Сделай Сам Свою Работу на 5

История Гончарного производства





 

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, т. е. керамика вообще.

Включает три главных класса производств:

· приготовление обычных строительных кирпичей;

· производство различной глиняной или каменной посуды вместе с различными более грубыми предметами украшений или заводских потребностей (кирпичи, кафели, трубы и т. п.);

· приготовление фаянсовых и фарфоровых изделий, как предметов более изысканной домашней и заводской обстановки.

По основным приемам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы совокупляем некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

Сначала гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем Гончарное производство развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно: огнеупорным кирпичом, каменной посудою, черепицею, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и т. п. изделиями.



Изящество выделки отдельных изделий перенесло его из области ремесла в область искусства под именем керамики. Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня.

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае евреи уже знали употребление Гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия (18, 3): вступил в дом гончара, а он работал на кругу (т. е. на Гончарном столе). У евреев Гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех.



Из народов Азии китайцы за 2000 л. до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало Гончарное производства в Китае было гораздо ранее этого времени.

В изделиях Гончарного производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, негры некоторых племен Внутреней Африки ещё в начале 20-го века изготовляли свои горшки от руки, без правильной формы; суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломою и ею до известной степени обжигая.

Совершенствуясь затем в течение веков, оно достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм: так, например, изделия новейших фабрик едва могут соперничать с этрусскими вазами.

Гончарное производство во время первых 7 столетий после Р. X. находилось в Европе в совершенном упадке и только в начале VIII столетия являются проблески его возрождения. Начало ему дают мавры в Испании, и тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Главным предметом фабрикации у них были глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, ещё теперь существующих в Гренаде, Альгамбре, Альказаре и др.

Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. В это же время получает большое развитие Гончарное производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа, произведения которого по высокой художественности ценятся весьма дорого и по настоящее время и составляют гордость Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной Гончарной глины, смешанной с песком и мергелем, известка которого увеличивала способность плавления и сплотнения. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зелёный — медью, фиолетовый — марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после покрытия их глазурью.



Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли Гончарного производства, а именно выделке фаянса. Все подобные Г. изделия сначала обжигались слабым огнем, потом покрывались белою поливою, на ней делались живописные рисунки и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки и пр.

Во Франции Гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции и старалась о придании изделиям его оригинальности стиля. Стремления её в этом направлении увенчались ycпехом. Бернар де Палисси открывает собою новую эпоху Гончарного производства во Франции. Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг наконец до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. Выделанные им изделия имеют своей характерною чертою расписанные красками барельефы голубого, жёлтого, серого и фиолетового цветов. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и проч. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др.

В Голландии и Германии Гончарное производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из Нюренберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские Гончарые изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные, но уступали изделиям итальянским и французским.

Гончарное производство в Англии в средние века было очень мало развито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало Гончарному производству Англии. В начале XVIII стол. уже совершенствуется выделка изделий; но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем же для Англии, кем Лука дела Poбиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 г. изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних. Способов состава глиняной массы явилось очень много, а потому и разнообразию в выделываемых предметах не было конца.

У народов славянских Гончарное производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности. Между найденными предметами встречаются:

1) урны, или пеплохранилищницы, высотою от 1 до 2 фт.;

2) горшки и жбаны с ушами и без них, а также миски в форме чашек;

3) блюда и подставки, нередко до 2 фт. в диаметре;

4) сосуды дырчатые, вероятно, кадила;

5) игрушки детские, в форме птиц, груш и пр.

Масса, употребляемая для их выделки, обыкновенно состоит из глины, находящейся на месте, смешанной с мелко истертым гранитом, от примеси которого всегда на поверхности видны блестки слюды. Способ выделки бывает различный, от самой простой, с шероховатой поверхностью, выделанной, видимо, в руках, до очень гладкой поверхности и правильной формы, которая возможна при употреблении гончарного круга.

Изображения на поверхности их встречаются очень редко, в особенности изображения человеческого лица; цвет имеют чёрный, а некоторые как бы были чем-то покрыты и походят на изделия из чёрного мрамора. Надписей не встречено нигде. Урны с пеплом, в которых попадаются бронзовые и железные предметы, следует отнести ко времени первого десятка столетий: те же урны, в которых попадаются монеты арабские, относятся к IX или X ст., т. е. упадку язычества. Гончарные изделия, находимые в гробах, высеченных в камнях, старше последних по крайней мере на тысячу лет. Казалось бы поэтому, что техника Гончарного производства конца X ст. должна была быть несравненно выше техники каменной эпохи; но в действительности разницы этой не найдено; напротив, изделия из эпохи каменной очень часто гораздо лучше, старательнее и изящнее изделий X ст.

В средние века, когда глиняная посуда заменена была оловянной, серебряной или золотой, Гончарное производство ограничивалось выделкою самого простого сорта её для беднейшего класса населения. К этому времени относится начало выделки изразцов — которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм, гербов, окрашенных в разные цвета и т. п. В архитектуре церковной гончарные глазуров. изделия начали тогда появляться, и как на редкий пример у нас можно указать на отделку внутренних стен храмов посудою наподобие жбанов, отверстиями обращенных внутрь храма. Этого рода украшения местные жители называют гласниками, как видно из самого названия, служившими для улучшения звука во время богослужения. Такими гласниками украшены стены во многих церквах Новгорода, в церквах времен Романовых и даже раньше, напр. в церкви Грузинской Божьей Матери в Москве, в архиерейском соборе в Нижнем Новгороде и в католическом храме в Коложе Гродненской губ. В XV ст. уже во Пскове и Москве выделывались архитектурные украшения (терракота) и изразцы. В особенности пользовалась славою полива на изразцах, выделываемых во Пскове и около Юрьева (Дерпта).

С конца XVIII ст., когда распространились знания о выделке славившегося в то время саксонского фарфора, начали появляться в славянских землях улучшенные выделки этого производства, кроме Чешского королевства, имеющего эту отрасль на высокой степени развития. В середине XIX ст. уже можно насчитать у нас много фабрик этого рода и с весьма солидною производительностью.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.