расследования причин аварий, инцидентов

и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

 

Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору ( РД-03-28-2008) Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.04.2008 № 261 Зарегистрирован в Минюсте РФ 22 мая 2008г. №11734

Данный порядок разработан на основании:

Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3588);

Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.1995, ст. 4552);

Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 31.03.2003, ст. 1177);

Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 28.07.1997, ст. 3589);

Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.1996);

Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 14.01.2002, ст. 133);

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской

 

Порядок проведения технического расследования причин аварий и

инцидентов на объектах, поднадзорных федеральной службе по

экологическому, технологическому и атомному надзору

( РД-03-28-2008) включает в себя:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

II. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН АВАРИИ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ, ОБЪЕКТЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

 

III. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, УЧЕТА И АНАЛИЗА МАТЕРИАЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ, ОБЪЕКТЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

 

IV. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ИНЦИДЕНТОВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ, ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ И ГИДРОСООРУЖЕНИЯХ, ИХ УЧЕТА И АНАЛИЗА

 

V. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ НА ОБЪЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

 

VI. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ, ПОДНАДЗОРНЫХ СЛУЖБЕ, В СЛУЧАЕ АВАРИЙНОГО СВЕРХНОРМАТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

VII. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

По каждому факту возникновения аварии, инцидента на объектах, поднадзорных Службе, осуществляется техническое расследование их причин.

 

Мероприятия связанные с проведением расследования аварий:

 

1. Незамедлительное, информирование об аварии Службы и ее территориального органа, осуществляющего надзор за объектом, вышестоящего органа или организации (при наличии таковых), органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии, территориального органа прокуратуры.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), сообщение включает в себя форму оперативного сообщения о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом)

Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии осуществляется по факсу либо, при отсутствии такой возможности, устно по телефону;

2. Принятие мер по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии;

3. Принятие мер по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением тех случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии и сохранению жизни и здоровья людей.

4. Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на объекте;

5. Организация технического расследования причин аварии (кроме случаев, предусмотренных настоящим Порядком) и принятие мер по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии;

6. Содействие деятельности комиссии по техническому расследованию причин аварии.

За бездействие в случае возникновения аварии или непринятие конкретных мер по локализации и снижению негативного воздействия последствий аварии, в том числе невыполнение требований, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, руководитель организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, или лицо, его замещающее, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор за объектом, на котором произошла авария, в течение суток с момента получения сообщения об аварии проверяет достоверность информации и передает сообщение в оперативную диспетчерскую службу Службы.

 

II. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ

РАССЛЕДОВАНИЮ ПРИЧИН АВАРИИ НА ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ, ОБЪЕКТЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

 

 

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть I), 07.01.2002, ст. 3) и "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002 N 3999.

1. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте назначается приказом по территориальному органу Службы или, в зависимости от характера и возможных последствий аварии, приказом по Службе в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии.

В состав комиссии включаются (по согласованию):

- представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления (но не более 50% членов комиссии),

- представители вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых),

- представители профсоюзных организаций,

- представители страховых компаний

При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с выбросом или разливом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит инспектор отдела экологического надзора, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются в качестве экспертов специалисты центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ).

В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов.

2.6. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составить акт технического расследования причин аварии

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов.

2.8. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом по территориальному органу Службы на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии, но не более чем на 15 календарных дней.

2.9. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет мероприятия:

- производит осмотр, фотографирование (в цвете), в необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;

- взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;

- опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения;

- выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;

- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

- проверяет состояние производственного контроля;

- оценивает достаточность соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений для предупреждения аварий;

- проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

- проверяет правомерность принятых проектных решений и внесения изменений в них, а также их выполнение;

- проверяет соответствие области применения оборудования;

- проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;

- проверяет квалификацию персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект;

- проверяет наличие договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;

- проверяет качество технической документации на эксплуатацию объекта, поднадзорного Службе;

- на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки устанавливает причины аварии и сценарий ее развития;

- определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;

- анализирует работу, осуществляемую службой производственного контроля организации и должностными лицами ее структурных подразделений, по обеспечению промышленной безопасности объекта и его безаварийной работы;

- предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

- предварительно определяет по утвержденным методикам раз-мер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде.

2.12. По результатам технического расследования причин аварии в течение трех дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.

2.13. Письменная информация о выполнении мероприятий, в течение десяти дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий, представляется и в территориальный орган Службы и в организации, представители которых участвовали в техническом расследовании причин аварии.

Руководителем территориального органа Службы информация о выполнении мероприятий в течение десяти дней направляется в центральный аппарат Службы.

 

III. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ,

 

3.1. Материалы технического расследования причин аварии на поднадзорном Службе объекте (далее - материалы технического расследования) включают в себя:

- приказ соответствующего органа о назначении комиссии по техническому расследованию причин аварии;

- акт расследования причин аварии;

- протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении;

- письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии;

- заключения экспертных групп об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.;

- докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

- протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений;

- заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;

- справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии;

- акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве по установленному образцу (при наличии пострадавших);

- копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта;

- сведения о нарушениях требований нормативных технических документов по промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений (с указанием конкретных пунктов документов);

- справка о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган Службы (при сроке задержки более суток);

- другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития.

3.2. Комиссией по техническому расследованию причин аварии принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов.

3.3. Не позднее трех дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии.

3.4. Не позднее тридцати дней после окончания технического расследования причин аварии материалы технического расследования причин аварии и предлагаемые меры по их предупреждению, в зависимости от масштабов аварии, рассматриваются на совещаниях (коллегиях) Службы или ее территориальных органов либо на совещаниях управлений центрального аппарата Службы по соответствующим видам надзора, у заместителя руководителя и руководителя Службы.

По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии могут быть приняты следующие решения:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.