Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение и исправление ошибок





На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактичес­кой техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существен­ное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.

В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:

грубые, значительные и незначительные;

стабильные и нестабильные;

типичные и нетипичные;

Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигатель­ного действия. К значительной относят невыполнение общей детали тех­ники; к незначительной — неточное выполнение детали, ведущее к сниже­нию эффективности действия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражне­нием по причине недостаточной координации усилий или из-за воздей­ствия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными. Закрепленные в на­вык ошибки называются стабильными. Они возникают в результате мно­гократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.



К нетипичным относятся ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимаю­щихся, например, влияние стандартных внешних факторов или недостат­ки общепринятой методики обучения данному физическому упражнению.

Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновре­менно являться значительной, стабильной и типичной (например, движе­ние по дуге при прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание»),

Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение оши­бок, а если они появились, устранять их. Главное при этом — вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении, кроме того, необходимо определить степень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действенные пути ее предупреждения или исправления.



Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упраж­нений нередко становятся следующие недочеты в преподавании:

Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физичес­кой подготовленности занимающихся. Например, подражание технике
чемпионов и рекордсменов мира при отсутствии необходимого уровня раз­вития физических качеств.

Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы. Например, если внача­ле обучать подъему завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то
возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если
изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.

Преждевременное создание целостного двигательного представления
о физическом упражнения, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.

Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий.
Как следствие обучаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные и руководствуются ими.

Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых ус­ловий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Например, обучаемые способны выполнить физическое упраж­нение, лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, т.е. в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.



Причинами двигательных ошибок могут также быть:

Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или
отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных
усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над
другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий,
требующих проявления ловкости.

Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и бо­левых ощущений, а также усталость.

Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправиль­ное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.

Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например,
передвижение двухшажным попеременным ходом на слишком длинных иликоротких лыжах, по снежной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его исполнения.

Отрицательный перенос навыков.

Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предви­деть, необходимо предупреждать.

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

· Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует од­новременно или последовательно без перерыва обучать двигательным дей­ствиям со сходными подготовительными фазами.

· Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач
в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обес­печение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.

· Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.

· Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и
действиях.

· Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания ре­зультатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каж­дом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.

Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вна­чале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.

Путями исправления ошибок являются:

Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью
разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма
или видеозаписи.

Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.

Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность
концентрировать внимание на движении, которое в основном действии
выполняется неверно.

Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, — вот необходи­мые условия успешного освоения физических упражнений.

Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недоста­точно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем физической подго­товленности, могут быть использованы такие приемы:

Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.

Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы
затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после
этого вновь приступить к разучиванию.

Следование правилу: «от простого к сложному через еще более слож­ное». Например, прекратив разучивание данного физического упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре, и затем уже
от трудного перейти к разучиванию легкого и др.

 

 

Глава 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.